Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Чем порождаются эти симметрии?




Тела, возникающие на основе правильных геометрических фигур, могут обладать только относительной симметрией.

Тела, возникающие на основе "наполовину правильных" фигур, могут обладать относительной симметрией или быть асимметричными.

Эллипс, треугольник и т. д. обладают структурными возможностями, сходными с возможностями прямоугольника. Наш анализ в основном коснется прямоугольника как наиболее часто встречающейся фигуры.

Свойства нижеперечисленных композиций зависят от соответствующего характера осей: кухонный дворик в Фонтенебло (второстепенные оси), дворец Пиззани или Ка де Оро (охватывающие формы), боковые стены Св. Софии.

Изучение этих примеров приводит нас к важным выводам.

Хорошая композиция не позволяет произвести какие-то добавления или; наоборот, что-нибудь убрать, так как это в свою очередь приведет к глубоким изменениям ее характера. При этом все изменения не должны влиять на единство произведения; речь идет об изменении частей композиции, имеющих самостоятельное значение (элементах, которые составляют первый уровень ее структуры).

Повторение осей симметрии может заключаться также во включении вспомогательных осей в общую систему. Необходимость в этом возникает в тех случаях, когда надо избежать монотонности, единообразия экспрессивных средств (идентичные симметрии, усиливающие ритм).

Так возникают объединения тел, организованных посредством относительной симметрии их элементов и асимметрии (Монреаль, арх. М. Сафди).

Отсюда вытекает новое понятие - уравновешенная симметрия.

Уравновешенная симметрия определяется как симметричное расположение асимметричных элементов. И в данном случае остается в силе вопрос о равновесии, но он уже ставится не так строго.

Начиная с этого понятия, возникает целая серия новых типов связи (Х. Вейл "Симметрия"). В этом отношении представляется очень интересным исследование, проведенное В. Д'0рсом в его работе "Архитектура и гуманизм".

Уравновешенная симметрия предполагает наличие "соответствия" между частями и "сходства" в расположении. В этом она приближается к идее Витрувия. Ее можно рассматривать в трех основных вари антах: симметрия эквивалентности, симметрия совпадения и симметрия соответствия.

Таким образом, мы пытаемся сохранить свободу концепций Ренессанса, а не ограничиваться сухими академическими формулировками.

Следует также отметить, что в наше время концепция симметрии развивается в соответствии с математической теорией групп (Теория групп, или теория групп превращений, изучает и сравнивает циклы групп действий и превращений, рассматриваемых независимо от объектов либо совокупности конкретных или условных, к которым они могут быть применены).

При рассмотрении пространственно-временной организации возникают симметрии статические, закрытые и симметрии динамические.

Все это предполагает наличие идеи равновесия, так как в противном случае возник бы беспорядок: абсолютная симметрия - эти анархия.

Становится совершенно ясно, что необходимо изучать условия, обусловливающие организацию форм в состоянии равновесия; нужно также изучать динамические центры как основные пункты композиции произведений архитектуры.

Теперь мы подошли к понятию диссимметрии.

Диссимметрия - это несимметрическое расположение основных частей целого, при котором второстепенные элементы расположены симметрично. Отсюда следует, что это динамическая структура со статическими элементами. Нельзя смешивать ее с уравновешенной симметрией, которая является статической структурой с динамическими элементами.

Равновесия, которого мы ищем ("баланс" масс), можно достичь с помощью геометрической конфигурации, цвета, текстуры и относительной энергии элементов - отсюда возникает "напряжение". Диссиметрия вносит во множественность порядок и спокойствие.

С элементами пространства происходит примерно то же самое, но при их изучении не следует забывать, что они рассматриваются "изнутри".

Организация форм

Комбинируя симметричные и диссимметричные формы, мы можем получить бесчисленное множество вариантов.

Точных законов, которые бы строго определяли их, не существует, но надо иметь в виду некоторые непременные условия.

Переход от симметрично организованной части к другой части, имеющей асимметричную организацию, должен направляться поиска-ми таких категорий форм, которые позволяют объединить их в единое целое.

Поэтому легче объединить формы, которые одновременно допускают существование симметрии и асимметрии (пример - Эрхтейоп), чем те, которые этого не позволяют.

Примером могут также служить Альгамбра и некоторые готические соборы, композиция которых организована по этим законам.

Баланс масс, способствующий максимальной свободе композиции, является главным условием в организации формы.

Тут уместно будет вспомнить идеи, которые развивает Пауль Клее в своих "Сценах в аптеке". Линия обозначает средство, тон-вес, а цвет-качество. Жизнь и напряжение обусловливают характер совокупности.

 

Уровни структуры

Пересмотрев заново все вышесказанное, можно прийти к заключению, что мы занимались анализом композиции вместо "анализа форм". Но следую учитывать, что все это - путь к дальнейшему анализу, ибо мы идем от целого к частностям, стремясь определить "структурное единство" формы.

Для того чтобы довершить этот структурный анализ, нам остается выяснить смысл симметрии и асимметрии.

Симметрия предполагает: строгость, отдых, спокойствие, классицизм, силу; асимметрия означает: слабость, движение, динамизм, "жизнь", свободу, как в совокупности, так и в деталях.

Симметричные формы соответствуют формам "важным", "представительным". Асимметричные представляют известный уровень "приятности".

1 2

1. Египетский храм.

2. Дворец герцогов Невер.

3 4 5

3. Музей Прадо. Мадрид.

4. Сориа.

5. Каса де Торрес, Убеда.

6 7 8

6. Симметрия равновесия.

7. Симметрия масс (Лаокоон).

8. Симметрия равновесия.


ПРОСТРАНСТВО

 

Выше говорилось, что, для того чтобы проанализировать произведение архитектуры, необходимо произвести разделение между массой, поверхностью, полостью и пространством. Сейчас представляется возможным обратиться к изучению пространства как к зоне деятельности человека - центру нашей концепции архитектуры.

Для того чтобы систематизировать нашу работу, определим, прежде всего на основе нашего опыта и исходя из философских концепций, что такое пространство и как мы его воспринимаем. На первом месте окажется потребитель: мы увидим, что с точки зрения теории экзистенциализма станет возможным охарактеризовать архитектурное пространство, которое предполагает ответ на запросы потребителей, ответ, требующий, чтобы эти запросы удовлетворялись естественным и желаемым путем.

Тут уместно хотя бы в нескольких словах сказать о том, как менялась на протяжении истории концепция пространства. Мы увидим, что различные философы внесли свой вклад в эту теорию. Учитывая многие точки зрения, мы сможем рассмотреть данную проблему уже на более высоком уровне.

Изучая природу, Платон вводит геометрию как науку о пространстве. Но лишь Аристотель развивает теорию "места", определив его как силовое поле с качественными характеристиками: речь идет о попытке систематизировать пространство. Эта попытка не потеряла значения и по сей день. Позднее, основываясь на концепции Аристотеля, но в основном применяя евклидову геометрию, ученые приходят к пониманию пространства в его бесконечности, однородности и движении. Лукреций говорит: "Есть две вещи - тела и пустоты; в пустоте движутся тела".

По прошествии веков Кант сделал важный вклад в рассматриваемую нами теорию. Его мысли имеют для нас несомненный интерес с точки зрения восприятия, поскольку он рассматривает пространство как априорную категорию человеческого знания. Иными словами, он представляет пространство как нечто отличное и независимое от материи; оно интересует его лишь постольку, поскольку мы познаем в пространстве, организуем нашу жизнь в пространстве. Таким образом, он занимает идеалистическую позицию, которая хотя и несовершенна, но тем не менее не лишена ценности, так как если рассматривать ее как своего рода дополнительную теорию, то перед нами концепция пространства и использования его потребителем. А это для архитектора очень важно, особенно если иметь в виду другие теории - вспомним хотя бы Декарта и его теорию ортогональных координат.

На новый уровень поднимает изучение данной проблемы теория относительности; она связывает пространство со временем: пространство существует во времени. При этом наши прежние представления о пространстве присутствуют в его новой трактовке. Изолированный элемент пространства едва ли имеет смысл; превзойдены "перспективистские" взгляды Ренессанса.

Следовательно, недостаточно воспринимать пространство как нечто преобладающее с изолированной точки зрения, а следует рассматривать его как ту среду, в которой мы движемся. При этом наши знания и наш опыт в этой области постоянно обогащаются.

Можно было бы проанализировать различные теории пространства неевклидовой геометрии, но в данном случае они не представляют специального интереса в отличие, например, от математики, где они находят широкое применение. Надо помимо этого иметь в виду замечание Эйнштейна о том, что геометрия - это скорее "человеческое построение", нежели нечто, имеющее естественное происхождение. Важно видеть пространство через призму тех событий, которые происходят в нем. Время постоянно присутствует в пространстве; физическая, математическая стороны пространства имеют лишь частичную ценность, не выражая всего его богатства.

Таким образом, современное представление о пространстве состоит в основном в следующем. Пространство представляет собой силовое поле, в котором существуют тела (массы и пустоты), в котором проявляются - что особенно важно - различные взаимодействия, обусловленные его энергией. Следовательно, нам нужно изучить пространство как взаимодействие организма (человека, который в нем движется) и его окружения. Любое противоречие между организацией воспринимаемой нами Вселенной и осуществляемой в ней деятельностью вполне объяснимо с точки зрения архитектурного анализа пространства. Нет сомнения в том, что человек, массы, элементы и т. д. сохраняют свою индивидуальность и свои собственные характеристики, но при изучении пространства и его восприятия мы будем иметь в виду их общее взаимодействие. Восприятие пространства, таким образом, - это сложный процесс, на который влияет предшествовавший опыт (время, понимаемое как "непрерывность", по К. Зубири). Помимо всего этого восприятие зависит не только от положения индивидуума в пространстве, но и от его состояния.

Эти заключения позволяют нам заменить тезисы гештальтпсихологии на "схемы" (исследования Ж.. Пиаже в этой области представляют особый интерес), понимая под схемой выражение типичной реакции на данную ситуацию. Мы изучим в связи с этим помимо геометрических характеристик пространства реакции человека (потребителя), его адаптацию к пространству, иными словами, связь между его аккомодацией и ассимиляцией.

Применим к этим понятиям родовое понятие экзистенциального пространства и получим схему взаимодействия человека с окружающим его миром.

Таким образом, мы обнаружили различные аспекты, которые должны присутствовать в нашей концепции пространства: его физическая и геометрическая организация, характер его восприятия во времени, взаимодействие человека, пространства и массы. Результаты этого взаимодействия, как правило, являются противоречивыми: едва ли возможно достигнуть полностью удовлетворительного окружения, которое бы отвечало запросам, желаниям или мечтам потребителя (заказчика). Тут становится понятной та преобладающая роль, которую играет архитектурное пространство.

В самом деле, оно обладает всеми характеристиками, о которых говорилось выше, следовательно, в его "схеме" будут присутствовать не только геометрические аспекты, но и "жизненные". Архитектор пытается вселить в создаваемое им пространство "духовное начало", с тем чтобы в звучании массы, пространства и поверхности, объединенных в единое целое, был различим "голос" пространства.

Поэтому нам следует изучить два аспекта пространства: с одной стороны, все то, что относится к его строению, что мы определяем с помощью "геометрических схем"; с другой - то, что мы чувствуем и выражаем с помощью "жизненных схем".

Мы уже говорили о схемах, которые отражают наши знания о пространстве. И здесь об этом стоит вспомнить, чтобы найти такие модели, которые бы позволили наглядно сравнить различные концепции пространства, с тем чтобы сделанные при этом выводы обогатили нас как будущих архитекторов. Выше речь шла об экзистенциальных свойствах пространства. В изучение этого аспекта большой вклад могут внести различные социальные науки (психология, социология, антропология и т. д.). Но не следует забывать, что цель нашего исследования - проанализировать произведение архитектуры. Поэтому следует попытаться ограничить работу оценочными схемами; при этом схемы должны быть "открытыми", так как они не обусловливают результаты работы, а лишь служат ее инструментом.

Итак, разберем пространство в двух уровнях:

1) как трехмерное, основанное на геометрии и законах визуального восприятия; результаты этого исследования будут ценными, но неполными;

2) как нечто, воздействующее на нашу жизнь, иными словами, оценим пространство с точки зрения его экзистенциальных, жизненных и созидательных свойств. Таким путем мы составим полное представление о пространстве.

И тот и другой подход ценен и необходим, они взаимно дополняют друг друга. Основным является геометрический анализ. Наш анализ архитектурных форм на своем первом уровне должен охватить этот аспект. Но чтобы не ограничиваться чисто визуальным восприятием, мы должны его видеть с точки зрения "жизненной". Это разделение, как говорилось ранее, имеет условный характер, поэтому наша концепция пространства должна органически соответствовать концепциям массы и поверхности единого архитектурного произведения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных