Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение и развитие спортивной психологии 6 страница




Как правило, специализированные восприятия по механизму своего возникновения и функционирования связаны вначале со зрительным анализатором, по мере дальнейшего освоения они становятся межанализаторными и многофункциональными; причем ведущую, интегративную роль в этом синтезе играет двигательный анализатор. На вершине спортивного мастерства сознательный контроль чаще всего снова осуществляется одномодаль-но. Как правило, в качестве такого высшего контролера выступает анализатор, обеспечивающий наиболее объективную, наиболее существенную информацию о параметрах соревновательных действий. При этом каждый из последующих уровней сознательного контроля включает ранее возникшие формы контрбля

функций и навыков. Такая динамика развития специализированного восприятия двигательных навыков и качеств обеспечивает не только надежность соревновательных действий, но и их вариативность в соответствии с меняющимися условиями.

Формирование и динамика развития специализированных восприятий в психологической подготовке спортсмена обеспечивается сочетанием идеомоторной и психомышечной тренировок, использованием различных психотехнических игр и заданий.

Без преувеличений можно сказать, что ведущим фактором становления и развития специализированных восприятий в спорте являются личностные качества спортсмена. В терминах «сила», «быстрота», «точность», «выносливость» и понятиях силы, подвижности, аккуратности и стойкости характера заключены далеко не простые аналогии. Проявление свойств характера не только на тренировках и соревнованиях, но и в повседневной жизни приводит к существенным системным изменениям психики спортсменов. Надежность соревновательных действий спортсмена находится в теснейшей зависимости от надежности поведения человека в различных условиях жизнедеятельности. Надежный вратарь чаще всего надежный человек во всех ситуациях, а не только в воротах, спринтер чаще всего быстр и в решении жизненных задач, стайер вынослив и терпелив почти всегда, а штангист или легкоатлет-метатель редко обладает слабым (неволевым) характером.

Используя 15–20 слов, дайте характеристику типичного специализированного восприятия в вашем виде спорта. Как образно называется это «чувство»? Определите основные отличия собственного специализированного восприятия и типичного его варианта.

Объемные требования Теория

Основные качественные характеристики движений. Временные и энергетические факторы движения. Сила, быстрота, выносливость, точность.

Общие принципы развития двигательных качеств. Отражение цели и адаптационный ресурс организма как условия построения программ развития двигательных качеств.

Психологические условия, задачи и способы развития двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости и точности.

Специализированные восприятия двигательных качеств, их осознание.

Практика

Рассмотрев задачу совершенствования силы и выносливости применительно к конкретному виду спорта, соревновательному упражнению или спортивному амплуа, сделать выводы, соответствующие принципам развития двигательных способностей.

Литература

1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. – М.: ФиС, 1987.

2. К р е т т и Д ж.5. Психология в современном спорте. – М.: ФиС, 1978.

3. Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена. – М.: ФиС, 1979.

4. О з е р о в В.П. Психомоторное развитие спортсменов. – Кишинев: Шти-инца, 1983.

5. Психология спорта высших достижений. /Под ред. А.В. Родионова.– М.: ФиС, 1979.

6. П у н и АД. Очерки психологии спорта. – М.: ФиС, 1959.

7. Синайский М.М., Попов А.Л. Систематика соревновательных действий по критериям результатов. //Теория и практика физической культуры, 1996, №2.

8. Толковый словарь спортивных терминов. /Сост. Ф.П. Суслов, С.М. В а и -ц е х о в с к и и. – М.: ФиС, 1993.

Г л а в а VI

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Используемые понятия общей психологии:

коммуникативные способности, проблемная ситуация, образная память, специальные способности, пороги ощущений, коммуникативная компетентность, модальность, опережающее отражение, зона ближайшего развития.

1. Психологические особенности тактической подготовки

Под тактикой в спорте понимается совокупность приемов и средств, которые применяются для достижения конкретной поставленной в соревнованиях цели, основанной на расчете реальных возможностей спортсмена и его соперников. Тактика является подчиненной частью стратегии, то есть совокупности общих закономерностей подготовки спортсмена и ведения соревновательной борьбы. Иногда тактику приравнивают к искусству ведения спортивной борьбы.

Тактическое мастерство спортсмена теснейшим образом связано с развитием физических качеств, владением техникой данного вида спорта, знанием правил соревнований и особенностей подготовки соперников, психической подготовленностью и опытом.

Каждый вид спорта имеет свои характерные тактические приемы, в некоторых видах спорта они весьма многообразны и сложны, в других видах их арсенал невелик. Чаще всего это связано со степенью стандартности соревновательных действий. Более сложная тактика характерна для спортивных игр, единоборств, а также технических видов спорта, связанных с прохож

6-1209

дением сложной дистанции, погодными условиями и многочисленностью соперников. В меньшей мере успешность соревновательной деятельности зависит от тактической подготовленности спортсмена в так называемых стандартных видах спорта: циклических, прицельных, сложно-координационных, силовых и ско-ростно-силовых, где спортсмен должен сосредоточиться на максимальной силе, точности, быстроте и координации движений. Однако и здесь по мере роста спортивного мастерства значимость тактической подготовки возрастает.

Тактическое мастерство связано с многими психическими качествами: адекватностью восприятия и оценки соревновательных ситуаций, развитием различных видов памяти, мышления и прогнозирования, чувств и воли, с коммуникативными способностями.

Коммуникативные способности – способности к одностороннему и многостороннему информационному взаимодействию в социальной и биологической сферах. В коммуникации могут быть использованы технические средства. Основные функции коммуникативных способностей: упраштенческая. информативная, эмоционально-выразительная и контактная.

Основой для психологического анализа тактической подготовки спортсмена является тактическое действие. В его состав входят: восприятие и оценка ситуации, возникновение проблемной ситуации и решение тактической задачи, реализация решения и контроль.

Проблемная ситуация – совокупность условий, в которых возникают мышление и воображение. Проблемная ситуация содержит противоречие между неизвестным и известным; в этой ситуации ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно и возникает потребность в новых знаниях. Преобладание известного стимулирует мыслительный процесс, преобладание неизвестного порождает воображение.

Восприятие и оценка ситуации предполагают постоянную обработку информации, имеющей отношение к тактике, по ходу спортивного соревнования, а также сопоставление этой информации с хранимыми памятью элементами оценки ситуации как тактически значимой, что обусловливает переход ко второй фазе тактического действия.

Возникновение проблемной ситуации и решение тактической задачи весьма сходны с обычным мыслительным процессом решения задачи, с той лишь разницей, что мышление может протекать на фоне значительного мышечного утомления или быть весьма ограничено во времени. При этом спортсмен может

предпринять попытку решения задачи известным способом или -решать ее, используя рассуждения и интуицию. Как правило, решение тактической задачи в качестве условий включает прогнозирование дальнейшего развития ситуации, возможность разгадки замыслов соперника, учет собственного состояния. Нередко в проблемных ситуациях значительной неопределенности спортсмену приходится использовать воображение, образную память. По мере накопления соревновательного опыта большинство тактических решений приобретает характер навыка (в значительной мере автоматизировано). Важнейшим условием тактического мышления является своевременность принятия решения.

Образная память – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание, обеспечивающее включение в деятельность психических образов. Психический образ – субъективная картина мира или его фрагментов, в состав которой входят сам субъект и окружающая действительность во временнбй и пространственной динамике.

Реализация решения и контроль завершают тактическое действие. В этой фазе спортсмен должен использовать соответствующие двигательные умения и навыки, требующие определенной координации и соотношения быстроты, силы, точности, выносливости. Обычно это удается в том случае, если при решении тактической задачи спортсмен с необходимой полнотой и точностью учел свои двигательные возможности и развитие тактически значимой ситуации во времени и пространстве.

Эффективность использования тактики определяется рядом психологических условий: знаниями тактики данного вида спорта, тактическими умениями и навыками, а также тактическими способностями, представляющими собой специальные способности.

Специальные способности – особенности психики конкретного человека, лежащие в основе успешного выполнения им определенного вида деятельности. Формируются на основе анатомо-физиологических особенностей (задатков) и развиваются в условиях целенаправленного воспитания. Понятие специальных способностей подразумевает возможность высоких достижений в деятельности при использовании различных стилей и способов ее осуществления.

Знания тактики формируются и пополняются в ходе учебно-тренировочной деятельности, участия в соревнованиях, изучения специальной литературы, материалов кино- и видеофильмов. По мере накопления тактического опыта спортсмен и ко-6*

манда приобретают широкую информационную базу для использования во всех трех фазах тактического действия. Для грамотного и творческого использования тактической культуры необходимо знание правил соревнований, практики применения правил судьями и спортсменами, особенностей командной и индивидуальной тактики соперников, влияния различных условий (погодных, температурных, особенностей покрытий, свойств воды, снега, снарядов), типичных тактических ошибок соперников и многого другого.

Тактические умения и навыки складываются и совершенствуются на основе знаний тактики в ходе подготовки спортсмена и команды к соревнованиям и участия в них. Обязательным условием является реальное, действенное использование знаний на практике. Если умение предполагает лишь принципиальную возможность использования того или иного тактического приема, то навык означает упрочившийся способ тактического действия, возможность уместного и своевременного использования его по ходу спортивной борьбы. К числу наиболее ценных умений относят разгадывание замыслов соперника, быстроту перестройки тактических схем, составление тактических планов, последовательность -л контроль осуществления тактики в условиях соревнований. В тактических навыках ценится быстрота, вариативность одного и того же действия, возможность его использования в различных тактических схемах.

Тактические способности складываются на основе определенных задатков: быстроты реакции, порогов ощущений, основных свойств нервной системы, особенностей телосложения и т.п.

Порог ощущений – величина раздражителя, вызывающая или меняющая ощущение. Различают абсолютный нижний порог – минимальную величину раздражителя, способного вызвать ощущение, абсолютный верхний порог – максимально допустимую величину раздражителя, при которой ощущение исчезает или сменяется другим, например болевым, и дифференциальный порог – минимальный прирост раздражителя, способный вызвать едва заметное изменение ощущения.

Спортивная деятельность предъявляет высокие требования к проявлению самых различных сторон психики и психических процессов: к ощущениям и восприятию, вниманию и памяти, мышлению и воображению, темпераменту и характеру, чувствам и воле, психомоторике и мотивации. Все они в полной мере участвуют в осуществлении тактики спортивной деятельности, а их направленное развитие – основа психологической подготовки спортсменов и команд к успешным тактическим действиям. '

Часто ли вам приходится использовать тактические приемы в ходе соревнований? Сколько времени вы уделяете совершенствованию своего тактического мастерства? Рассмотрев структуру тактического действия, найдите сильные и слабые стороны своей тактической подготовки.

2. Тактическая подготовка и развитие психики

Успех использования тактических действий во многом зависит от степени развития самых различных сфер психики: психических процессов, свойств и состояний, особенностей личности, ее мотивации, коммуникативной компетентности. В свою очередь, высокие требования к психике, предъявляемые большинством видов спорта, служат предпосылкой для психического развития спортсмена.

Коммуникативная компетентность – осведомленность, подготовленность субъекта к действиям в жизненных ситуациях, требующих проявления коммуникативных способностей.

Развитие тактического мышления нельзя ограничивать рамками спорта, оно связано с особенностями мышления личности, с ее умственным развитием, культурой, образованностью и т.п. Тактическое мышление позволяет тренеру рационализировать весь стиль жизни спортсмена, находить в процессе занятий спортом самые эффективные приемы действий, предупреждать всякого рода неожиданности в соревнованиях.

Спортсмен, успешно сочетающий техническую, физическую и тактическую подготовку, в большей мере застрахован от проявлений неуважения, грубости со стороны соперников и, как правило, сам корректен.

Овладение тактическим мышлением создает благоприятные предпосылки для быстрого совершенствования спортсмена и команды, позволяет осваивать все новые и новые приемы, в кратчайшие сроки отшлифовывать наработанные действия, позволяет тренерам более успешно вести селекцию команды, отдавая предпочтению тактически грамотным спортсменам, способным к решению сложных задач, и не только тактических.

Тактическое мышление создает прекрасные предпосылки для реализации индивидуальных особенностей спортсменов (росто

весовых характеристик, быстроты, гибкости, силы, выносливости, темперамента, способностей). При этом личностные особенности становятся достоянием команды, предметом уважения партнеров и соперников. Критичность ума, обдуманность поступков, свойственная спортсменам с высоким уровнем тактического мышления, делает, невозможным зазнайство, тщеславие.

Тактически грамотное ведение спортивной борьбы доставляет эстетическое наслаждение и спортсменам, и зрителям, что, в свою очередь, повышает престиж команды, создает предпосылки высокой мотивации в учебно-тренировочном процессе, в том числе и при повышении физических и технических кондиций. Тренеры и спортсмены, которые при анализе результатов соревнований учитывают степень реализации тактических планов, тактическое творчество, тактическую грамотность, а не только физическую форму и ошибки техники, поступают мудро, поскольку это всегда работа на перспективу.

При постоянном обращении к тактическим действиям физическая активность спортсмена оказывается связанной с умственной, все более и более облегчается переход от умственных действий к практическим, от мысли к действию. Это вызывает у спортсмена и зрителей чувство легкости победы, подлинно игрового характера спортивного состязания. Спортсмену это позволяет в значительной мере экономить энергию, повышает скорость процессов восстановления в организме (как физических, так и психических).

Наконец, роль эффективной тактической подготовки состоит в том, что она дисциплинирует спортсмена и команду, позволяет успешно использовать приемы сознательной дисциплины. Без дисциплины практически невозможно осуществление различных тактических планов и схем.

Как уже говорилось, тактическое мышление находится в тесной взаимосвязи с психическими процессами.

Необходимость получения и обработки различной информации как из внешней, так и из внутренней среды предполагает высокий уровень развития ощущений и восприятия, памяти и внимания. Эта информация представлена в разных модальностях: зрительной, слуховой, двигательной.

Модальность – особенность психического отражения отдельных свойств предметов и явлений мира, связанная с перекодировкой их воздействия в ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вестибулярные и др.). Например, колебания от 1 до 500 герц вызывают осязательные ощущения, 20-35 000 герц – слуховые, около 800 000 000 000 000 герц – тепловые и т.п.

Получаемая информация соотносится с образами памяти в различных ее проявлениях: по произвольности, по длительности, по характеру активности (образному, двигательному, словесно-логическому, эмоциональному). Все это происходит на фоне значительной двигательной активности, сопутствующего ей утомления, проявления различных чувств.

Перед спортсменом стоит сложная задача выбора (внимание) наиболее существенных сигналов, преобразование информации (восприятие) в форму, узнаваемую с позиций имеющихся знаний о тактике (память). Эта задача значительно осложняется еще тем, что в большинстве случаев необходимо предвидеть, предугадать дальнейшее развитие событий. Здесь немаловажная роль принадлежит воображению, опережающему отражению.

Опережающее отражение – психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в функциональных системах. Представляет собой образ потребного будущего на основе мотивов и памяти субъекта. Этот образ задействован в программе действий по его достижению и в оценке их промежуточных результатов. По нему выверяется степень сближения реально достигнутого и желаемого.

В фазе возникновения проблемной ситуации проявляются многие стороны и особенности мышления: его наглядно-действенная, наглядно-образная, понятийная, интуитивная формы, а также быстрота, гибкость, самостоятельность, целеустремленность, глубина, широта, критичность.

В фазе осуществления тактического решения наиболее важную роль играет двигательная память, весь психический комплекс обеспечения координации движений и их коррекции в соответствии с программой действий. Часто именно в этой фазе мы встречаемся с необходимостью всестороннего проявления эмоциональных и волевых качеств.

В тактических действиях мы постоянно видим необходимость учета особенностей личности: темперамента, характера и способностей. Некоторые из этих особенностей создают предпосылки для оригинальной, индивидуальной тактики, некоторые обеспечивают успешную реализацию тактических замыслов, а некоторые способствуют тьорческому процессу. В конечном итоге тактическое мастерство характеризуется именно творческим началом, уходом от шаблонных форм, какими бы отточенными они ни были.

Темперамент, как наиболее стойкая предпосылка динамики психических процессов, базируется на основных свойствах нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) и реализу

ется в самых различных сферах тактики. Сила нервной системы может стать условием использования активной, наступательной тактики, подвижность – частой смены тактических приемов, уравновешенность – тактики спокойного развития, позиционного наступления.

Особенности характера могут быть предпосылками всевозможных тактических стилей: вязкой обороны, игровой или силовой манеры боя, игры на контратаках, постоянного лидирования, цепкой манеры, игры на ошибках соперника, выжидательной тактики. Чаще всего особенности характера становятся предпосылками межличностной тактики спортсмена. Если спортсмен дружелюбен, руководствуется принципами честной спортивной борьбы, то по отношению к нему другие спортсмены обычно также дружелюбны и избегают недозволенных, грубых приемов.

Способности также могут стать условием формирования предпочтений в тактике. В каком бы виде спорта ни проходили состязания, всегда можно найти легко узнаваемых спортсменов, чья манера выступления невольно привлекает внимание, запоминается. Эти спортсмены отличаются особой пластикой движений, выразительностью, рациональностью, быстротой. За этими качествами стоят соответствующие способности: физические, умственные, психомоторные.

Нередко и другие, на первый взгляд далекие от спорта, специальные способности также с успехом используются в тактических приемах и схемах поединков в спорте. В гимнастике находят применение музыкальные способности, в играх – организаторские, в стрельбе – острота зрения и т.д.

Как часто в тактических решениях вы используете знания о психологических особенностях соперников? Назовите 5–6 тактических приемов, которые в избранном вами виде спорта должны знать все спортсмены.

3. Психологические основы обучения и тренировки тактики

Сложно представить все многообразие тактических задач, решаемых спортсменами высокого класса. В различных видах спорта они весьма неодинаковы как по своему содержанию, так и по роли, которую они играют.

Прежде всего сюда относятся решаемые по ходу соревнования задачи, которые могут быть известны до начала или возникать в процессе соревнования. Чаще всего именно эти задачи составляют предмет наибольшей озабоченности тренеров.

Далее следуют задачи, не имеющие, казалось бы, отношения к тактике соревнований, однако никто не станет оспаривать их влияния на результат встречи, матча, поединка, забега. Речь идет о тактике формирования имиджа команды или спортсмена, о тактике своеобразного давления на судей, о тактике взаимодействия с соперниками, о тактике пред соревновательных демонстраций сильных сторон спортсмена или команды, о тактике привлечения спонсоров. Во всех этих тактиках спортсмены являются непременными участниками и все это нужно планировать не только на ближайшие дни и недели, но и на два–три года вперед.

Психологически очень важно создание четкого представления у спортсменов любой тактической задачи как составной части успеха в соревнованиях. Лучше всего это обеспечивается привлечением самих спортсменов к разработке тактики, организацией специальных занятий по тактике, число и продолжительность которых зависят от вида спорта.

Представление – образы предметов и явлений, возникающие на основе памяти или продуктивного воображения. Представления широко используются в решении мыслительных задач, в освоении и совершенствовании движений (идеомоторная тренировка), а также при эффективном запоминании.

Важной составной частью тактических занятий является изучение правил соревнований по данному виду спорта, сравнение трактовки их судьями и спортсменами. Психологически здесь важна уверенность, которая возникает на основе адекватной трактовки правил и позволяет снять конфликты между судьями и спортсменами во время соревнований.

Рассматривая различные тактические решения, необходимо познакомить спортсменов и с полным набором ответных действий соперников.

Освоению тактики способствует использование наглядных средств (плакатов, стендов, демонстрационных досок, кино-, фото- и видеоматериалов), а также знакомство с литературой по этой проблеме.

Изучение тактики находится в теснейшей связи с техническими действиями спортсменов. Порой трудно найти причины поражения при одновременном рассмотрении технических и тактических просчетов. Психологически важно создание обстановки вдумчивого отношения спортсменов к технике с позиций возможного использования технических приемов в тех или иных вариантах тактики.

Развитие тактического мышления во многом зависит от индивидуальных занятий со спортсменом. Затраченное время окупается достижением самостоятельности и ответственности.

Освоение и совершенствование тактики немыслимо без проведения учебных и товарищеских соревнований, с последующим разбором тактических действий.

Психологи настоятельно рекомендуют спортсменам вести дневниковые записи. Умение наблюдать и выражать свои мысли в письменной форме служит большей целеустремленности, тщательности подготовки к соревнованиям.

Развитие тактического мышления спортсменов во многом зависит от волевых качеств спортсмена: настойчивости, целеустремленности, уверенности, стойкости, упорства. Не менее значимы любые занятия по развитию интеллекта: игра в шахматы, решение математических задач, решение задач, подобных тестам для измерения умственных способностей, компьютерные игры и всевозможные головоломки.

Какие методы освоения тактики избранного вида спорта вы предпочитаете? Почему применительно к вам они оказываются более эффективными?

4. Тактическая подготовка как фактор психологической подготовки

Достигнутый уровень тактической подготовленности спортсмена при равенстве остальных видов подготовки (физической, технической) предопределяет успех (или неудачу) в соревнованиях. Можно предполагать, что если уровень тактической подготовки выше, то спортсмен или команда объективно и субъективно имеют больше шансов на победу. Однако это всего лишь теоретическая позиция. Вряд ли можно найти критерии оценки тактической подготовленности вообще, безотносительно к сопернику. На практике удачное тактическое решение может свести на-нет многие достоинства противника (и наоборот). История спорта знает немало примеров, когда заведомо слабая команда заставляет со

перника изрядно поволноваться за исход матча, выключив из игры ее лидера или применив тактику «глухой» защиты.

Тем не менее существует несколько основных позиций, которые позволяют представить тактическую подготовку как важный фактор психологической подготовки:

• постоянное составление тактического плана позволяет выработать привычку совместного тактического мышления; команда или спортсмен, не привыкшие к осуществлению намеченного, вряд ли имеют шанс преуспеть в спорте; команды «звезд» не всегда могут одержать победу над хорошей клубной командой;

• новинки тактики для каждого соревнования или каждого соперника, домашние заготовки, розыгрыш стандартных ситуаций давно стали привычными для высококлассных команд и спортсменов;

• реальная оценка сил и уверенность являются предметом постоянной заботы и признаком тактического мастерства тренера и команды; с одной стороны, уверенность поддерживается успешным использованием разработанной тактики, с другой – с каждым днем растет беспокойство, что соперники найдут поддерживается «противоядие»;

• возможность отдыха для любого, даже самого ценного для команды, спортсмена; ситуация незаменимости создает нарастающую напряженность, дезориентирует резервный состав спортсменов и, в конечном счете, приводит к срыву, кризису;

• задачи в зоне ближайшего развития подразумевают реальную возможность выполнения намеченного тактического варианта; если план великолепен, но нет уверенности в том, что он практически выполним для данного спортсмена или команды, то его лучше поменять на реальный, проверенный на тренировке;

Зона ближайшего развития – характеризует уровень задач, решаемых обучаемым с помощью педагога, но пока недоступных для самостоятельного решения. Задачи этого уровня играют ведущую роль в психическом развитии, способствуют становлению подлинного педагогического взаимодействия.

время для самостоятельного обдумывания плана необходимо в любых случаях; оно позволит спортсменам выявить положительные и отрицательные стороны плана, аргументирование обсудить его, индивидуально побеседовать со спортсменами, выяснить их психическое состояние, настрой на борьбу;

обеспечение положительных стенических эмоций является необходимым условием перед началом соревнования; искусство тренера заключается не только в том, чтобы изжить отрицательные эмоции, но и в том, чтобы к старту они уступили место активным, положительным эмоциональным реакциям; в практике спорта немало примеров удачного использования искусственных конфликтов, однако искусственный конфликт только тогда может быть так назван, когда он в нужное время прекращается и настроение спортсменов и команд приобретает положительный тон;

боевой настрой тренера служит важным тактическим оружием команды, поскольку тренер, как лидер команды, обладает весьма заметным влиянием на ее психологический климат; его самообладание в самых трудных ситуациях передается команде, вселяя в нее уверенность;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных