Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственные и муниципальные финансы




· Социально-экономическое значение и функции бюджета

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства. Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, отраслями, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реализации целевых и научно-технических программ.

· Бюджетная классификация

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

ü классификацию доходов бюджетов;

ü классификацию расходов бюджетов;

ü классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

ü классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

· Доходы и расходы бюджетов

· Дефицит бюджета, долг

· Управление нефтегазовыми доходами федерального бюджета

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

ü налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

ü вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

ü вывозных таможенных пошлин на газ природный;

ü вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти

· Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть:

ü выравнивание бюджетной обеспеченности,

ü стимулирование роста налогового потенциала,

ü финансовое управление территориальным развитием,

ü снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

· Государственные внебюджетные фонды

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

· Бюджетный процесс

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

ü составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;

ü утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;

ü исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;

ü контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

 

· Реформирование бюджетного процесса в РФ

БК РФ в усовершенствованной редакции создает правовую основу для принципиально новой организации бюджетного процесса в РФ, усиления самостоятельности и ответственности всех уровней власти с целью повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

 

Так одной из основных новаций предлагаемых изменений стало переход к формированию федерального бюджета на трехлетний период.

 

Его ежегодное составление и утверждение на 3 года, которое обеспечит преемственность и предсказуемость не только бюджетной, но и макроэкономической, налоговой и денежно-кредитной политики, будет способствовать повышению устойчивости бюджетной системы, повысит обоснованность планирования бюджетных расходов, позволит заключать среднесрочные государственные контракты, что будет способствовать экономному и эффективному использованию бюджетных средств.

 

Переход к среднесрочному планированию основан на методе «скользящей трехлетки», при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего годов становятся основой для следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок третьего года.

 

Основные направления реформы: реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета; выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств; совершенствование среднесрочного финансового планирования; совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования; упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

 

В заключение следует отметить, что в целях поддержки и распространения реформы бюджетного процесса на региональный и местный уровни управления Министерство финансов РФ проводит мониторинг финансового положения территорий, отбирает на конкурсной основе региональные и муниципальные программы бюджетных реформ, на основании чего отдельным субъектам

 

РФ и муниципальным образованиям предоставляются субсидии из Федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.

· Основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период

ü Принятие комплекса антиинфляционных мер в бюджетной политике – отказ от индексации зарплат и части социальных выплат до «разогретой» валютным курсом инфляции – купировали риски раскручивания инфляционной спирали, выступив «якорем» для инфляционных ожиданий по экономике.

 

ü Одним из приоритетов бюджетной политики в предстоящий период является финансовое обеспечение принятых решений по повышению заработной платы отдельным категориям работников образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры

 

ü Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Сибири, Дальнего Востока и Байкальского региона

 

ü Сокращение финансирования телерадиовещания

 

ü Рост расходов на пенсионное обеспечение

 

ü По-прежнему наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета занимают расходы на социальную сферу (35,2-33,7%), а также расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

 

 

· Совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений

Таким образом, закон «Об автономных учреждениях» так и не смог решить проблему оптимизации бюджетной сети. Новый закон призван изменить правовое положение бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов без их преобразования в иные организационно-правовые формы и создать стимулы для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности деятельности. В частности, предлагается:

· изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного или муниципального задания;

 

· предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в распоряжение этих учреждений;

· устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав;

 

· расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти — учредитель соответствующего учреждения.

 

В целях практической реализации названных мероприятий потребуется создать новую организационно-правовую форму государственных (муниципальных) учреждений — казенное учреждение, статус которого совпадает с закрепленным в действующем законодательстве статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет. При этом порядок перевода бюджетных учреждений в казенные должен обеспечивать минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса учреждений, и предусматривать только внесение изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.

 

Законом также предусматривается внесение изменений, обеспечивающих реализацию основных концептуальных решений, в отраслевые законодательные акты, а именно в законы «Об образовании», «Об обороне», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и др. Потребуется также внести изменения и дополнения в часть первую Гражданского кодекса РФ в части определения правового положения учреждений в имущественных отношениях, в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ и другие законодательные акты.

В целях эффективного использования бюджетных средств закон предусматривает внесение существенных изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части распространения его положений на казенные и бюджетные учреждения. Так, кроме понятия «государственные и муниципальные нужды» вводится понятие «нужды бюджетных учреждений», государственные и муниципальные заказчики дополняются иными заказчиками, государственные и муниципальные контракты дополняются гражданско-правовыми договорами бюджетных учреждений.

 

Следует отметить, что законом предполагается распространить положения, установленные для казенных учреждений, на федеральные органы государственной власти и их территориальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами. Также решено создать в силу закона ряд федеральных казенных учреждений путем изменения их типа (управления объединений, управления соединений и воинских частей Вооруженных Сил РФ, следственных изоляторов уголовно-испытательной системы и исправительных учреждений, исполняющих наказания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и др.).

Банковское дело

· Структура банковской системы РФ. (двухуровневая система: Цб и комбанки+банковская инфраструктура и банковское законодательство)

· Коммерческий банк как основное звено банковской системы РФ. Функции и операции коммерческих банков. (Во- первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств. Во- вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Главная цель коммерческого банка – извлечение прибыли).

· Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности. (для банка УК-300 млн руб, для небанковской кредитной организации-90 млн руб).

· Структура и особенности формирования ресурсной базы коммерческих банков. (Существуют четыре формы пассивных операций коммерческих банков:

первичная эмиссия ценных бумаг;

отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов;

кредиты и займы, полученные от других юридических лиц;

депозитные операции.

С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов — собственные ресурсы. Следующие две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов — заемные и привлеченные ресурсы, т.е. обязательства. Таким образом, структуру банковских ресурсов можно представить в следующем виде:

Привлеченные и заемные средства, как основной источник ресурсной базы коммерческого банка. Преобладающую часть банковских ресурсов составляют привлеченные средства. Привлеченные средства формируются при помощи следующих банковских операций:

-открытие и ведение счетов юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;

-привлечение во вклады денежных средств физических лиц;

-выпуск банком собственных долговых обязательств. Привлеченные таким образом ресурсы коммерческих банков называются депозитными ресурсами.).

· Собственный капитал банка: функции и порядок расчета. Достаточность собственного капитала банка.

Согласно указанной методике, скорректированной с учетом специфики, в состав источников собственных средств, принимаемых в расчет основного собственного капитала, включаются:

уставный капитал кредитной организации, организованной в форме акционерного общества, сформированный в результате выпуска и размещения обыкновенных и привилегированных акций (кроме кумулятивных, по которым могут не выплачиваться дивиденды); эмиссионный доход от размещения акций по цене, превышающей их номинальную стоимость; имущество, безвозмездно полученное банком в собственность от юридических и физических лиц; фонды банка, сформированные за счет прибыли прошлых лет и текущего года, а также нераспределенная прибыль текущего отчетного года, подтвержденные заключением аудиторской фирмы; резервы, созданные банком под обесценение вложений в акции дочерних и зависимых предприятий.

Термин «достаточность капитала» отражает общую оценку надежности банка, степень его подверженности риску. Для оценки достаточности величины банковского капитала используются разные методы. Один из самых старых показателей, который широко применяется и сегодня, - отношение капитала к сумме депозитов(наподобие 3/1 по балансу).

· Организация банковского кредитования рыночного хозяйства(3 вида объектов кредитования: распределительного характера, посреднического (приобретение ценных бумаг) и производственного характера (заготовка ТМЦ).

· Виды банковских кредитов, порядок предоставления и погашения:

1. По срокам погашения:

Краткосрочные ссуды предоставляются на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств заемщика. Срок до года. Ставка процента по этим ссудам, обратно пропорциональна сроку возврата кредита. Краткосрочный кредит обслуживает сферу обращения.

Среднесрочные ссуды, предоставляются на срок от одного года до трех лет на цели производства и коммерческого характера.

Долгосрочные ссуды используются в инвестиционных целях. Они обслуживают движение основных средств, отличаясь большими объемами передаваемых кредитных ресурсов. Применяются при кредитовании реконструкции, технического перевооружения, новом строительстве на предприятиях всех сфер деятельности. Особое развитие долгосрочные ссуды получили в капитальном строительстве, топливно-энергетическом комплексе. Средний срок погашения от 3 до 5 лет.

Онкольные ссуды, подлежащие возврату в фиксированный срок после получения официального уведомления от кредитора (срок погашения изначально не указан). Онкольный кредит (от англ. on call — по требованию) предоставляет заёмщику право пользоваться кредитом банка со специально открытого счёта. Заёмщик имеет право занимать деньги до определённой суммы. В то же время банк имеет право в любой момент в одностороннем порядке прекратить кредитование и потребовать возврата взятых взаймы денежных сумм. В онкольном кредите выдача денежных средств обеспечивается залогом ценных бумаг, принадлежащих заёмщику. Обычно кредит выдаётся на короткий срок и погашается по первому требованию банка (обычно заёмщиком с предупреждением за 2—7 дней).

 

На практике онкольный кредит часто используется заёмщиками для спекулятивных целей на рынке ценных бумаг. Банками применяется такой кредит для регулирования кредитной политики, а также для поддержания необходимого уровня своей ликвидности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных