Практическая работа. Задание 1. Изучите личность школьника с девиантным поведением по следующей схеме:
Задание 1. Изучите личность школьника с девиантным поведением по следующей схеме:
1. Общие сведения о ребёнке.
2. Состояние здоровья ребёнка, особенности его физического развития, соответствие физического развития возрасту (рост, вес, недостатки зрения, слуха, нарушение осанки и т. п.).
3. Направленность личности воспитанника (эгоистическая, деловая, общественная; характеристика осознанных мотивов; взгляды и убеждения, интересы, наличие единства сознания и поведения; потребности, идеалы, ценности, стремления и т. п.).
4. Самооценка личности учащегося (заниженная, завышенная, адекватная), уровень притязаний, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей, отношение к самовоспитанию и его проявление.
5. Преобладающий темперамент учащегося.
6. Особенности эмоционально-волевой сферы школьника: характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия, развитие чувств (моральных, интеллектуальных, их глубина и устойчивость, степень эмоциональной возбудимости, внешняя выраженность эмоциональных переживаний), волевые особенности (целеустремлённость, самостоятельность и т. п.).
7. Способности учащегося (общие и специальные).
8. Характер воспитанника. Какие отрицательные и положительные черты характера проявляются в отношении школьника к учению, трудовой деятельности (активность, дисциплинированность, добросовестность, ответственность, легкомыслие, упрямство, беспечность, лживость и т. д.); в отношении к людям (уважительность, внимательность, доброта, грубость, эгоизм, жестокость, высокомерие и т. д.); в отношении к самому себе. Имеются ли вредные привычки: курение, сквернословие, употребление спиртных напитков, токсических, наркотических веществ.
9. Характеристика межличностных взаимоотношений воспитанника:
а) в семье (условия семейного воспитания, характеристика семьи по структуре, материальному положению, воспитательному потенциалу, особенности взаимоотношений между взрослыми членами семьи, ребёнка со взрослыми, позиция ребёнка в семье);
б) в классном коллективе (характеристика классного коллектива, социальный статус ученика, его положение в коллективе (лидер, популярный, принятый, изолированный), отношение воспитанника к мнению коллектива, отношение к своей позиции в классе);
в) в сфере свободного общения (с кем общается в свободное время, в состав какой группы входит, какова направленность группы, какое положение занимает в группе, с кем и каким образом предпочитает проводить досуг).
10. Участие в различных видах деятельности:
а) отношение к учебной деятельности (успеваемость, уровень знаний, степень сформированности учебных навыков; основные мотивы учения, проявление особого интереса к какому-либо предмету,; особенности памяти, мышления, уровень развития внимания);
б) отношение к трудовой деятельности (наличие трудовых навыков, умений; предпочитаемые виды труда; способность к длительным трудовым усилиям; участие в общественно полезном труде; трудовые обязанности по дому);
в) проявление устойчивого интереса к какому-либо виду деятельности (член какой-либо секции, клуба, кружка, учащийся учреждения дополнительного образования);
г) наличие профессиональной направленности (намерения, ориентация, направленность, мотивы выбора будущей профессии).
11. Причины отклонений в поведении:
а) отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и психическом развитии, несоответствие физического развития возрастной норме, акцентуации темперамента и характера, неврозы, дефекты памяти, мышления);
б) нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярен, является непринятым, изолированным в классном коллективе, является отверженным в группе свободного общения, конфликтен, отчуждён в семье, бесконтролен);
в) ошибки школьного воспитания (превышение педагогической власти; наказания, связанные с унижением личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; отсутствие педагогического такта; недостаточное знание индивидуальных особенностей школьника; возрастных физиологических и психологических особенностей; конфликтные отношения между учителем и ребёнком, учителем и родителями ребёнка и др.);
г) ошибки семейного воспитания (отсутствие психолого-педагогических знаний, отсутствие воспитательного потенциала, перекладывание ответственности за воспитание ребёнка на школу, конфликты в семье, безнадзорность и др.);
д) социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме);
е) психотравмирующие ситуации.
По кн. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и
технология работы социального педагога.- М., 2001.
Задание 2. Используя данные, полученные при изучении личности школьника с отклонениями в поведении, составьте его карту личности.
Карта личности школьника
Ф. И. О.___________________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Класс_____________________________________________________________
Сведения о родителях (Ф. И. О., образование, место работы, количество детей в семье)______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
| На сегодняш-
ний день
| Дополнитель-
ные сведения
| Изменения
| 1. Состояние здоровья:
1-психические патологии
2-хронические заболевания
3-часто болеющий(ая)
4-удовлетворительное
2. Общественная активность: 1-не участвует в общественной жизни
2-пассивный участник общественных дел
3-активный участник творческих дел
4-организатор коллективных творческих дел
3. Отношение к учёбе:
1-отрицательное
2-избирательное
3-положительное
4-учится с интересом
4. Семья школьника:
1-проблемная семья с пьющими родителями
2-проблемная семья, где пьёт один из родителей
3-внешне благополучная семья, имеются проблемы, которые не выносятся на всеобщее обозрение
4-благополучная семья
5. Характер эмоциональных отношений в семье:
1-напряжённо-конфликтные отношения
2-эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность
3-отношения ровные, но без эмоциональной близости
4-атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки
6. Характер общения со сверстниками:
1-участник асоциальной группы, состоит на учёте в милиции за правонарушения
2-общение на основе пустого времяпрепровождения
3-малообщителен
4-общение на основе полезных интересов
7. Наличие положительно ориентированных жизненных планов:
1-жизненные планы асоциальной направленности
2-планы неопределённые, иногда нереальные
3-планы в основном определились, нет жизненных ориентиров
4-планы и намерения выражены чётко, положительные жизненные ориентиры
8. Уровень развития интересов и потребностей:
1-только материальные потребности, интересы асоциального характера
2-преобладание материальных потребностей, интересы изменчивы
3-разумное сочетание духовных и материальных потребностей, разносторонние интересы
4-преобладание духовных потребностей, чётко выраженные интересы
9. Отношение к педагогическим воздействиям:
1-резкая, грубая форма непринятия любых педагогических воздействий
2-непринятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления
3-избирательное отношение к педагогическим воздействиям
4-к замечаниям учителей прислушивается, наказания и поощрения воспринимает адекватно
10. Коллективистские проявления:
1-яркий индивидуалист(ка), нормы коллективной жизни отрицаются полностью
2-с нормами коллективной жизни считается в зависимости от настроения
3-пассивный член коллектива, нормы коллективной жизни принимает без критики
4- активный член коллектива, умеет выражать и отстаивать свою точку зрения; к нормам коллективной жизни относится положительно
11. Способность оценивать поступки окружающих с позиций норм, морали и права:
1-открытое неприятие норм морали и права, одобрительное отношение к поступкам асоциальной направленности
2-безразличное отношение к нормам морали и права, «нейтральность» в отношениях
3-принятие не всех норм морали и права, поступки делятся на «плохие» и «хорошие» в зависимости от собственных позиций
4-активное неприятие асоциальных проявлений и борьба с ними
12. Самокритичность и самооценка:
1-критическое отношение к себе отсутствует, самооценка неадекватная
2-критическое отношение к себе проявляется редко, самооценка завышена
3-отношение к себе безразличное, самооценка занижена
4-критическое отношение к себе, самооценка адекватная
13. Отношение к окружающим:
1-проявление жёсткости и агрессии к окружающим
2-чёрствость, грубость, невнимательность проявляются только в поступках «за компанию»
3-эмпатия проявляется только в отношении близких людей
4-действенная эмпатия по отношении к другим людям
14. Волевые качества:
1-сильная воля, проявляющаяся в асоциальных поступках
2-слепое подчинение чужой воле
3-хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию
4-сильные волевые качества, способность не только противостоять чужому влиянию, но и направлять действия других
15. Внешняя культура поведения:
1-неряшливость, регулярное употребление нецензурных выражений, регулярные асоциальные поступки
2-безвкусный внешний вид, частое употребление нецензурных выражений, вульгарные манеры, способен(на) на асоциальные поступки
3-безразличие к внешнему виду, манерам поведения, в речи могут появляться нецензурные выражения, но редко; на асоциальные поступки способен(на) в исключительных случаях
4-аккуратный внешний вид, развито чувство вкуса, высокая культура речи, не способен(на) к асоциальным поступкам
16. Отношение к наркотикам, алкоголю, курению:
1-употребляет наркотики или токсические вещества, пьёт, курит регулярно
2-наркотик, токсические вещества пробовал(а), алкоголь употребляет часто, курит постоянно
3-к наркотикам и токсическим веществам отношение нейтральное, алкоголь пробовал(а), курит редко
4-отношение к наркотикам и токсическим веществам отрицательное, алкоголь не употребляет, не курит
|
|
|
|
По кн. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным
поведением/Под ред. М. И. Рожкова.-М., 2001.
Задание 3. Изучив карту личности школьника с отклонениями в поведении, составьте вероятный прогноз проявления девиаций в его поведении, дайте рекомендации по организации профилактической и коррекционной работы с данным школьником.
Карта прогнозирования
ФИО учащегося____________________________________________________
Возраст____________________________________________________________
Класс_____________________________________________________________
Данные медицинского обследования___________________________________
Факторы, провоцирующие девиантное поведение
| Проявления
и общая характеристика
| 1. Эмоциональная сфера школьника
2. Особенности настроения
3.Взгляды и отношения
4.Особенности мышления
5.Самооценка
6.Оценка окружающей действительности
7.Сфера интересов, потребностей и желаний
8.Особенности семейного воспитания, взаимоотношения в семье
9.Положение ребёнка в группе(ах), в которую он входит
10. Влияние референтной группы на школьника
|
|
Общая характеристика проявления девиантности поведения:______________
__________________________________________________________________
Вероятный прогноз:_________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации по организации профилактической и коррекционной работы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Деформация внутрисемейных взаимоотношений является одной из основных причин возникновения отклонений в поведении школьников. Проведите анкетирование, которое поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты, наметить пути их устранения.
Анкета
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1) очень хорошими;
2) хорошими;
3) не очень хорошими;
4) плохими;
5) не очень плохими.
2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?
1) да;
2) не совсем;
3) нет.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?______
__________________________________________________________________
(перечислите эти традиции)
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
1) ежедневно;
2) по выходным дням;
3) редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1) решаете сообща жизненные проблемы;
2) занимаетесь семейно-бытовым трудом;
3) работаете на приусадебном участке;
4) вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
5) обсуждаете вопросы учёбы детей;
6) делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
7) каждый занимается своим делом;
8) чем-то ещё (допишите)___________________________________________
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) да;
2) часто;
3) иногда;
4) редко;
5) не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
1) непониманием членами семьи друг друга;
2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);
3) отказом участвовать в семейных делах, заботах;
4) разногласиями в вопросах воспитания детей;
5) злоупотреблением алкоголем;
6) другими обстоятельствами (укажите, какими)_________________________
8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?
1) примирение;
2) обсуждение ситуации и принятие общего решения;
3) прекращение конфликтов на некоторое время;
4) обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
5) конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
1) да;
2) нет;
3) иногда.
10. Как реагируют дети на семейные конфликты?
1) переживают, плачут;
2) становятся на сторону одного из родителей;
3) пытаются помирить;
4) уходят из дома;
5) замыкаются в себе;
6) относятся безразлично;
7) становятся озлобленными, неуправляемыми;
8) пытаются найти поддержку у других людей.
11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|