ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философско-эстетические корни романтизмаНам представляется целесообразным предпослать практической части пособия краткий очерк философских идей, повлиявших на романтическое искусство. Во-первых, этот материал в учебной литературе дается излишне сжато, во-вторых, именно осмысление философской глубины романтических произведений представляет определенную трудность в процессе их изучения. Романтизм как целостное литературное направление основывается не столько на отдельных философских идеях, сколько на сложной и в высшей степени развитой философской системе. Именно поэтому романтизм как способ миропонимания охватил разные сферы духовной жизни. Будучи во многом реакцией на упрощенное понимание действительности в просветительской философии, романтизм сохранил пиетет перед идеалами свободы, но ориентировался на всестороннее переосмысление понятия разума и его роли в познании, в практической жизни человека. В отличие от реализма, который первоначально (в 1820-30-е годы) формировался непосредственно в творческой практике писателей, романтизм начинался с мощного теоретического импульса. Этому способствовала уникальная культурная ситуация в Германии, когда на рубеже XVIII - XIX столетий сосуществовали и взаимодействовали такие явления, как творчество Гете и Шиллера, классическая немецкая философия, деятельность иенских романтиков А.-В. и Ф. Шлегелей, Л.Тика, Новалиса, В.Вакенродера. Последующие этапы развития немецкого романтизма и романтизма в целом также прошли под знаком мощного влияния немецкой идеалистической философии, которое ощущалось и в основном конфликте романтического искусства (между мечтой и действительностью, между личностью и мирозданием), и в романтической концепции художника, и в представлениях романтиков о познании, и в их художественной философии природы (натурфилософии), и в коренных нравственных коллизиях их произведений (столкновение свободы и нравственной идеи). Краткий очерк воззрений И.Канта, И.-Г.Фихте, Ф.-В.Шеллинга Г.В.Ф.Гегеля поможет тем, кто изучает романтизм, увидеть единые философско-художественные линии в разнообразной практике романтической литературы. В философию И.Канта, Ф.-В.Шеллинга, И.-Г.Фихте, Г.-В.Ф.Гегеля эстетика входила как компонент, необходимый для полноты самого содержания философского учения (а не только как наука о сущности и формах творчества по законам красоты). Но группировка эстетических учений постоянно меняется, особенно при рассмотрении и в соотношении с основными течениями современной им же художественной практики. Поэтому необходимо помнить и понимать, что в разных историко-культурных ситуациях обстоятельства художественно-эстетической практики и теории меняются исторически закономерно. Совершенно справедливо заметил Н.Я Берковский, что "не надо искать отклика и продолжения совершенного в романтизме Германии непременно в литературе той же Германии и только."1 Более того, при осмыслении подобных явлений бесстрастие в познании (рекомендованное, кстати, Спинозой) вовсе не является обязательным, потому что "…философия есть любовь к мудрости, любовь же есть эмоциональное и страстное состояние, источник философского познания - целостная жизнь духа, духовный опыт."2 Немецкая классическая философия опиралась на достижения философской мысли наиболее развитых стран Европы, и величайшей ее заслугой явилась разработка диалектического метода, диалектической логики, учения о закономерностях процесса развития. Классикам немецкой философии были присущи натурфилософские воззрения, т.к. они опирались на достижения современного им естествознания. Начало немецкой классической философии справедливо связывают с именем Иммануила Канта (1724 - 1804), однако в числе предшественников называют Н.Кузанского и Г.В.Лейбница, Х.Вольфа и других. Круг занятий Канта связан с Кенигсбергом, здесь он учился, учил, стал профессором университета, а затем его ректором; занимался вопросами космогонии, физической географии, антропологии. В деятельности Канта различают два периода. Первый связывают с попытками решения философских проблем. На этом этапе деятельности Кант убежден, что философия может быть разработана как теоретическая умозрительная наука (т.е. без обращения к данным опытов), которая решает вопросы о бытии, вопросы философии природы, философии религии, этики, логики. Второй этап научной деятельности Канта связан с периодом исследования границ и различных функций познания. Учение подобного типа носит название "агностицизма", сам Кант обозначил его как "критику разума", т.е. он пытается доказать, что "вещи в себе" непознаваемы, а мы познаем лишь "явления" или тот способ, каким эти "вещи в себе" воздействуют на нас. Важнейшим принципиальным является утверждение Канта, что верить в Бога необходимо, т.к. без веры нельзя примирить требование нравственного сознания с существованием зла. В первый - докритический - период деятельности Кант наряду с философией занимается вопросами естествознания, в частности, вопросом о развитии в природе, строением Солнечной системы, проблемой относительности движения и покоя, идеей естественной истории человеческих рас. Основной труд этого периода носит название "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755), что свидетельствует о том, что Кант еще находился под влиянием рационалистической теории Лейбница - Вольфа. Однако знакомство Канта с философией Д.Юма, в частности, с его основным трудом с весьма характерным названием "Исследование о человеческом разуме" (1748), поколебало его прежние взгляды. Начинается второй - критический - период научной деятельности Канта, который охарактеризовался написанием фундаментальных трактатов: 1) "Критика чистого разума" (1781); 2) "Критика практического разума" (1788); 3) "Критика способности суждения" (1790).Характеризуя эти труды, отметим, что в первом из них излагается учение о познании, во втором - этика, третье посвящено эстетике и учению о целесообразности в природе. Согласно учению Канта знание всегда выражается в форме суждения. Но в этом суждении осмысливается или отношение или связь между двумя понятиями: субъектом и предикатом суждения. Таких видов связи два: аналитический и синтетический. Учение о суждении Кант связывает с исследованием трех познавательных способностей:1) чувственности, 2) рассудка, 3) разума, где 1) чувственность - это способность к ощущениям, 2) рассудок - способность к понятиям и суждениям, 3) разум - способность к умозаключениям, к идеям. В основе гносеологии - теории познания - согласно Канту лежат общие и необходимые законы, а именно: 1) закон сохранения субстанции; 2) закон причинности; 3) закон взаимодействия субстанций. Но и здесь проявляется дуализм в учении Канта - законы эти принадлежат не природе, а только нашему рассудку, т.е. наше сознание само строит предмет (сообщает познаваемому предмету форму) в форме всеобщего и необходимого знания. Следовательно, не формы нашего ума сообразуются с вещами природы, а, напротив, вещи природы - с формами ума. Отсюда и следует вывод Канта, что вещи сами по себе непознаваемы, что природа как предмет знания строится самим сознанием в приемлемой для этого сознания форме. Своеобразно решал Кант и проблему трансцендентальной диалектики, т.е. исследование вопросов о возможности априорных синтетических суждений в научном и философском знании. Ведь разум, согласно Канту, образует три идеи: 1) идею о душе как безусловной целокупности всех обусловленных психических явлений, 2) идею о мире как безусловной целокупности бесконечного ряда причинно обусловленных явлений (причин и следствий), 3) идею о Боге как безусловной причине всех обусловленных явлений. Философская наука, по мнению Канта, ответить на эти три вопроса не в состоянии, т.к. на первый вопрос способна ответить только наука о психических явлениях, на второй только естественные науки, на третий - вера в Бога, которая и обеспечивает существующий в мире нравственный порядок. В этике Канта выделяется противоречие необходимости и свободы, т.е. человек поступает необходимо, поскольку он со своими мыслями, желаниями, чувствами есть "явление" среди других "явлений" природы и в этом отношении подчинен необходимости, господствующей в мире явлений. Но тот же человек есть и нравственное существо, субъект нравственного сознания, т.е. принадлежит к миру умопостигаемых "вещей в себе", следовательно, в этом качестве человек свободен. Отсюда Кант выводит нравственный закон, "категорический императив", т.е. безусловное предписание. Закон этот понимается так: правило личного поступка становится правилом поведения для всех, следовательно, поведение человека может быть моральным или аморальным, но тогда не нравственность основывается на религии, а религия - на нравственности. Своеобразие эстетической оценки произведений искусства, в понимании Канта, состоит в том, что эстетическое суждение основывается не на понятии, а на особом удовольствии, доставляемом созерцанием формы предмета искусства. Следовательно, эстетическое суждение субъективно, и его оценка не может быть доказана, т.е. произведение искусства - это "целесообразность без цели". И только лишь искусство поэзии возвышается до "эстетических идей", до способности изображать "идеал".4 Таким образом, под "эстетической идеей" Кант подразумевал особого рода "созерцания", которые не поддаются рассудочному истолкованию, создаются творческим воображением художника ("гения") и стремятся "приблизиться к изображению понятий разума ("интеллектуальных идей"). Итак, к числу положений, которые могли в той или иной степени воздействовать на формирование романтической эстетики, относятся положения Канта о непознаваемости сути вещей, доступных нам лишь как явления, его всесторонняя критика возможностей познающего разума, идея субъективности познания, представление о противоречии необходимости и свободы, понятия "категорического императива", эстетические положения об уникальной способности искусства воплощать идеал. Важную роль в формировании романтических идей сыграл другой немецкий философ Фихте, при этом его влияние не ограничивается только первой половиной XIX столетия. Н.А.Бердяев, например, писал о сложных эпохах: "… мое умственное настроение того времени можно определить как этический, нормативный идеализм, близкий к Фихте."5 И.-Г.Фихте (1762 - 1814) - преподавал в 1794 - 1799 философию в Иенском университете, вокруг которого формировалось и молодое романтическое движение. Но за пропаганду атеизма был уволен; переехал в Берлин, где становится одним из идеологов немецкого освободительного движения против французской оккупации, в частности, читает цикл "Речей к немецкой нации", в которых призывал народ к возрождению, к объединению, к реформе системы воспитания. В своем учении Фихте выдвигал идеи исследования морали и государственного устройства, он сводил практику к деятельности лишь нравственного сознания. Но принципы практики морали должны опираться на твердые теоретические основы, связываться ею в строго научную систему. В своей основной работе "Наукоучение" (1794) Фихте рассматривает вопрос о том, что делает науку наукой, т.к. он был убежден в познаваемости бытия (в отличие от Канта). Субъект понимается Фихте как абсолютное "Я", как первичная, всеобъемлющая, определяющая реальность. Материализм он определяет как догматизм, потому что именно идеалист идет от сознания к бытию, т.е. мышление становится бытием по отношению к сознанию. "Я" для него включает все, что может быть мыслимо. Но "Я" развивает деятельность от первоначальной точки к противоположной и от нее к синтезу их обеих. Соответственно, кроме "Я" должно быть "не-Я", т.е. кроме "сознания" - природа, кроме "субъекта - "объект", которые и определяют деятельность "Я". Деятельность "Я" понимается как нравственное поведение субъекта, а целью деятельности является исполнение закона морали, выполнение долга. Условием выполнения закона - долга может быть только победа над чувственными склонностями, философского мышления над обыденным. Но для реализации безусловной необходимости нужна особая способность ума; для этой способности не существует противоположности между действием и его результатом, между субъектом и объектом ("Я" и "не-Я"). Вот эту высшую способность Фихте и называет интеллектуальным созерцанием или интеллектуальной интуицией. В этике Фихте основными положениями являются учения о праве и государстве, о воспитании, а центральное место занимает понятие свободы. Главной проблемой этики считается им противоречие между необходимостью и свободой, т.е. воля человека и вся его духовная деятельность детерминирована, поскольку человек подчинен закону причинной обусловленности не только как часть или явление природы, но и как субъект гражданской истории. Свобода возможна, но состоит в добровольном подчинении индивида законам и целям развития человеческого рода, т.е. существуют различные степени свободы, которые обусловлены различиями исторических эпох. Такое истолкование "свободы" было во многом определено, как уже говорилось, французской оккупацией Германии, а также и раздробленностью самой Германии, поделенной на лоскутные княжества. Именно поэтому Фихте разрабатывал учение о "замкнутом" в себе национальном немецком государстве. В наследии Фихте следует выделить идею о первичности "я"(субъекта) как всеобъемлющей реальности, представление об интеллектуальном созерцании или интеллектуальной интуиции. Эти моменты несомненно отразились как в общей субъективности и иррациональности романтического искусства, так и в соотношении начал автора и романтического героя-протагониста. Ф.-В.Шеллинг (1775 - 1854) образование получено в духовной семинарии; в Тюбингенском университете; уже первые его работы по философии природы привлекли внимание, и в 1798 он приглашен в Иенский университет на должность профессора философии. В творческой деятельности Шеллинга выделяются три периода: 1) связанный с "философией природы" и системой "трансцендентного идеализма" (до начала 1800-х годов); 2) связанный с "философией тождества" (до 1815); 3) связанный с "философией мифологии и откровения" (после 1815). В философии природы - в центре исследования у Шеллинга именно сама природа как самостоятельный предмет изучения (в отличие от Фихте, у которого, во-первых, природа рассматривалась только с точки зрения этики, во-вторых, все значение природы в ее противодействии нравственной деятельности человека). Интерес к исследованиям природы не случаен, более того, он закономерно связан с эпохой открытий в физике, химии, физиологии. Так, например, в науке об органической природе Галлер и Браун ввели важные понятия о раздражении и возбудимости, а Вильмейер связал эти понятия со способностями к чувствительности и воспроизведению. И Шеллинг вводит эти идеи в свое учение о природе - в " натурфилософию ". Но сама природа, материя, по Шеллингу, духовна, ей присуща идея развития. Заслуги его учения тут несомненны, т.к. до него зачастую философы рассматривали лишь природный ход естественного развития, а сам ход развития понимался механистически. Шеллинг же ищет в природе реальные динамические противоположности, что дополняет учением о диалектике форм мышления в познании; т.е. обычное логическое мышление есть мышление рассудка. Оно дает нам познание низшее в сравнении с познанием, доступным разуму. Формы разумного познания не умозаключения и не доказательства, а непосредственное, интуитивное созерцание предметов. Вот именно разум и усматривает непосредственно в вещах единство противоположностей. Однако субъектом такого познания может быть не рядовой ум, а только философский и художественный гений. Учение трансцендентальной философии Шеллинг изложил в "Системе трансцендентального идеализма"(1800), в которой писал: "Исходя от субъективного, как от первичного и абсолютного, необходимо показать, как отсюда возникает объективное."6, т.е. субъективное рассматривалось им как первичное и как основа всей реальности. Более того, в "Системе…" речь идет не о субъективном процессе чувствования или мышления, а об особом орудии познания - о непосредственном созерцании разумом самого предмета; именно такое познание и есть "интеллектуальная интуиция". В 1801 выходит работа Шеллинга "Изложение моей системы философии", в которой, во-первых, обосновывается мысль о тождестве духа и природы, во-вторых, идея тождества провозглашается основной проблемой всей философии. Исходное понятие - понятие абсолютного разума, т.к. кроме него нет ничего, поскольку в абсолютном разуме субъект и объект неразрывно связаны, образуют целостную неразличимость субъективного и объективного". Самосознание разума есть самосознание Бога, ибо Бог и есть разум. В Боге Шеллинг видит прежде всего личность, а различие между Богом и человеком в том, что в Боге личность и свобода бесконечны, а в человеке ограничены. И если в 1803 году Шеллинг в своих "Лекциях о методе академического изучения" обосновывал необходимость историко-критического исследования Библии, то после 1815 он решительно выступает и против этого метода и против всякой критики Библии. Идеи Шеллинга оказали самое непосредственное воздействие на романтиков, особенно его натурфилософия. Восприятие природы как духовной сущности, как развивающейся во взаимодействии противоположностей целостности относится к числу романтических универсалий, наиболее распространенных художественных концепций. Важную роль в формировании романтической эстетики сыграли и взгляды Шеллинга на роль художественного и философского гения в непосредственном, интуитивном постижении тайн мироздания. Г.В.Ф. Гегель (1770 - 1831) - изучал философию и теологию в Тюбингенском университете, затем стал профессором Иенского университета, а впоследствии, с 1818 года, Берлинского. Выдающееся значение философии Гегеля было определено тем, что в ней диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования изложены именно в форме системы. Диалектику он разрабатывает как философскую науку, обогащающую всю историю познания и исследующую закономерности развития объективной действительности; особо им исследуется и обосновывается диалектический способ мышления и его принципы; подверг критике Канта, Фихте за субъективизм, а Шеллинга за интуитивизм и иррационализм мышления; по Гегелю это не только субъективная человеческая деятельность, но и не зависимая от человека объективная сущность, первооснова всего существующего. С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира, следовательно, мир логичен и развивается по законам разума, мышления. Как субстанциальная сущность, находится не вне мира, а в нем самом, это внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности. Поэтому Гегель считал себя продолжателем пантеистической традиции и утверждал, что только пантеистическая философия подлинна. Мышление - абсолютную идею - он рассматривал не как неподвижную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания. Следовательно, абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. А высшую ступень развития "абсолютной идей" составляет "абсолютный дух" - человечество и его история. Эти положения Гегель обосновал в "Феноменологии духа"(1806), в которой определил возможность поднятия сознания (при познании духовного характера предмета) до самосознания, а из соотношения самосознаний и возникают различные социальные отношения. Значение мышления велико, но опирается оно на чувственное восприятие и без него невозможно. И Гегель приходит к выводу, что человеческое мышление есть частичное проявление абсолютного мышления, абсолютной идеи, т.е. Бога. Отсюда вытекает совпадение друг с другом разумного, божественного, действительного, необходимого, следовательно: все действительное разумно, все разумное действительно. Основную форму мышления - понятие - он противопоставлял чувственным восприятиям (так своеобразно борясь с эмпиризмом). Таким образом, основные части философской системы Гегеля - это логика, философия природы и философия духа. Логика составляет важнейшую часть системы поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления (которыми и занимается логика) и есть законы бытия (и природы, и человеческой истории, и познания). Более того, логика объявляется учением о сущности всех вещей в «Науке логике» (1812-1816), в которой рассматривается диалектика понятий бытия, ничто, становления, качества, количества, меры сущности, необходимости и случайности, возможности и действительности и др. Свое учение об отрицании отрицания Гегель рассматривал в виде триады: тезис - антитезис (отрицание) - синтез (отрицание отрицания).Понятие у него - это процесс теоретического мышления; в понятии общее, особенное и единичное слиты воедино и неразделимы. Особое положение отведено единство законов мышления и законов объективной действительности. Своеобразно изображается Гегелем история человечества, понимаемая как прогресс в сознании свободы. На три эпохи он делил всю мировую историю: 1)восточную; 2)античную; 3)германскую. В восточном мире человек не осознавал своего рабства; в античном некоторые осознавали, что свобода есть их сущность; лишь в германском, или христианском, мире все сознают свою духовную сущность и поэтому здесь все свободны. Суть этого рассуждения в том, что именно конституционную монархию философ считал вершиной общественного прогресса, к которой и надо стремиться. Государство он считал высшим воплощением свободы, шествием Бога - абсолютной идеи - по земле. Исходной точкой искусства он считал «согласованность основных свойств всякого образа», но не разделял увлечений народным творчеством, т.к. «художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых…»7. Именно художник «творит образ»8. В «Лекциях по эстетике» Гегель указывал: «Пафос образует подлинное царство искусства; его воплощение является главным как в произведении искусства, так и в восприятии последнего зрителем». Поэтому и назначение искусства - в рождении и питании высокого образа мыслей, в «формировании духа народа».9 Идеи Гегеля имели широкий резонанс в истории человеческой мысли. Если иметь в виду только воздействие на романтическую эстетику и, шире, романтическое миропонимание, то следует выделить определяющую роль диалектики как в мировосприятии, так и в методах познания. Представление Гегеля об абсолютной идее, его пантеистические воззрения, которые в чем-то созвучны воззрениям Гете, наконец, некоторые положения его эстетики, - все это получило отклик в теории и практике романтизма. Примечания 1 Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973. С.7. 2 Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991. С.94. 3 См.: Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. 4 Кант И. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. М., 1966. С.320-339 и др. 5 Бердяев Н.А. Ук. соч. С. 96. 6 Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936. С.14. 7 Гегель Эстетика. М., 1968. С. 28. 8 Гегель. Ук соч. С. 351. 9 Гегель. Работы разных лет. М., 1970. С. 77-78. Список рекомендуемой литературы. 1.История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1970. 2.Современная книга по эстетике. Антология. М.-Л., 1957. 3.Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М., 1960. 4.Лукач Г. Литературные теории XIX века и марксизм. М., 1937. 5.Манн Т. Философия науки в свете нашего опыта // Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. М.,1961.Т.10. 6.Рассел Б. История западной философии. М., 1959. 7.Герменевтика: история и современность (критические очерки). М., 1985.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1. Эволюция сказочной повести в творчестве Э.Т.А.Гофмана. «Золотой горшок» (1814 г.) и «Крошка Цахес» (1819 г.). 1.Творчество Э.Т.А.Гофмана в контексте немецкого романтизма. а) Переосмысление опыта иенских романтиков. б) Отражение в творчестве писателя особенностей литературной эпохи. в) Гофман и другие писатели позднего немецкого романтизма (Клейст, Шамиссо). 2. Личность и судьба Гофмана, их преломление в творчестве. Гофман и его герои. 3.Эстетика Гофмана. а)Категория комического в понимании писателя (юмор, ирония, сатира). Романтическая ирония как проявление трагического и комического. б)Фантастика и реальность. Интерпретация романтического двоемирия. в)Философия жанра: сказочная повесть как отражение мировидения писателя. 4.Романтическое двоемирие в сказочных повестях «Золотой горшок» и «Крошка Цахес». а)Взаимодействие сказочного и реального мира. Превращения персонажей и вещей. Художественная мотивировка метаморфоз. б)Атлантида и Джиннистан, их прошлое, настоящее, обитатели. Различие в изображении сказочных стран в двух повестях. 5.Реальная действительность в изображении Гофмана. Философско-сатирическое изображение современной Германии, политическая сатира. 6.Романтический герой-«энтузиаст», его особые свойства. Место среди других персонажей и в двоемирии. Двойственность «энтузиаста». Романтическая ирония. Гофмана по отношению к главному герою. 7.Любовная линия в двух повестях и ее роль в раскрытии замысла. а)Любовный треугольник в «Золотом горшке». Проблема выбора. б)Автополемика в любовной линии повести «Крошка Цахес», ее смысл. в)Вероника и Серпентина, Вероника и Кандида. 8.Романтическая концепция природы в сказочных повестях Гофмана. Природа как идеальное творческое первоначало. Природа и искусство. Взаимоотношения человека с природой, проблемы познания. 9.Символика заглавий и заглавных образов («золотой горшок» и «крошка Цахес» - вещественное и духовное, фантастическое и реальное, литературные аллюзии). 10.Финалы сказочных повестей, их сходство и различие. Характер и предмет иронии. Пародийный элемент. Жанровая традиция. 11.Развитие жанра сказочной повести как отражение художественной эволюции Гофмана. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|