Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение и развитие спортивной психологии 4 страница




Тремор – непроизвольные ритмические сокращения мышц, сопровождающие произвольные движения и статические усилия. Частота и амплитуда тремора увеличиваются с повышением степени произвольности движений, сознательного контроля за их протеканием, а также при утомлении, сильных эмоциональных переживаниях, хронических отравлениях (алкоголем).

стартовая апатия обусловлена течением нервных процессов, противоположным тому, которое вызывает стартовую лихорадку: тормозные процессы в нервной системе усиливаются, чаще всего под воздействием сильного утомления или перетренировки. Наблюдается некоторая сонливость, вялость движений, снижаются общая активность и желание соревноваться, притупляются восприятие, внимание. Однако у ряда спортсменов через некоторое время (час или два), постепенно, по мере приближения времени старта, состояние апатии переходит в оптимальное соревновательное состояние. Такое

явление чаще всего обусловливается наличием некоторых нежелательных (или неизвестных) моментов в предстоящем соревновании. У стартовой апатии есть особая разновидность – самоуспокоенность, которая возникает в тех случаях, когда спортсмен заранее уверен в своей победе, низко расценивает возможности своих соперников. Опасность этого состояния заключается в пониженном внимании, неспособности к мобилизации при неожиданных изменениях ситуации.

• боевая готовность связана с оптимальным соотношением динамики возбудительных и тормозных процессов в нервной системе, их уравновешенностью и оптимальной подвижностью. Признаками такого состояния служат: сосредоточенность внимания на предстоящем соревновании, повышенная восприимчивость и способность мыслить, действенность и стенический характер эмоций, оптимальный уровень тревожности. В восточных единоборствах боевая готовность характеризуется особой отчетливостью сознания, раскованностью, раскрепощенностью мышц и движений, безграничной верой в возможность победы.

Постсоревновательные психические состояния в значительной мере зависят от исхода соревнования.

Победа, доставшаяся в трудной спортивной борьбе, а также достигнутый запланированный результат (победа над сильным соперником, улучшение личного рекорда, выполнение мастерского норматива) приводят к положительным эмоциональным реакциям: устойчивому чувству удовлетворенности собой, гордости своей командой, жизнерадостному настроению, уверенности в своих силах, желанию тренироваться. Если победа или относительный успех достигнуты легко, без особых усилий, то могут возникнуть переоценка своих спортивных способностей, зазнайство, излишняя самоуверенность, беспечность, пренебрежение тренировочной работой.

Поражение или относительная неудача, особенно, если спортсмен не сумел проявить свои бойцовские качества или столкнулся с вопиющей несправедливостью в оценке результата, может вызвать депрессию, неуверенность в своих силах, разочарование, зависть, нежелание тренироваться, а иногда и привести к отказу от занятий спортом.

Депрессия – отрицательное эмоциональное (аффективное) состояние, характеризующееся подавленностью, тоской, отчаянием, пассивностью, чувством вины, снижением уровня самооценки. Депрессии могут быть функциональными, возникающими у психически нормальных людей после сильных эмоциональных напряжений, и патологическими. «

Эмоциональная реакция на поражение может быть и положительной: возникают стенические эмоции, критическое отношение к своим недостаткам, повышается работоспособность на тренировках, увеличивается число волевых проявлений, растет настойчивость в достижении цели. Формирование спортивного характера всегда сопряжено со стеническими эмоциями в ответ на неуспех в соревновании.

Практика спортивной деятельности показывает, что умелый выбор масштаба соревнований, уровня подготовленности соперников и других факторов соревновательной деятельности позволяет тренеру и участникам соревнований поддерживать оптимальное соотношение побед и поражений спортсмена или команды. У выдающихся спортсменов список побед явно перевешивает список поражений. Например, у борцов и боксеров международного класса поражения составляют не более 10–15 % от числа проведенных встреч. Численный перевес побед над поражениями дает основание для формирования бойцовских качеств, а очевидное преобладание неудач в соревнованиях приводит к формированию хронического неудачника, который готов к поражению даже на старте соревнований. В случае очередной неудачи он будет искать причины поражения в разных объективных факторах (щепки на льду, неудачная смазка лыж, несвоевременное усиление ветра, плохое качество газона, предвзятое судейство).

Какой тип предстартовых состояний характерен для вас в большинстве соревнований? Есть ли у вас опыт коррекции предстартовых состояний? В чем он состоит?

Объемные требования Теория

Психологические особенности спортивного соревнования. Высокая мотивация, экстремальность, социальная значимость, мобилизация.

Спортивное соревнование как процесс. Основные структурные категории и стадии соревнования: объективная и субъективная ситуации, результат, возможные последствия результата. Соперничество и совершенствование соревновательного поведения.

Эмоциональные факторы соревновательной деятельности. Масштаб соревнований, личная значимость, состав участников наличие опыта, уровень тренированности. 4*

Предстартовые и постсоревновательные психические состояния. Стартовая лихорадка, стартовая апатия и боевая готовность. Трудная и легкая победа, неудача как факторы формирования личности спортсмена.

Практика

Сопоставить собственные результаты определения уровня притязаний, личностной и ситуативной тревожности с особенностями поведения в соревнованиях. Сделать соответствующие выводы.

Литература

1. П у н и А.Ц. Очерки психологии спорта. – М.: ФиС, 1959.

2. Психология спорта высших достижений. Под ред. А.В. Родионова – М.: ФиС, 1979.

3. К р е т т и Б. Дж. Психология в современном спорте. – М.: ФиС, 1978.

4. Р у д и к П.А. Психология. – М.: ФиС, 1976.

5. Мартене Р. Социальная психология и спорт. – М.: ФиС, 1979

6. Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена. – М.: ФиС, 1979.

Глава IV

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Используемые понятия общей психологии:

дифференцировка, второсигнальный, первосигналь-ный, обратная связь, кибернетика, деятельностный подход, синергизм, локомоция, апперцепция, идео-моторика, интеллект.

1. Психологическая структура двигательных навыков в спорте

Под технической подготовкой в спорте чаще всего понимают процесс обучения основам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, а также совершенствования избранных вариантов спортивной техники. Психологической основой освоения и совершенствования двигательных навыков служат образование, дифференцировка и последующая динамика временных условных связей в мозговых структурах.

Дифференцировка – свойство, процесс и результат избирательного реагирования на основе различения очевидных или малозаметных особенностей конкретной ситуации, в которой действует субъект.

При этом психические механизмы обеспечивают осознанный характер действий. В спорте чаще всего требуются достаточно обширные и глубокие знания, четкие представления о технике двигательных действий, сознательный контроль за выполнением действий, подотчетность действий сознанию, возможность обеспечения второсигнального управления движениями.

Второсигналъный – связанный со способом регуляции поведения живых существ, в котором ведущая роль принадлежит психическому отражению с использованием знаковых средств. В качестве основного для человека (но далеко не единственного) знакового средства выступает слово, которое является сигналом сигнала, то есть отражением в слове непосредственных (первосигнальных) воздействий на человека, данных в его ощущениях и восприятии.

Спортивные педагоги знают, как велико значение использования точной терминологии. Даже тогда, когда контроль сознания может помешать автоматизированному выполнению движения с максимальной быстротой или точностью, тем не менее, возможность ясного осознания и детализация движений возможна, и такие задачи нередко ставятся. В этих случаях используется словесный образ, построенный на целом ряде первосигнальных возбуждений.

Первосигнальный – связанный со способом психической регуляции поведения живых существ на основе непосредственного отражения мира в ощущениях и восприятии. Сигнальная функция предметов и явлений подразумевает их способность стать сигналом для субъекта и способность субъекта улавливать эти сигналы.

Формированию и последующему развитию двигательных навыков в спорте присуща высокая степень точности движений. Точность движений необходима спортсменам как в пространственном, так и во временном аспектах. Примеры необычайно высоких требований к точности межмышечной координации, синхронности движений во времени мы видим в циклических видах спорта, а требования к пространственной точности – в различного вида прицельных состязаниях. Однако чаще всего требуется пространственно-временная точность.

Непременным и наиболее эффективным средством обеспечения необходимой точности изучаемых и совершенствуемых движений является обратная связь – срочная, легко воспринимаемая информация о наиболее существенных параметрах движения.

Обратная связь – принцип построения управления живыми и техническими системами, в котором действующий объект (или субъект) имеет возможность информировать управляющий орган о параметрах или результатах действия.

Не менее важной стороной спортивных навыков является их устойчивость и надежность. Чаще всего в самом начале освоения навыка используются несколько упрощенные, облегченные условия, которые впоследствии постепенно усложняются эмо

циональными факторами соревнований, противодействием соперников, погодными условиями и многими другими факторами. При этом спортсмен в целом ряде видов спорта должен сохранять безошибочную схему движения, точно выполнить требуемое движение даже при многочисленных и разнообразных отвлекающих воздействиях, иногда на пределе своих физических возможностей.

Одновременно должна сохраняться гибкость навыков, позволяющая адаптировать навык к изменению развитости физических качеств, к специфике действий соперника, к изменению трассы и многому другому. В результате многолетних тренировок вырабатывается универсальная, общая приспособляемость навыка к самым различным условиям тренировок и соревнований. Спортсмен, обладающий таким свойством навыка, испытывает значительно меньшие психические нагрузки, тратит меньше нервной энергии.

В чем состоит основная сложность формирования и совершенствования навыков в избранном вами виде спорта? Каковы ваши личные затруднения в освоении спортивных навыков?

2. Психологические особенности технической подготовки

Психологические особенности технической подготовки спортсменов теснейшим образом связаны со спецификой критериев соревновательных действий в конкретном виде спорта. Полезный результат любого действия, сам факт его достижения отражается психикой человека как необходимая совокупность достигнутых параметров. Применительно к спортивному действию сам результат, а также один или несколько параметров могут стать основой для формирования критерия.

Человечеству до сих пор удавалось обходиться сравнительно небольшим числом этих критериев. Вернее, оно использовало практически все, что возможно. В ходе общественно-исторического развития сформировались, рафинировались критерии соревновательных результатов, которые, в свою очередь, смогли стать основой формирования системы соревновательных действий. По нашим представлениям, такое взаимное опосредование критериев спортивных результатов и соревновательных действий лежит в основе развития спорта, составляет его специфику, в том числе и психологическую, включающую особенности техники различных спортивных действий.

Деятельности не учат, учат действиям. В связи с этим психологическая проблема технической подготовки «чему учить и как учить» может быть сведена к выявлению двух банков: банка самих соревновательных действий и банка критериев результативности этих действий. Однако подлинный полезный педагогический эффект может быть получен лишь в результате выявления сопоставимости, соотносимости обоих банков, построения логики этого соотнесения.

Банк критериев (тот, что на схеме «Систематика соревновательных действий спортсменов по критериям результатов» выделен жирным шрифтом) специалисту в области спорта хорошо известен. Это: число попаданий в цель, максимальный вес, число поднятий, минимальное отклонение от цели, сопоставимость с эталоном, минимальное время, скорость, максимальное расстояние

в игровых, силовых, прицельных, координационных, скоростных, сложнокоординационных, циклических действиях и единоборствах. Этот банк составляет целевую, оценочную сторону действия.

Банк соревновательных действий (именно действий, а не соревновательных упражнений, не видов спорта и не спортивных амплуа) охватывает все известные нам случаи спортивного соревнования: соревнования в рамках правил, соответствующего судейства и после специальной подготовки участников. Попытка систематизировать все известные нам соревновательные действия привела к необходимости обособления на первом уровне трех подсистем действий: стандартных, управляющих и ситуативных противодействий.

При этом стандартные действия прежде всего отличаются очевидной энергоавтономностью, четким действием физических

Схема 1

критериев (за исключением сложнокоординационных действий). В этих действиях часто фиксируются рекорды, отслеживается динамика достижений спортсменов от поколения к поколению, возможны заочные состязания, здесь обширное поле деятельности для реализации достижений точных наук. При освоении навыков в этих соревновательных действиях спортсмены стремятся к наибольшей стандартизации навыков, к устойчивости и точности.

В управляющих действиях наиболее существенными являются кибернетические критерии успеха, в них очевидна энергозависимость спортсмена от мощности двигателя, силы ветра, перепада высот, профиля трамплина и т.п.

Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в технических устройствах, живых организмах и обществе.

Несмотря на то, что критерием действий яхтсмена, всадника, горнолыжника служит скорость, человек здесь преимущественно выступает как кибер (рулевой) и его действия являются управляющими по отношению к траектории движения. При освоении навыков здесь на первый план выступают требования высокой точности, скорости переработки информации и гибкости навыков.

Обособление ситуативных противодействий обусловлено очевидной необходимостью постоянного, ежесекундного противодействия (индивидуального или командного). Соперники по ходу поединка или игры постоянно находятся в жестком или опосредованном (мячом, шайбой, воланом) контакте друг с другом, создают друг другу бесконечное множество неожиданных ситуаций, опережая друг друга, препятствуя друг другу в достижении цели. В логике освоения спортивных навыков важны именно отдельные ситуации противодействия, отдельные технические и игровые действия. В целом поединок или спортивная игра с позиций деятельностного подхода скорее являются моделями деятельности, а не действиями, и в значительной мере определяются мотивами спортсменов, а не целями.

Деятельностный подход – принцип изучения психики, в основу которого положена категория предметной деятельности (отражения в продукте деятельности психики субъекта) и теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов.

Именно поэтому спортсмены в данных видах спорта озабочены приобретением широкого арсенала приемов противодействия, стремятся к их отточенности, устойчивости и одновременно нуждаются в высочайшей гибкости при реализации соответствующих приемов и контрприемов.

На основании анализа данной систематики очевидны особенности объективных требований к психике спортсмена в конкретном соревновательном действии. Из этих требований вытекают также и особенности технической подготовки. Назовем основные из них.

В стандартных действиях:

• в силовых – обеспечение наиболее эффективного для проявления максимальных усилий способа движения, сочетающего своевременную (синергичную или последовательную) межмышечную координацию, сохранение равновесия;

Синергизм – однонаправленное взаимодействие органов, тканей, биохимических и физиологических процессов организма, способствующее достижению оптимального приспособительного эффекта.

в скоростных (взрывных) – обеспечение максимального ускорения тела или снаряда за счет целесообразного предварительного растягивания и последующего сокращения мышц, организации соответствующей ритмики движения, использования траектории и инерции предварительного разбега (разгона снаряда);

в скоростных (циклических) – обеспечение локомоторного преодоления расстояний за счет выработки на тренировках в высшей степени экономичных и эффективных движений, синхронности работы в экипажах, приспособления техники движений к условиям трассы, погодным условиям, свойствам среды движения и среды опоры, а также за счет навыков определения утомления и усталости;

Локомоция – наряду с манипулированием одна из двух основных категорий поведения, целенаправленное перемещение в пространстве в сложных циклических движениях ходьбы, бега, лазания, плавания и т.п.

в прицельных – обеспечение максимальной точности движений, включающей тончайшие зрительные, вестибулярные и тактильные ощущения, выработку самообладания, психической устойчивости, предельной внимательности;

• в сложнокоординационных – освоение сложных и сложнейших движений, сопряженных с опасностью получения травмы, которые требуют высочайшей пространственно-временнбй точности межмышечной координации, тонкости вращательных дифференцировок, равновесия.

В управляющих действиях:

• в координационных – овладение простыми или весьма сложными в конструктивном отношении средствами передвижения, формирование и совершенствование навыков, сходных со стандартными сложнокоординационными, но предъявляющих высокие требования к эргономическим параметрам движения;

• в скоростных – формирование навыков быстрой оценки состояния трассы, волнения, погодных условий, препятствий, где требуется мгновенная обработка информации и реакция, построенная на прошлом опыте и готовности к оправданному риску, элементы творчества;

• в игровых – освоение комплекса приемов виртуозного управления различными средствами передвижения (мотоциклом, конем), включающих все требования к игровым противодействиям, но усложненных эргономическими проблемами и проблемами контакта с живбтными.

В ситуативных противодействиях:

• в единоборствах – освоение арсенала специальных приемов и контрприемов противодействия сопернику или приемов, ведущих к досрочному окончанию поединка, которые требуют от спортсмена адекватной реакции на действия соперника, навыков проявления собственной технической активности, мышления на фоне утомления;

• в игровых – освоение множества приемов индивидуальных и командных действий, требующих, как правило, высокой точности, устойчивости и гибкости навыков, быстрой переработки информации о технических действиях соперников и партнеров.

Используя схему «Систематика соревновательных действий спортсменов по критериям результатов», выделите существенные особенности избранного вами вида спорта. После этого еще раз рассмотрите схему, сделав акцент на ваши собственные проблемы подготовки. Сопоставьте оба варианта, попытайтесь объяснить совпадения и различия.

3. Особенности протекания психических процессов и функций

Освоение и совершенствование техники спортивных действий предъявляют требования различной степени сложности к развитию психических процессов и функций. При этом наблюдается взаимно опосредованное воздействие технической подготовки и развития психики: освоение совершенной и более сложной техники требует дальнейшего развития психических процессов и функций, а достижение более высокого уровня психического развития требует постоянного усложнения двигательных задач и соответствующего упражнения.

Прежде всего, техника соревновательных действий базируется на ощущениях, среди которых ведущее место занимают двигательные, зрительные, вестибулярные, осязательные, слуховые.

Мышечно-двигательные ощущения несут информацию о длине и скорости изменения длины мышечных волокон, а рецепторы, находящиеся в сухожилиях и суставах, информируют мозг о положении звеньев человеческого тела. По меткому выражению И.М. Сеченова, мышечные ощущения являются темными, то есть не похожи на боль, на ощущения холода и т.п. О протекании этих ощущений мы можем судить только по перемещению туловища, конечностей. Ведущей задачей тренера и спортсмена при изучении и совершенствовании техники является развитие отчетливости этих ощущений. Как правило, наибольший эффект в развитии двигательных ощущений дают методы, обеспечивающие преодоление их «темноты»: визуальный контроль (например, в зеркале), использование кино, фото, видеотехнических средств, приборов, графической фиксации, а также выполнение специальных заданий на дифференцировку мышечных ощущений.

Зрительные ощущения как правило играют важную роль в процессе создания первичных представлений о движении, а также в ориентации и коррекции выполняемых движений. По мере овладения навыком спортсмен получает возможность использовать зрение для получения информации, не связанной напрямую с собственными движениями. Кроме того, зрительные ощущения оказывают заметную помощь в анализе техники движений, в осмыслении возможных коррекций.

Вестибулярные ощущения задействованы в освоении и совершенствовании техники спорта широко и разнообразно. В различных видах спорта присутствуют многочисленные вращательные движения, движения на узкой опоре, движения, в которых на

протяжении всего выступления спортсмен находится в состоянии так называемого динамического равновесия, то есть не падает, но только потому, что одно неустойчивое положение сменяется таким же, но в противоположную сторону (как в слаломе).

Осязательные и органические ощущения в жизни каждого спортсмена занимают видное место, особенно в видах спорта, связанных с различными спортивными снарядами (мячом, клюшкой), с управлением средствами движения; эти ощущения служат отправной точкой многих технических действий в единоборствах. Органические ощущения (боли, холода, зуда, удушья) в совокупности с другими позволяют составить отчетливую картину работы органов спортсмена.

Слуховые ощущения служат источником дополнительной информации о параметрах движения. Благодаря им возникает возможность корректировать движение в момент его выполнения, обеспечить второсигнальную основу осознания движений. Важную контролирующую и информационную роль слуховые ощущения играют в ритмической организации движений.

Решение задач технической подготовки неразрывно связано с развитием восприятия. Все свойства и качества восприятия: целостность, константность, предметность, апперцепция, осмысленность – в полной мере задействованы в овладении техникой движения.

Апперцепция – зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта, содержания, направленности и других индивидуальных особенностей психической деятельности человека.

Особое место занимает восприятие форм существования материи: движения, пространства и времени. Являясь сложными, межанализаторными функциями, восприятия движения, пространства, и времени требуют для своего развития достаточно большого времени, множества повторов и жизненного опыта.

Наибольшую значимость для овладения техникой различных видов спорта имеют оценка расстояний, направления движения и его амплитуды, скорости и ускорения, темпа и ритма, взаимопоследовательности движений. Как и развитие ощущений, развитие восприятия в значительной мере облегчается созданием четких ориентиров движения, обеспечением срочной обратной связи, специальными упражнениями, предусматривающими варьирование скорости движения, применением снарядов различного веса, специапьными подводящими упражнениями, расчле

ненным выполнением движения, применением точной терминологии, словесными отчетами спортсмена о выполняемом движении.

По мере овладения техникой избранного вида спорта у человека формируются специализированные восприятия: «чувство воды» у пловцов и гребцов, «чувство дистанции» у боксеров, «чувство мяча» у спортигровиков, «чувство снега» у лыжников, «чувство ворот» у вратарей и многие другие.

Практически каждый вид спорта требует от спортсмена формирования сложнейшего комплексного восприятия, в которое входят не только параметры движения, но и оценка физических качеств, уровень спортивной формы и т.п.

Если к этому добавить, что в командах и экипажах всегда существуют спортивные амплуа (защитника, нападающего, вратаря) и множество других дифференцировок спортсменов по функциям во время соревнований и тренировок, то следует еще учесть, что особенности восприятия глубоко индивидуализированы.

Важную роль в технической подготовке спортсмена играют процессы памяти.

Тренерам приходится постоянно работать над использованием и развитием индивидуальных особенностей памяти спортсменов: двигательной, словесно-логической, эмоциональной, образной; произвольной, непроизвольной; кратковременной, долговременной и оперативной. Любой из этих видов памяти может стать краеугольным камнем освоения техники движения или, напротив, препятствовать успешному решению двигательных задач. Память может преподнести спортсмену множество сюрпризов не только в период овладения движением, но и при выполнении, казалось бы, прочно усвоенного действия. Чаще всего это случается при повышении эмоционального фона выступления, обострении конкуренции, новизне обстановки, где может всплыть старая, вроде бы забытая техника, а повышение контроля сознания за собственными движениями замедляет выполнение упражнения.

Благоприятными условиями развития памяти являются постоянное ее упражнение, умелое чередование работы и отдыха, исключение ненужной информации из деятельности, свежесть ощущений и восприятия, повышенная работоспособность, стремление к совершенствованию. Для овладения некоторыми видами спортивной техники очевидна такж? значимость памяти поколений, то есть природной, врожденной предрасположенности к соответствующим движениям и развитию ф^'нкций, связанных с этим движением.

Сюда относятся особая пластика движений, пропорции звеньев человеческого тела, проявления двигательных качеств, а также врожденные индивидуальные особенности психики.

Основой технической подготовки без всякого преувеличения можно назвать двигательные представления. Представления – это образы предметов, ситуаций и событий, возникающие на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или в воображении. В отличие от образов восприятия они могут носить обобщенный характер и относиться не только к настоящему, но и к прошлому, и возможному будущему, то есть могут обеспечить решение задач программирования, развития и регуляции движения. С использованием представлений связано широкое применение в спорте метода идеомоторной тренировки.

Идеомоторика – включение собственных представлений об осваиваемом движении в формирование и совершенствование двигательного навыка. Однократное и многократное мысленное представление движений перед их реальным выполнением обладает тренирующим эффектом, повышая скорость движений до 30 %, точность – до 18 %, силу кисти – на 3-4 %.

Существенное изменение качеств соревновательных действий в результате таких тренировок отмечалось многими исследователями.

Важнейшей особенностью двигательных представлений в связи с технической подготовкой спортсменов является возможность их реализации не только в овладении двигательными навыками, но и в сохранении, восстановлении и совершенствовании этих навыков.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных