ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Компаративистский анализ эстетического и научного восприятия мираЭстетическое восприятие – форма психической деятельности человека, при котором общественно значимое содержание произведений становится достоянием отдельной личности и оказывает на неё своё специфическое воздействие. Научное восприятие – особая форма психической деятельности человека, результатом которого является новое знание о мире. Научному познанию присуща: логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость познавательных результатов и т.д. Итак, научное и эстетическое восприятие мира издавна идут рука об руку. В эстетическом переживании нам дается чувственное созерцание научной истины, таким образом, обе сферы приобщают человека к знанию, к неким объективным закономерностям мироздания. Многие учения объединяли красоту и науку. Так у пифагорейцев музыка понималась как математическая дисциплина, так как приятные созвучия подчиняются простым математическим з аконам. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи создал теорию перспективы в живописи, основанную на математических расчетах. Леонардо подразделил теорию перспективы на три самостоятельные части. Первая часть — линейная перспектива. Она излагает законы зрительного сокращения размеров предмета и вооружает рисующего знаниями пространственного изображения предметов на плоскости. Вторая часть — воздушная, или цветовая, перспектива излагает законы перспективного изменения цвета в зависимости от удаления предмета в глубину пространства. Третья часть, тоже воздушная перспектива, говорит о законах потери отчетливости границ и контуров предметов при удалении. В других эстетических концепциях научное знание и эстетическое восприятие противопоставлялись. Средневековая философия, Шеллинг, романтики, символисты полагали, что эстетическое – это высшее знание, знание о высшем. Оно идет не от разума, а от чувства, т.е. более гармонично. Кроме того, это образное, а не понятийное постижение действительности, поэтому в отличие от холодного и антиномичного (противоречивого) рационального знания, эстетическое познание обладает целостностью. Поскольку эстетическое восприятие дает знание ценностей, а не просто информацию об объектах, оно более значимо для человека, чем научное. Основные отличия эстетического и научного восприятия мира 1. Научное восприятие к действительности характеризуется объективностью, рациональностью и дифференцированным объектом. Однако закономерности действительности, представляющие ценность для человека, не только познаются разумом, но и переживаются как чувство прекрасного. В отличие от науки как мышления в понятиях, эстетическое восприятие предполагает образное восприятие и образное мышление. 2. Если наука относится к постигаемым вещам как к объектам, существующим вне и независимо от познающего их субъекта, то эстетическое отношение несет на себе отпечаток человеческой субъективности. Это не знание информации, а переживание ценности. Наконец, если наука дифференцирована на множество дисциплин, исследующих различные срезы действительности, то особенность эстетического восприятия в том, что оно позволяет постичь объект в его целостности. Таким образом, основное отличие эстетического и научного восприятия мира заключается в объективности научного и субъективности эстетического восприятия мира. Компаративистский анализ воспринимаемого мира показывает, что во многом научное восприятие мира противоположно эстетическому восприятию мира. Но это не так важно, их объединяет сама идея восприятия, что приобщает человека к знанию. А знание, по своей сути, многообразно, и ошибка современной действительности заключается в доминировании научного восприятия над эстетическим. Эстетическое восприятие должно идти в ногу с научным, обогащая внутренний мир человека. 25) Искусство и цивилизация: общее и особенное
цивилизация - это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры. Именно сегодня проблемы и перспективы современной цивилизации приобретают особый смысл, вследствие противоречий и проблем глобального порядка, приобретающих все более острый характер. Речь идет о сохранении современной цивилизации, безусловном приоритете общечеловеческих интересов, вследствие чего социально-политические противоречия в мире имеют свой предел: они не должны разрушать механизмов жизнедеятельности человечества. Предотвращение термоядерной войны, объединение усилий в противостоянии экологическому кризису, в решении энергетической,продовольственной и сырьевой проблемы - все это необходимые предпосылки сохранения и развития современной цивилизации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|