Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Внимание – познавательный (когнитивный) психический процесс.




Не менее важной функцией мозга, определяющей исход психофизиологического исследования, является внимание.

Сегодня внимание определяют как «сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.)». [3]

Внимание не имеет собственного продукта или своего особого содержания; это, в первую очередь, динамическая характеристика протекания познавательной (когнитивной) деятельности.

Выделяют три типа внимания:

· пассивное или непроизвольное внимание;

· произвольное, или активное внимание, характеризуемое направленностью субъекта на сознательно выбранную цель;

· постпроизвольное внимание, т.к. появляется в процессе освоения деятельности и увлеченности выполняемой работой.

Непроизвольное внимание относится к феномену переключения внимания на стимул, который ранее не привлекал внимания. Оно протекает автоматически и не требует специальных усилий. Его основу составляет ориентировочный рефлекс, открытый И.П. Павловым.

Отличительной особенностью ориентировочного рефлекса является его угасание, развивающееся с повторением стимула. Любое изменение в стимуле (модальность, интенсивность, пространственные или временные характеристики, семантическая значимость) восстанавливает ориентировочную реакцию. Особенностью непроизвольного внимания является его постоянная включенность, обеспечивающая адаптацию человека к условиям внешней среды.

Произвольное внимание относится к контролируемым и осознаваемым процессам. Оно обладает ограниченной пропускной способностью и поэтому обеспечивает не параллельную, а последовательную обработку информации. Эффект наложения произвольного внимания на текущую психическую деятельность проявляется в виде конкуренции двух задач, которые могут решаться только последовательно. Характерными вегетативными признаками включения произвольного внимания являются: стабилизация частоты сокращений сердца, отсутствие изменений в КГР, возможные задержки дыхания.

В ситуации тестирования, благодаря процессу адаптации, непроизвольное внимание объекта изучения сфокусировано на содержании вопросов, задаваемых полиграфологом.

Однако фокус внимания испытуемого может быть смещен на содержание конкретного вопроса или группы вопросов. Это может быть достигнуто предтестовой установкой, формулировкой вопроса, в равной мере изменением интонации во время предъявления вопроса, включением эмоционально окрашенного слова, изменением места логического ударения, вплоть до умышленных ошибок при произнесении вопроса. Изменения в динамике вегетативных функций, сопровождающие подобные явления следует отнести к разряду артефактов, поскольку приводят к ошибкам в трактовке результатов.

Отсюда, в частности, вытекают требования к полиграфологу. Наиболее важным из них, является требование к квалификации эксперта. Манипулируя сознанием объекта исследования, переключая его произвольное внимание, можно легко получить желаемый результат, не в плане выяснения истины, а в смысле получения запланированного результата.

 

 

Контрольный и проверочный вопрос, как вопросы социальной оценки личности.

В соответствии с этим, обсуждение контрольных вопросов в предтестовой беседе, с целью смещения на них фокуса произвольного внимания испытуемого, для повышения их значимости, имеет следствием, ничем не контролируемое повышение порога принятия решения о виновности испытуемого, и может привести к ошибке первого рода – «пропуску цели». Аналогичным образом можно этот порог понизить, что приведет к ошибке второго рода – ложному обвинению. Подобные приемы следует обсуждать, только с позиций оперативной необходимости, при условии их использования высоко квалифицированным специалистом, осознающим весь спектр возможных последствий.

Здоровый мозг и его функция внимания, в состоянии активной фазы бодрствования это, - два абсолютно необходимых, но недостаточных фактора, обеспечивающих смысл и содержание деятельности полиграфолога. При тестировании ему нет необходимости их активизировать, поскольку адаптационный процесс требует непременного наличия того и другого не зависимо от желания полиграфолога.

Ведущим звеном в адаптационном процессе объекта исследования, при ответах на вопросы, то есть в процессе тестирования, являются его мотивации и соответствующие им эмоции.

Обследуемый находится в условиях, когда социальная среда, представителем которой является полиграфолог, оценивает его. Объективной регистрации и оценке подлежит его эмоциональное состояние при ответах на вопросы контрольного и проверочного характера. В этих условиях субъекту преимущественно свойственен мотив самосохранения, мотив избежания социальных последствий, вызываемых результатами тестирования.

С этих позиций, любой из предъявляемых в ходе тестирования вопросов следует отнести к категории вопросов социальной оценки личности. В этом смысле вопросы контрольного и проверочного характера равнозначны, поскольку их предъявление актуализирует один и тот же мотив, а именно - мотив самосохранения испытуемого. Однако для невиновного испытуемого он представлен в виде мотива избежания последствий, связанных с оценкой его социальных ориентаций; для виновного,- связанных с выясняемым обстоятельством, причастностью к совершению им деяния криминальной направленности.

По содержанию, это один и тот же мотив, но имеющий разную ситуационную направленность. Первый для краткости назовем мотивом «избежания негативной социальной оценки», второй – «избежания угрозы наказания».

Мотиву «избежания социальной оценки» в психофизиологическом исследовании соответствуют контрольные вопросы, мотиву «избежания наказания» - проверочные.

В связи с этим, контрольные и проверочные вопросы это - стимулы психологического воздействия, актуализирующие у обследуемого социально-значимый, базовый личностный мотив самосохранения.

Отметим, что вопрос контрольного характера это по психологической сути – вопрос общесоциальной оценки качеств личности.

Проверочный вопрос - неизбежно привязывает виновного к ситуации расследования, откуда – ложь, эмоциональная реакция, вызванная чувством самосохранения, попытка достичь цель: скрыть истину, быть признанным социальной средой и сохранить возможность продолжения своей социально-ролевой функции, часто не в створе интересов самой социальной среды.

Конечная цель психофизиологического тестирования состоит в сравнении по выраженности, то есть в выяснении доминирующей роли одного из двух, ситуационно обусловленных, мотивов: избежания негативной социальной оценки либо угрозы наказания. Преобладание первого говорит о невиновности испытуемого, преобладание второго о его вине.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных