Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Категории эстетики.




По всей видимости, в своих исходных моментах принципы систематизации должны носить универсальный, философско-эстетический характер.

Поэтому, во-первых, при определении структуры такой сис­темы важны онтологически-феноменологические и социально-гносеологические аспекты. Во-вторых, необходимо определить принципы субординации и координации эстетических категорий. И, в-третьих, конечно, выделить основную универсальную эстетическую категорию, вокруг которой организуется вся сис­тема.

 

Во-первых, Говоря об онтологии эстетичес­ких категорий, придается или объективно-идеалистический, или субъективно-идеалистический (экзистенци­альный) смысл.

Феноменологический аспект категорий следует понимать как обнаружение многообразия проявления сущности в формах су­ществования тех или иных эстетических явлений.

И, наконец, обнаружение познавательного значения катего­рии в первом условии предполагает гносеологический аспект. Социальное функционирование содержания категорий в много­образных формах есть социальный аспект.

 

Второе условие приводит нас к необходимости выделить груп­пы эстетических категорий, которые находятся в определенной субординации и координации. Здесь целесообразно выделить три группы категорий, которые мы обозначим как отражающие: 1 — объективные состояния, 2 — духовно-практическое освоение мира и 3 — мир субъекта социальной жизни.

 

В первой группе категорий отражены именно объективные состо­яния, а не объективные отношения, так как объективность указывает на нечто существующее вне, до или после практики и отражения, в то время как объективность указывает на процесс или деятельность. Это прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое.

Духовно-практическое же освоение в эстетическом аспекте во второй группе следует понимать как определенный результат взаимодействия объективного состояния и субъекта социальной жизни, как нечто третье, в котором они своеобразно соединяются и отражаются в категориях эстетического идеала, вкуса и чувства.

Наконец, категории третьей группы: искусство, художествен­ный образ, творчество отражают те явления, в которых реализу­ется творческая природа человека; в эстетическом аспекте рас­крывается субъект социальной жизни.

 

И, наконец, третье условие. Вероятно, в основе всей системы эстетических категорий должна лежать категория «эстетическое». Эстетическое, в широком смысле, есть совершенное в своем роде.

Эстетическим является не только прекрасное (что не вызывает сомнений), но и уродливое, и низменное, и трагическое в том случае, если в нем наиболее совершенно выражена его сущ­ность — сущность рода.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных