Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цари, цари! Когда б вы только знали




Простое счастье! Смолк бы гром побед,

Не стал бы трубный зов предвестьем стольких бед.

(I, 47)

Поэт испытывает теплую симпатию к мирным труженикам, чей труд и отдых нарушен войной и ненасытностью сильных мира сего, к самой многострадальной земле, которая должна плодоносить, родить хлеб и виноградную лозу, а вместо этого обильно поливается кровью. Но Байрона нельзя назвать последовательным пацифистом, ибо он не только оправдывает справедливые войны, но и призывает к ним.

Чем ближе к финалу, тем глубже и печальней философские размышления поэта о смысле человеческой истории. Проанализируйте в этом плане песнь IV. Какие примеры приводит Байрон для подтверждения мысли о том, что история - череда величия и ничтожества, святой вольности и варварской роскоши, разврата? Особенно внимательно прочтите строфы 97 и 98, где поэт дает противоречивые суждения о дорогой ему свободе.

Пристальное и сочувственное внимание к неповторимым национальным культурам ощущается на многих страницах поэмы и отражает представление Байрона о национальном суверенитете как первичном и необходимом условии существования нации. Поэт находит черты уникальности в характере и темпераменте, в танцах, обычаях, в отношении к свободе и рабству, в культурном наследии прошлого, которое включает не только создания гениев, но и народное искусство (например, испанские романсеро, греческие мифы и легенды). Байрон так увлечен гордыми албанскими повстанцами, что сочиняет “албанскую” песню в духе народной албанской баллады (II, 72 “Тамбурджи, тамбурджи”).21

Наконец, нельзя не сказать о том, что природа в “Паломничестве Чайльд-Гарольда” не является только фоном или символическим обозначением переживания. Это самостоятельная и самодостаточная субстанция, носительница Красоты и Вечности. Природа у Байрона - не идиллия, она идеальна в том смысле, что воплощает первозданную чистоту Творения. Но эта чистота опорочена человеком. Природа может быть и разрушительной, и созидательной, но в ней есть высшая мудрость. Соединение философско-исторической и натурфилософской линии поэмы изменяет масштаб поэтического видения, придает новую философскую глубину. Сравните, например, описания швейцарской природы (песнь 3) и описание океана в финальной части поэмы. В песне третьей Байрон перемежает руссоистские формулы (III, 71: “ Блажен, чья жизнь с Природою едина, //Кто чужд ярму раба и трону властелина”) и лирические признания о бегстве в горы от “пустыни людной”.

Природа в воображении поэта проникнута божественным Разумом, доступным лишь ясновидцу. Человек - часть вселенной, а природа - часть души (III, 73-75). В отличие от человеческого мира, в природе все истинно.

Заканчивается поэма строками, вдохновившими Пушкина на его стихотворение “К морю”. Попробуйте сравнить пушкинское стихотворение с фрагментом поэмы Байрона (IV, 178-184). Какие еще стихотворения Пушкина ассоциируются у вас с финальным фрагментом “Паломничества”?

Примечания

[1] Забывший своих должен быть забыт и ими.

2 Байрон Дж. Г. На перепутьях бытия… Письма. Воспоминания. Отклики. М., 1989. С.91-92.

3 Здесь и далее поэма цитируется по изданию: Байрон Дж.Г. Паломничество Чайльд-Гарольда. М., 1973. Римская цифра означает песнь, арабская –строфу.

4 Пушкин А.С. О драмах Байрона (1827).//Пушкин А.С. Полн.собр. соч.: В 10 т. Т.VII. Л., 1978. С.37.

5 Там же. Т. X. С. 74. (Вяземскому, 24-25 июня 1824 г.)

6 См., напр.: Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975. С. 43-69.

7 Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981. С.205.

8 См. об этом: Дубашинский И.А. Поэма Дж. Г.Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». Рига, 1975. С.11.

9 Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М., 1978. С.112.

10 Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия. Байрона. С.47.

11 Жирмунский В.М..Ук. соч. С. 214.

12 Дубашинский И.А. Ук. соч. С.17.

13 Там же. С. 20-21.

14 Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. С.45.

15 Елистратова А.А. «Чайльд-Гарольд» Дж. Байрона //Дж. Г.Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда. М., 1973. С.16-17.

16 См., напр.: Ахматова А.А»Адольф» Бенжамена Констана в творчестве Пушкина //Ахматова О Пушкине. М., 1989. С.51-90; Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин».Комментарий. Л., 1980;Дубашинский И.А. Ук.соч.С.20-21 (сравнение Чайльд-Гарольда с Рене); Вольперт Л.И. Пушкин и психологическая традиция во французской литературе.Таллинн, 1980; Ее же Пушкин в роли Пушкина.М.,1998.)

17 Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона.С.50.

18 Самарин Р.М. Байрон и его поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда»// Самарин Р.М. Зарубежная литература.М., 1978.С.209.

19 Ивашева В.В. Дж.Г.Байрон//История зарубежной литературы XIX в.Ч.1./под ред. А.С.Дмитриева. М., 1979.С.240

20 Дубашинский И.А. Ук.соч. С.22.

21 См.: Алексеев М.П. Байрон и фольклор //Алексеев М.П. Английская литература: Очерки и исследования. Л., 1991. С.358-389.

 

 

Тема №3. Художественный мир Эдгара По-новеллиста.

(Новеллы “Убийство на улице Морг”, «Золотой жук», «Колодец и маятник”, “Низвержение в Мальстрем”, “Падение дома Эшеров”, “Маска Красной смерти”, “Король Чума” и др.)

1.Судьба Эдгара По, человека и художника.

2.Своеобразие романтической эстетики Эдгара По. Теория новеллы. Рациональное и иррациональное в творчестве Э. По. Категории ужасного, трагического, комического.

3.Жанровые разновидности в новеллистике Э.По (логические/детективные, “ужасные”/психологические, фантастические, сатирические новеллы). Проблема жанровых границ. Фантастика “технологическая”, метафизическая, сатирическая. Связь новелл Э. По с поэзией.

4.Художественная концепция человека в новеллах Э.По, ее сложность и противоречивость. Психологизм Э.По: изображение пограничных состояний, психология нетривиального интеллекта.

5.Художественная Вселенная Э. По. Пространство и время в новеллах. Символы дома, заточения, падения, пира, чумы, маятника, часов, тайнописи и др. Цветовая и световая символика. Образный строй новеллы и ее эмоциональная тональность.

6.Сюжетно-композиционные особенности новелл Э. По. Музыкальность новеллы как средство создания художественного эффекта.

Темы устных сообщений.

1.Жертва или духовный труженик? (О судьбе Эдгара Аллана По).

2.Стихотворение Э. По “Ворон” как маленькая лирическая новелла.

3.Мотив заживо погребенного в новеллистике Э.По.

4.”Пир во время чумы” Пушкина и “Маска Красной смерти” Э. По

5.Ф.М.Достоевский об Э. По.

6.К.Бальмонт об Э. По.

Список рекомендуемой литературы

1. По Э. Избранное. Стихотворения. Эссе. М., 1984.

2. По Э. Полное собрание рассказов. М., 1970. («Литературные памятники»).

3. Достоевский Ф.М. Три рассказа Эдгара Поэ // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т.19. М., 1979. С.88-89.

4. Бальмонт К. Очерк жизни Эдгара По // По Эдгар. Ворон вещий. М., 1998. С.203-312.

5. Кортасар Хулио. Жизнь Эдгара Аллана По //Иностранная литература. – 1999 № 3

6. Аллен Герви. Эдгар По. 2-ое изд. М., 1987. (Серия «Жизнь замечательных людей»).

7. Берман Б. Эдгар Аллан По: факты и легенды. 175 лет со дня рождения американского писателя. //В мире книг. – 1984. - №1. – С.84-85.

8. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе. XIX века. М., 1972.

9. Вулис А. «Жук весь золотой, чистое золото…» //Вопросы литературы. – 1984. - №2. – С.86-104.

10. Гроссман Джоан Делани. Эдгар Аллан По в России. М., 1998.

11. История американской литературы: В 2-х т./Под ред. Н.И.Самохвалова. Т.1. М., 1971.

12. История литературы США. /Под ред. А.Н.Николюкина. Т.3. М., 1999.

13. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л., 1984.

14. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.

15. Романтическая традиция американской литературы XIX века и современность. М., 1982.

16. Тугушева М.П. Под знаком четырех. М., 1991.

17. Шайтанов И. Литература отправляется на расследование. //Литература (Приложение к газете «1 сентября»). – 2002. - №43. – С. 8-12.

18. Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики: Эдгар По. Герман Мелвилл. Джон Гарднер. М., 1995.

19. Эстетика американского романтизма. М., 1977.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных