Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Полифония в первые годы обучения.

Работа над полифонией – труднейший раздел в воспитании музыканта. Наша музыка многоголосна. Полифонические фрагменты вплетены в ткань почти любого произведения, а зачастую лежат в основе фактуры. Поэтому так важно подвести ученика к восприятию полифонической музыки, пробудить интерес к работе над ней, воспитать способность слышать полифоническое звучание.

Равнодушие, антипатия учеников к работе над полифонической музыкой известна всем педагогам ДМШ. Причина – восприятие ими полифонических пьес как трудных и скучных упражнений на соединение различных движений в двух руках. Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него сочетанием выразительных мелодий певучего или танцевального склада. Поэтому особо важно выбирать для каждого ученика доступные и привлекательные по музыкальной образности полифонические пьесы. Именно в этом проявится искусство педагога.

Воспитание полифонического слышания требует большого педагогического терпения, многолетней систематической работы. Поэтому работу над полифонией нужно начинать с первых шагов обучения.

Для исполнения полифонических произведений от ученика требуется осмысленность, певучесть и постоянный слуховой контроль. Ученик, работая над одноголосными мелодиями, различными по эмоциональному строю, должен уметь передавать их настроение, меняя способы звукоизвлечения, представлять в каком темпе, каким звуком исполнять ту или иную мелодию. После кратковременной работы над одноголосием ученики приступают к следующему этапу – игре двумя руками, учатся играть мелодии с сопровождением.

Слух детей обычно ориентирован на мелодию. Педагог должен помочь ученику услышать и осмыслить всю музыкальную ткань. Педагог должен рассказать о различной роли сопровождения: оно может поддерживать мелодию, раскрашивая интересными гармониями, а может не уступать ей по своей выразительности и содержательности. Зачастую между мелодией и аккомпанементом должен быть «воздух». Аккомпанемент может отличаться от мелодии характером выразительности, штрихом. Ученик учится вслушиваться в каждую деталь – где нужно выдержать долгий звук, как провести линию баса, выявить скрытое мелодическое движение и т.д. Все это является необходимым условием грамотного исполнения полифонии в дальнейшем.

В детском репертуаре есть большое количество произведений, которые способствуют развитию самостоятельности рук. Такие произведения подготавливает ученика к исполнению полифонии. Вот несколько примеров: Гольденвейзер «Песня»; Крутицкий «Зима».

Уже на этом этапе необходимо познакомить ребенка с приемами работы, которые помогут им в дальнейшем в работе над полифонией. На этом этапе желательно разбирать пьесы на уроке, приучая грамотно анализировать текст. На следующем уроке проверить разбор отдельно каждой рукой. Выяснить, понятен ли ученику характер пьесы. Сравнить, чем отличаются партии верхнего и нижнего голоса, показать насколько они самостоятельны и как надо исполнять каждую партию.

На этом и следующем уроке полезно разделить партии сопровождения и мелодии между учеником и педагогом, играя попеременно. Ученик слышит пьесу целиком, лучше представляет каждый слой фактуры.

Полифонию, доступную детям в первые годы обучения, можно разбить на 3 группы:

  • подголосочная полифония – легкий полифонический репертуар, включающий обработки народных песен. Ведущий голос в них, как правило, верхний, 2-й голос (или несколько голосов) не является самостоятельным, он поддерживает, обогащает основной напев.
  • Контрастная полифония – пьесы с контрастирующими голосами. Здесь основную мелодию в большинстве случаев ведет верхний голос, ему противостоит самостоятельная, но интонационно менее значительная линия баса. Весьма характерны небольшие пьесы, танцы, принадлежащие композиторам XVII-XVIII в. К шедеврам этого жанра можно отнести танцы из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах».
  • Имитационная полифония – наиболее трудный для восприятия и исполнения вид полифонии. Хотя интонационный контраст между линиями здесь отсутствует, каждый голос живет самостоятельной жизнью: не совпадают начала и концы фраз, в разное время возникают подъемы и спады, различная фразировка определяет и различную динамику, не совпадают кульминации. Из пьес, вводящих ученика в этот стиль можно назвать пьесы из «Азбуки» Гнесиной, пьесы Бартока – «Микрокосмос» - первые тетради, «Детям».

Уже на этих простейших примерах ученик должен уметь работать различными способами: играть в ансамбле с другим учеником или педагогом; один голос петь. другой играть на фортепиано; один голос исполняется «вслух», другой «про себя». Чтобы проверить, действительно ли ученик мысленно ведет голос, нужно неожиданно предложить ему вступить другой рукой.

Прохождение полифонии начинается с самого доступного ее вида – подголосочной полифонии. Мелодии народных песен понятны детям, легко запоминаются. Примеры подобных пьес можно найти в различных Школах и Хрестоматиях. Обычно пьеса начинается с запева, звучащего на широком дыхании. Подголосок чаще всего исполняется мягко, без особой выразительности, поддерживая основной напев. В то же время встречаются пьесы с более развитым подголоском. В таких случаях нужно разобраться в интонационном разнообразии голосов, не торопясь соединять пьесу двумя руками. Много интересных пьес в сборнике «Полифонические пьесы для фортепиано на основе украинских песен» под редакцией Берковича.

 

Работая над подголосочной полифонией, ученик параллельно знакомится с миниатюрами танцевального жанра композиторов XVII-XVIII века. Репертуар для этого можно найти в сборнике под редакцией Ляховицкой, в тетради В.Моцарта и др. Во всех пьесах такого жанра используются приемы контрастной полифонии, что делает их популярными в педагогическом репертуаре. Пьесы эти были созданы в свое время для предшественников современного фортепиано – инструментов с двумя мануалами. Исполнение голосов на различных мануалах создавало само собой, без каких-то усилий исполнителя тембровый контраст между ними. При исполнении же этих пьес на фортепиано необходимо позаботиться о различной окраске двух голосов. Изложение пьес обычно двухголосное, основную мелодию ведет верхний голос, всегда разнообразный по артикуляции, ритму, интонациям. Нижний голос менее выразителен в интонационном отношении, но имеет самостоятельную линию. Эти пьесы отличаются изяществом и законченностью. Они воспитывают чувство стиля, вырабатывают осмысленное исполнение штрихов, самостоятельность рук, готовят учеников к более сложной классической полифонии Баха, Генделя. Пример – «Ария» Перселла ре минор. Верхний голос интонационно глубоко выразителен, протяжен; он излагается короткими фразами, разделенными небольшими цезурами. К концу пьесы выразительность мелодии и силы звука значительно возрастают. Нижний голос исполняется портаменто, ровно и мягко, как бы в некотором отдалении. При умелом исполнении он по динамике контрастирует с верхним голосом, сохраняя известную бесстрастность, в отличие от верхнего голоса. Рекомендуемые способы изучения пьесы: исполнение поочередно отрывков каждого из голосов с обязательным сохранением контраста между ними; вступление сначала одного голоса, а затем «на ходу» присоединение к нему другого.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ПОЛИФОНИИ | Вопрос №13. Имитационное трехголосие. Виды имитаций. Сложные контрапункты в трехголосии.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных