Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные выразительные средства хореографического искусства.




Танцы и танцевальные упражнения – одно из наиболее эмоциональных и доступных видов двигательной деятельности в комплексе музыкально-ритмического воспитания. Оно способствует формированию правильной осанки, красивой походки, развитию ритмичности и координации движений, выносливости, скоростно-силовых качеств, содействует воспитанию коллективизма, развивает эстетические чувства. Танец – вид искусства, где художественный образ воплощается через музыкально-организованные движения. Особенность исполнения танца в том, что содержание любого эмоционального состояния музыкального произведения раскрывается через пластику человеческого тела. Являясь искусством зрелищным, танец основан на зрелищном воспроизведении пластического воплощения музыкальной драматургии и музыкальных образов. Он своими специфическими пластическими средствами создает конкретное сценическое действие.

Содержание танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств. К выразительным средствам танцевального искусства относятся:

v Лексика танца;

v Танцевальный рисунок.

Хореографическая лексика - язык танца, его основные движения, положения тела, различные жесты. Как писал Л.С,Выготский: «Все то, что совершает искусство, оно совершается в нашем теле и через наше тело».

Лексика бывает:

1. Основная танцевальная

2. Действенная

3. Подражательная

4. Ассоциативная

 

1. Основная хореографическая лексика используется в постановке танцевального номера в зависимости от его жанровой направленности, характера исполнения танца.

· Самой сложной считается лексика классического танца, которая требует большой точности и академизма исполнения. Она основана на пластике и завершенности форм античной скульптуры. Все элементы классического танца основаны на биохимическом процессе выворотности ног и мягкости, округлости рук при собранности всего корпуса. Овладение элементами классического танца подобно овладению клавиатурой состоящей из нот. Эта лексика воспитывает грацию (совершенство пластической формы движений), изящество (отточенность и изысканность формы), элегантность (благородство и завершенность стиля). Она наиболее правильно и гармонично развивает тело, способствует исправлению некоторых данных (недостатков), поддерживает и совершенствует форму тела. Азбукой танцевальной лексики классического танца является экзерсис – постоянная и последовательная тренировка, которая способствует развитию волевых качеств, двигательной памяти, ритмичности, музыкальности исполнительской техники. Лексика классического танца используется при постановке классического танца (номеров) в детских балетных студиях, имеющих определенную степень подготовки. Отдельные элементы классического танца включаются в работу с детьми любой возрастной группы.

· Лексика народного танца выражает национальные особенности народа, которые зависят от природно-климатических условий жизни, жизненного уклада народа, его нравов, морали, этики. Она исполняется в определенной манере, что дает основные понятия о характере народности. Лексика народного танца помогает развитию танцевальности, артистизма, стилистики исполнения. Она очень разнообразна и часто дополняется мимикой, жестами. Используется при постановке народного танца. Изучение элементов народной лексики начинается в детском саду.

Так в соответствии с программой «Пралеска» дети средней группы должны овладеть техникой исполнения «притопов» (3 притопа вправо, влево, на месте, 2 шага и 3 притопа), «топотушек» (на месте, в движении, вправо, влево), «ковырялочки» (прямо, вправо, влево), хороводного шага (тройного, переменного), кружения с припаданиями, кружения прыжками в присяде, пружинистого шага, присядки, «ковырялочкой» на подскоке и тремя притопами; а в старшей группе совершенствуют технику исполнения ранее изученных элементов и изучают новые: «ковырялочка» на подскоке, присядка с выставлением поочередно ног на пятку, 3 притопа и подскок, подскок и 3 притопа, шаг «веревочка», «гармошка», «падебаск», присядка с прыжком и поочередным выставлением ног на пятку, на носок вперед, в сторону, 2 подскока и 3 притопа.

· К основам танцевальной лексики можно также отнести элементы спортивно-бального танца, современного, ритмической гимнастики.

2. Действенная лексика помогает строить танец и рассказывает о каком-то конкретном действии. Имея условный, обобщенный характер она как бы отвечает на вопрос «Что делает танцор?». В танце она чаще всего отражает определенный трудовой процесс. Использование такой лексики упрощает восприятие танцевального номера и зрителем и исполнителем. Эту лексику руководитель кружка ритмики в ДУ использует при постановке бел.нар.танца «Бульба» с детьми старшей группы.

3. Изобразительно-подражательная лексика используется при постановке танцевальных номеров для детей всех возрастов. Элементы этой лексики передают движения и жесты при помощи подражания, что помогает создать художественный образ. Это могут быть повадки животных(Зайчики, лошадки, петушки и т.д.), характерные для определенного человека движения (Чарли Чаплин, Майкл Джексон).

Такая лексика используется при постановке характерных танцев и небольших массовых этюдов на музыкально-ритмических занятиях. Она является основной в работе с детьми дошкольного возраста. Так уже в группе «Малыши» детей нужно побуждать передавать под музыку характерные движения художественно-игровых образов (мишка идет, зайчик прыгает, кукла танцует, стрекоза летит и т.д.)

4. Ассоциативная лексика наделяет образы определенными качествами, которые художественно обобщаются в конкретных символах, создается пластическая характеристика образа. Особое положение рук, корпуса.

Так в танце «Чарот» образ девушек по их покачиванию создает впечатление дуновения ветра и характер колебания камыша.

В постановке детских танцевальных номеров хореографическая лексика используется в комплексе, что позволяет создать более конкретный образ. Владение всеми видами лексики дает толчек к развитию творчества.

_________________________________

Раскрыть художественный образ в танцевальной постановке помогает композиционный рисунок. Это выразительное средство хореографии дает объемное восприятие музыкального образа.

Композиционный рисунок может быть:

Ø Статичным (весь смысл танца, его идея решается лексикой);

Ø Динамичным (завораживает зрителя своими замысловатыми перестроениями).

Рисунок в танце рождается и развивается по законам драматургии, вытекая из простого в более сложный. Он может быть построен на контрастности – одном из активных средств выразительности, может использовать принцип лейтмотива – повтора композиционного рисунка. В народных танцах рисунок чаще всего носит орнаментальный характер, раскрывая национальный колорит постановки.

Использование рисунков на музыкальных занятиях и занятиях ритмики дает возможность:

работать над развитием у детей свободной, непринужденной и в то же время сознательной способностью распределять движения во времени и пространстве в полном соответствии с поставленной задачей,

воспитывать внимание,

развивать координацию движений.

В основном это простые одноплановые перестроения:

 

         

 

Линия колонна змейка круг диагональ

 

Так уже в группе «почемучки» дети должны овладеть навыком сужения и расширения круга с различными танцевальными движениями – топотушками, пружинистым шагом, боковым галопом и др.

Самый сложный композиционный рисунок с разнообразными взаимопереплетениями используется при работе над сценическими вариантами танцевальных постановок. Особенно это касается хороводных танцев, где лексика не является основным выразительным средством.

Это могут быть различные обводки, обходы, кружения в парах, «ручейки», многоплановые круги, «звездочки», «восьмерки», «улитки».

 

       

 

Круги «звездочка» «ручеек» «улитка»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных