Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Хронологические рамки и отбор материала




Хронологические рамки литературного процесса ХIХ века принято ограничивать эпохальными событиями в жизни Европы и Америки: двумя революциями — Американской революцией, проходившей в условиях отделения от Англии (1775—1783) и Великой французской революцией (1789—1794), с одной стороны, и Парижской Коммуной (1870—1871), с другой. Такое жесткое ограничение считается устаревшим. Романтизм, как было сказано ранее, представлен в литературе всего ХIХ века. В учебных целях литература ХIХ века делится на две части. Первая часть носит название «Романтизм» и охватывает творчество писателей-романтиков. Вторая часть называется «Реализм» и включает в себя наследие писателей-реалистов, заявивших о себе в 30-е годы ХIХ века: Фредерик Стендаль, Оноре де Бальзак, Чарльз Диккенс, Генрих Гейне и др. Романтизм в ХIХ веке сосуществовал наряду с реализмом, оказывал на него влияние и сам в свою очередь испытывал его воздействие. Изучение творчества зарубежных писателей-реалистов запланировано на пятый семестр.

Все революции в Европе ХIХ века закончились поражением, однако имели громадное значение в поступательном развитии общества, поскольку не только выдвигали высокие и утопические идеи «Свободы, равенства и братства!», но и пытались претворить их в жизнь. Так, американский просветитель Томас Джефферсон утверждал, что все люди созданы равными. Он написал «Декларацию независимости США» (1776), разрабатывал их Конституцию (1787) и мечтал о «воспитании разумно мыслящих, терпимых граждан», развивающих науки и искусства. Но ни равных прав (их были лишены индейцы, негры, женщины и белые бедняки), ни равных возможностей в США не возникло. До 1863 года в стране официально сохранялось рабство негров, отмененное в ходе Гражданской войны.

После штурма Бастилии в Париже (14 июля 1789 года), провозглашения Республики, свержения абсолютистского строя, уничтожения королевской власти (казнь Людовика XVI) и освобождения крестьян от крепостной зависимости была принята Конституция Франции (1793). Однако вожди якобинцев (М. Робеспьер, Ж. П. Марат и Ж. Дантон) узурпировали власть и политикой «поисков врагов народа» и массового террора (казни на гильотине более 5 тысяч человек) спровоцировали раскол на враждебные партии, в результате чего М. Робеспьер и его соратники были арестованы и казнены.

Поражение революции во Франции вызвало чувство глубокого разочарования во всей Европе, так как вместо обещанной свободы возникли невиданные прежде социальные противоречия, всевластие денег, новые общественные пороки и началось осуществление захватнической политики Наполеона (до 1812 года), претендовавшего на мировое господство. Революции ХIХ века в Европе имели два лика: пафос свободы и кровавый террор, названный Ф. Шлегелем «отвратительным гротеском эпохи» (424-й «Атенейский фрагмент»). Обманутые надежды в справедливой политической борьбе, общественных идеалах и философии разума (важнейшие идеи Просвещения) возвестили о наступлении новой эпохи романтизма, полемично направленной по отношению к просветительской идеологии XVIII века.

Бегство от несправедливой реальности в романтизме направлено во внутренний мир личности: неординарной, талантливой и загадочной, которая пытается диктовать миру свои условия или остается трагически одинокой в дисгармоничном мире реальности. Романтизм — это такой тип художественного сознания, в котором главную роль играет субъективная позиция писателя («сердце поэта») по отношению к изображаемому. Романтики пересоздают действительность, (а не воспроизводят её) при помощи фантазии, сказки и истории. Они воображают мир таким, каким он им представляется, а не таким, каким он есть на самом деле. В этом значительное отличие романтизма от реализма, стремящегося к правдоподобию художественного мира.

Романтики первыми осознали свою духовную незащищенность и решительно выступали против любого угнетения. Свободолюбивый пафос начала Французской революции (лирика Фридриха Гёльдерлина) они навсегда сохранили в своих сердцах. Романтики всегда были чисты в своих помыслах и идеалах, а провозглашение самоценности личности сочеталось с неприятием враждебного общества или всего несправедливого миропорядка. Они противопоставляли меркантильной обыденности культ гениальной, исключительной личности или «простого народа», всецело отвергая мораль торгашеского мира. Поэтому они были последовательными критиками общества.

Романтизм появился после поражения Французской революции (1794) и возникновения нового мироощущения в начале в Германии, затем в Англии, Франции и США. До 1830 года (время выхода в свет первого романа реализма Ф. Стендаля «Красное и черное») романтизм был единственным направлением в литературе, а затем сосуществовал наряду с реализмом. На рубеже XIX—XX веков формируется неоромантизм, также взаимодействуя с такими литературными направлениями как символизм, натурализм, эстетизм и импрессионизм. Новые модификации романтического сознания появляются в ХХ веке: экспрессионизм, сюрреализм и др., объединенные термином модернизм. Единым началом многих течений в модернизме является авторская установка на самовыражение, а не изображение реальности.

Возникновение романтизма в Германии обусловлено национально-культурными предпосылками: резким разрывом между общественной отсталостью мелких немецких княжеств и высокой мечтой о свободе в идеалистической философии немецких мыслителей того времени: И. Канта, И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга. Их философские идеи об активности творческой личности, бесконечной способности её воображения, культа искусства, связи духа и природы легли в основу эстетики первого кружка романтиков в городе Йена (братья Фридрих и Август Вильгельм Шлегель). В свою очередь романтическая эстетика воплотилась в творчестве их друзей писателей Людвига Тика и Новалиса. Поэтому произведения писателей йенского кружка имеет философский и утопически-сказочный характер. Второй этап немецкого романтизма — творчество гейдельбергских романтиков, возрождавших национальные фольклорные традиции в условиях освободительной борьбы против Наполеона: сказки братьев Якоба и Вильгельма Гримм, лирический сборник Ахима фон Арнима и Клеменса Брентано «Волшебный рог мальчика». Берлинские романтики (Генрих фон Клейст, Адельберт фон Шамиссо и Эрнст Теодор Амадей Гофман) представляют третий этап немецкого романтизма. В нем при активном использовании сказочно условных форм повествования реальность постепенно выходит на первый план, и особое место занимает изображение исторически конкретных конфликтов (Г. фон Клейст), предвещающих реалистические способы изображения мира.

Английский романтизм берет свое начало в предромантизме XVIII века — в готическом романе с тайнами прошлых эпох, мистикой и невероятными приключениями (романы Х. Уолпола, А. Рэдклиф, Ч. Р. Метьюрина, М. Г. Льюиса). Самым ранним романтиком был непризнанный при жизни поэт и художник Уильям Блейк. Первый период английского романтизма: творчество поэтов «озерной школы» или «лейкистов» (Уильям Водсворт, Сэмюэль Тейлор Кольридж и Роберт Саути), раннее поэтическое творческое Вальтера Скотта (баллады и поэмы), а также стихотворения Томаса Мура и Джона Китса ярко выражают национальное своеобразие англо-шотландско-ирландской романтической литературы. Все писатели этого времени были поэтами, широко использовали мифотворчество и символику и не отказывались от культа разума. Зрелый период начинается со вступления в литературу Джорджа Гордона Байрона, Перси Биши Шелли и родоначальника исторического романа Вальтера Скотта. Они активно не принимали современность и противопоставляли ей сатирическое освещение мира, некий социальный идеал или отдаленное историческое время. Изображая основные конфликты своего времени, В. Скотт предварил жанр реалистического романа, в котором обстоятельства способны сформировать личность персонажа.

Французский романтизм на первый план выдвигает в пору становления жанр психологического исповедального романа о современности (Рене Шатобриан, Бенджамен Констан, позднее — Альфред де Мюссе) и прошлом (Жермена де Сталь), в котором отсутствует сюжетная напряженность и доминирует углубленный самоанализ. Зрелый период был ознаменован появлением исторической драмы (Виктор Гюго), исторического романа (В. Гюго, Альфред де Виньи), социального романа (Жорж Санд), а также поэзии, которая передает душевные борения личности (Альфонс де Ламартин, А. де Виньи, В. Гюго). Грандиозность характеров, сложность интриги и гротескные противопоставления создают неповторимую особенность французского романтизма.

В датском романтизме подробно рассматривается жанровое многообразие прозы Х. К. Андерсена.

Американский романтизм возникает на национальной почве и испытывает значительное влияние европейского романтизма. На первом этапе появляются новеллы с использованием местного фольклора «отца» американской прозы Вашингтона Ирвинга и исторические романы «индейского цикла» о жизни фронтира Джеймса Фенимора Купера. Зрелый период ознаменован формированием собственной философской школы трансцендентализма (Ральф Уолдо Эмерсон), расцветом морально-психологической прозы Натаниеля Готорна, вступлением в литературу самого необычного романтика — Эдгара По (суггестивная лирика, психологическая и детективная новеллистика) и созданием лирического эпоса Северной Америки Генри Лонгфелло. Американская литература романтизма стала первой национальной литературой, открыв «местный колорит», иллюзорные идеалы и обобщенно-символические формы критики общества.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных