ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Жуткие барельефы Монте-Албан
Отдав должное ольмекам, мы обязаны упомянуть еще несколько культур, влияние которых эта великая цивилизация, несомненно, ощутила на себе. Неподалеку от города Оахака, столицы одноименного мексиканского штата, находится гора Монте-Албан (Белая Гора), вершина которой когда-то была облюбована для жизни народом сапотеков. Случилось это около шестисотого года до нашей эры. Именно этим временем датируют гигантские фундаментные блоки с барельефами танцующих людей (как полагали), которые и получили название «танцоры». Барельефы «танцоров» изучались уже долгое время, пока, наконец, исследователи смогли разглядеть, что на монументах сапотеков изображены не танцующие, а изнемогающие от страданий люди. Скорее всего – пленники, подвергавшиеся пыткам, зачастую – с выпущенными внутренностями. Рядом с их изображениями были высечены их имена. Эти жуткие барельефы, по всей видимости, запечатлели историю завоевания долины Оахаки правителями Монте-Албана. Уже во втором веке до новой эры сапотекская цивилизация обрела черты государства со столицей в Монте-Албане. А через несколько сотен лет, уже во втором веке новой эры, правители сапотеков не только завоевали целый ряд областей за пределами Оахаки, но и контролировали всю торговлю между Центральной Мексикой и Тихоокеанским побережьем. Расцвет цивилизации сапотеков наступил, как считается, между трехсотым и девятисотым годами нашей эры. Этот период, по случайности или нет, совпадает и со временем расцвета древних городов майя. В период расцвета население Монте-Албана достигало 25 000 человек. Бурно развивались различные ремесла, а «танцоров» сменили не новые барельефы, а пространные надписи на каменных панелях, в которых упоминались даты новых побед, названия завоеванных мест и имена знатных пленников. Тесно связанной с сапотекской культурой была и культура миштеков. Этот народ заселял западную часть Оахаки, и первые местные протогорода – большие укрепленные поселения (Монте-Негро, Йукуита, Уамелульпан, Серро-де-Лас-Минас) – были чуть моложе Монте-Албана и возникли уже во втором веке до новой эры как ответ на экспансию Монте-Албана. Умиштеков был сформирован особый стиль надписей – ньуинье. Он известен как в горных долинах Миштека-Альты (Серро-Энкантадо, Тидаа, Йукуньудауи и др.), так и в предгорьях Миштека-Бахи (Текиштепек, Серро-де-Лас-Минас, Уахуапан и др.). Содержание этих надписей мало отличается от творчества их соседей: войны, победы, вступление во власть новых правителей, ритуалы, поэтому некоторые исследователи считают, что подобная письменность была заимствована миштеками у сапотеков. Общество долины Оахаки состояло из трех страт, или социальных слоев: знать, общинники-землевладельцы и неполноправные безземельные. Простые люди жили в небольших тростниковых хижинах или домах из кирпича-сырца, знать же обитала в каменных дворцах с множеством комнат. В долине Оахака, как и у ольмеков, существовала сложная ирригационная система, контролировало и поддерживало которую, как и в Древнем Египте, государство. В горных долинах использовалось террасное земледелие, весьма сложное и продуктивное. Примерно с седьмого века нашей эры сапотекское государство вступило в полосу кризиса. Древняя столица стала почитаться как «дом предков» и использовалась лишь для захоронений знати, а длинные повествовательные надписи уступили место небольшим палеткам внутри гробниц.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|