ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. Операционная стратегия и конкурентоспособность
Операционная стратегия, наряду с финансовой, маркетинговой, логистической, информационной и стратегией по управлению человеческими ресурсами, является функциональным направлением корпоративной стратегии. Операционная стратегия заключается в разработке общей политики и основных направлений деятельности организации, нацеленных на максимально эффективную поддержку ее долговременной конкурентной стратегии: выбор подходящей технологии, разработка временного графика процесса, определение товарно-материальных запасов, способа размещения данного процесса в организации. В вопросе реализации общей стратегии фирмы операционная система играет главную роль, так как без эффективной и рационально организованной операционной системы, развивающейся в соответствии с выбранной операционной стратегией, ни одна фирма не может удержать лидерство на рынке. На разработку операционной стратегии влияют внешние и внутренние факторы. Внутренние факторы можно разделить на четыре взаимосвязанные группы (Рис.2): 1. Связанные с производственной мощностью организации: тип производственной мощности, размещение производственной мощности, характеристика оборудования рабочих мест, возраст оборудования, от которого зависит стоимость его обслуживания и замены. 2. Технологические: возможность автоматизации бизнесс-процессов и создания гибких операционных систем. 3. Финансовые: поток наличных денежных средств, возможности дополнительного финансирования, наличие долгов, стоимость капитала. 4. Связанные с человеческими ресурсами: квалификация персонала, отношение к организации, отношение к работе, опыт. Внешние факторы можно квалифицировать по следующим группам: экономические, политические, юридические, рыночные, факторы конкуренции, технологические (Рис.3). Операционная стратегия как документ содержит типовые разделы: а) главная операционная функция б) размещение производственных мощностей в) проектирование продукции и услуг г) автоматизация д) баланс производства и услуг е) номенклатура и ассортимент продукции и услуг ж) объем производства продукции и оказания услуг з) качество бизнесс-процессов, продукции и услуг и) цена продукции и услуг к) доступность. При разработке операционной стратегии особое внимание следует уделить развитию жизненного цикла товаров. Этапы жизненного цикла различаются типами операционных систем: единичное, серийное или массовое производство. На ранних стадиях товар производится в относительно небольших объемах, предпочтителен единичный или мелкосерийный тип производства, так как дизайн и производственно-технологические характеристики товара могут быть изменены. На этом этапе затраты на операционную деятельность относительно высоки, производственная себестоимость не может быть снижена. Конкуренция ведется по качеству товара, а не по его цене. На стадии роста определяют стабильные характеристики товара и тенденции объемов продаж. Тип операционной системы может быть изменен на средне- и крупносерийный, массовый. В результате эффекта масштаба удельные затраты на производство единицы товара падают. Возможно достижение цели минимизации затрат. Конкурентные преимущества проявляются, прежде всего, в цене товара. На стадии зрелости характеристики товара и объемы его производства относительно стабильны. Рынок характеризуется развитой конкуренцией, наличием товаров-заменителей и предприятий имитаторов. Упор делается на дополнительные услуги, связанные с товаром, при этом растут удельные затраты непроизводственного характера на единицу товара, требуются дополнительные инвестиции. На этапе спада товар выводят с рынка. Ставится задача минимизации финансовых потерь при завершении производства.
Критич. Объем Объем продаж Объем, ед. Рис.2. График показателей «объем-выручка-затраты»
Операционные стратегии можно разделить в зависимости от целей: а) традиционные стратегии: минимизация затрат, развитие гибкости операционной системы по расширению номенклатуры, ассортимента или изменению объемов выпуска; б) современные стратегии: развитие качества бизнесс-процессов, продукции или услуг, минимизация времени выполнения заказов клиентов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|