Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОДГОТОВКА ОПЕРАТОРОВ СУДОВЫХ СЧМ




 

Эффективность судовой СЧМ - ее способность достигать поставленной цели в заданных условиях — определяется как качеством функционирования машинного звена системы, так и качеством деятельности человека-оператора. Профессиональная подготовка операторов состоит из профессионального отбора, обучения и дальнейшего совершенствования их мастерства, а также формирования коллектива операторов для их совместной деятельности. Профессиональный отбор обеспечивает обоснованный допуск людей к определенному обучению и деятельности. Его производят на основании требований профессиограммы и ее составной части — психограммы, описывающих профессию с точки зрения предъявляемых к человеку требований.

Профессиограмма, используемая для профессионального отбора, ориентируется на изучение относительно устойчивых, не компенсиру­емых психофизиологических качеств оператора (например, для судо­водителей к ним относятся сенсомоторные качества, динамический глазомер, пространственность представления, быстрое переключение внимания, а для вахтенного помощника капитана, кроме того, оперативность мышления, эмоциональная устойчивость и др.). Профессиограмма, используемая в целях обучения, должна помочь выявить психофизиологические качества, которые развиваются в процессе профессионального обучения и учитываются путем оценки индивидуальных различий операторов до и после тренировок.

Судоводитель Должен обладать целым рядом необходимых психофизиологических качеств: устойчивостью внимания при умении распределять его одновременно на несколько объектов; умением быстро переключать внимание с одного объекта на другой и концентрировать внимание на основном из них; хорошо развитым пространственным мышлением; устойчивостью психики и умением сохранять приобретенные ранее навыки в экстремальных условиях; способностью осмысливать и оценивать варианты при недостатке времени и в сложных условиях работы; самокритичностью и умением анализировать свои действия и поступки; пониманием своих возможностей и полномочий; эмоциональной уравновешенностью и отсутствием невротических черт. Причем, если навыки и умение работать приобретаются с годами, то отсутствие необходимых психических свойств порой невозможно компенсировать ни образованием, ни опытом судовождения.

Обучение занимает центральное место в системе профессиональной подготовки. Это закономерный, целенаправленно организованный и систематически осуществляемый процесс передачи накопленного социально-общественного опыта, его усвоения и превращения в достояние обучаемого. Профессиональное обучение оператора - составная часть общей системы обучения. Оно призвано дать оператору определенную систему знаний и сформировать у него профессиональные умения и навыки в соответствии со спецификой практической деятельности.

Поиск оптимальных средств и методов профессиональной подготовки операторов привел к разработке и внедрению тренажеров - технических средств, предназначенных для формирования у человека-оператора профессиональных навыков и умений, необходимых ему для управления СЧМ. Тренажер представляет собой модель управляемой системы, с помощью которой воспроизводится процесс ее функционирования, взаимодействия с внешней средой и предметом труда.

Применение тренажеров для подготовки судовых специалистов обусловлено прежде всего общими требованиями педагогического и экономического характера. Очевидно, например, что для овладения искусством управления судном при швартовке к причалу или к друго­му судну нужно приобрести в процессе учебы не только знания закономерностей движения судна, но и специальные психофизиологичес­кие навыки. Обучение швартовке, основанное на наблюдении за действиями более опытных специалистов, может растянуться на долгое время, причем этот пассивный метод, конечно, не гарантирует успешности результата. Тренировки же по выполнению швартовок на реальном судне затруднены по организационным и экономическим соображениям. Аналогичное положение наблюдается при подготовке судоводителей по вопросам обработки и использования радиолокационной информации для безопасного расхождения судов. В то же время на тренажере можно: многократно воспроизвести ту или иную ситуацию; для выработки необходимых навыков и анализа действий обучаемого изменять масштаб времени, представляя события в ускоренном или замедленном темпе; наконец, моделируемый процесс можно оста­новить («заморозить») в любой выбранный момент времени с тем, чтобы произвести инструктаж обучаемого или зафиксировать его внимание на ошибочных действиях.

Тренажеры незаменимы для отработки действий в экстремальных условиях, когда в реальной обстановке учить опасно. Тренажер позволяет искусственно воспроизвести аварийную ситуацию, проверить и подправить действия человека в ней; может использоваться для отработки взаимодействия групп судовых операторов (например, в составе вахтенного помощника капитана, вахтенного механика, рулевого).

Большой интерес при подготовке судовых специалистов представляют адаптивные тренажеры, которые обеспечивают автоматическое управление учебным процессом на основании анализа информации о качестве выполнения оператором учебных задач и его функционального состояния. С помощью адаптивных тренажеров осуществляется индивидуализация обучающих воздействий по последовательности предъявления задач, скорости выдачи информации и другим показателям в зависимости от способности обучаемого и достигнутого им уровня обученности.

При обучении на тренажерах предлагается моделировать ситуации пяти уровней, последовательно повышающих обученность человека-оператора. Ситуации первого уровня предусматривают обучение и тренировки при штатном режиме работы моделируемой СЧМ. Ситуации второго уровня связаны с введением отказов техники. Оценка обученности в этих ситуациях определяется достижением поставленной перед оператором цели. В ситуациях третьего уровня обучаемый действует в составе группы соревнующихся испытуемых, которые ре­шают одну и ту же задачу. Оценка базируется на сравнении результатов, достигнутых различными операторами. Ситуации четвертого уровня аналогичны предыдущим, но в ходе их реализации производится окончательная отработка всей последовательности действий оператора в соответствии с оптимальным алгоритмом решения данной задачи. Ситуации пятого уровня создаются при обучении деятельности с противоположными интересами взаимодействующих систем. В условиях дефицита времени и высокой эмоциональной напряженности, обусловленной взаимным противодействием обучаемых, вырабатываются волевые качества, проявляются глубинные свойства личности. Соревновательный режим в ситуациях этого уровня обеспечивает возможность ранжирования операторов по уровню их профессиональной подготовленности.

 

 

ГЛАВА 8






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных