Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности жанра, романтический герой




1. Основные вехи творческой биографии Д. Г. Байрона. Необычная история создания поэмы. Значительная трансформация первоначального замысла. Чайльд Гарольд и образ автора.

2. Путешествие как организующее начало повествования в свободной романтической композиции поэмы. Лирические и эпические планы развития сюжета. Их взаимное проникновение. Жанровые особенности: лироэпическая поэма.

3. Проблема романтических героев в произведении. Психологический облик Чайльд Гарольда: одиночество, индивидуализм, внутренняя противоречивость. Отражение умонастроения эпохи. Статичность и загадочность образа. Его метафорическая антитетичность.

4. Герой и политическая обстановка в Средиземноморских странах. Созерцание борющегося народа. Романтические герои эпического плана повествования: девушка из Сарагоссы и умирающий гладиатор.

5. Эволюция авторской мысли в оценке исторических событий. От противопоставления наций к трезвой оценке роли Наполеона и послевоенной ситуации в Европе. Апология Вольтера и Руссо как вдохновителей Французской революции. Становление романтического историзма Байрона в испанских и итальянских страницах.

6. Образ природы и романтический герой. Роль пейзажных зарисовок. Символика финала произведения. Особенности стиля и языка произведения.

 

Рекомендуемая литература

1. Байрон Д.Г. Паломничество Чайльд Гарольда. Любое издание, кроме сокращенного.

2. Дубашинский И. Поэма Дж. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Рига, 1975.

3. Кондратьев Ю. М. Анализ лиро-эпической поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1972. С. 77—106.

4. Луков В. А. Поэма Д.-Г. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981. С. 117—122.

5. Сидорченко Л. В. Джордж Гордон Байрон // История западноевропейской литературы. ХIХ век. Англия. СПб, 2004. С. 111—137.

 

Практическое занятие № 4. Романтический

исторический роман В. Скотта «Айвенго»

 

1. Общественные предпосылки появления исторических жанров в послереволюционной Европе. Политические и литературные взгляды В. Скотта. Усвоение опыта У. Шекспира и Д. Дефо. Характеристика раннего творчества: «Песни шотландской границы», исторические поэмы «Лохинвар», «Битва при Земпахе» и «Клятва Норы».

2. Роль предисловия автора к роману «Айвенго». Передача исторических событий «домашним способом» (А. С. Пушкин). Основной конфликт романа. Проблема движущих сил исторического прогресса. Патриархальное и новое.

3. Материальная и духовная культура средневековья как живой фон действия романа. Подробная характеристика быта и нравов: англосаксы и норманны. Понятие «местного колорита».

4. Особенности образной структуры. Роль и место исторических деятелей. Новые возможности реалистической типизации вымышленных героев. Народные массы как движущая сила истории. Изображение социальных отношений.

5. Место и роль образа Айвенго как «героя средней линии». Личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние. Роль любовной интриги в романе.

6. Функции «безликого» рассказчика. Актуальная связь с современностью. Жанровое своеобразие: элементы готического и приключенческого романа, роль фольклорных и документальных сведений. Язык романа.

7. В. Скотт — романтический писатель, значительно повлиявший на развитие мировой реалистической прозы. В. Скотт и О. де Бальзак.

Рекомендуемая литература

1. Скотт В. Лирика // Хрестоматия по романтизму. М., 1976. С. 283—294. Айвенго (любое издание).

2. Ладыгин М. Исторический роман В. Скотта «Айвенго» // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981. С. 122—127.

3. Пинский Л. Исторический роман В. Скотта // Пинский Л. Магистральный сюжет. М., 1989. С. 297—320.

4. Храповицкая Г. Н. Романтический исторический роман Вальтера Скотта «Айвенго» // Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): Практикум. М., 2003. С. 158—179.

5. Сидорченко Л. В. Вальтер Скотт // История западноевропейской литературы. ХIХ век. Англия. СПб, 2004. С. 189—206.

 

Практическое занятие № 5. Местный колорит, контраст и гротеск в историческом романтическом романе В. Гюго

«Собор Парижской богоматери»

1. В. Гюго и Июльская революция 1830 года. Актуальность политической проблематики романа. Антифеодальная и антимонархическая направленность.

2. Историческое и вымышленное в романе. Символический образ собора и его композиционная роль. Собор как симфония и эпос. Его монументальность. Одухотворение собора, вера в его разумное начало. Смысл названия романа. Противопоставление собору толпы. Бунтарские мотивы. Исторический оптимизм Гюго.

3. Образная система романа. Образы-символы — носители исторических идей. Характеристика триады: Клод Форлло — Квазимодо — Эсмеральда. Портрет Клода. Его ученые искания. Образ человека средневековья, схоласта и алхимика. Трагизм образа. Этапы развития его пагубной страсти к Эсмеральде. Образ Клода — символ крушения средневекового сознания. Сравнение Клода с Фаустом.

4. Цельность, гармоничность и гуманность Эсмеральды. Противопоставление её окружающей жизни. Отсутствие сомнений и душевного разлада. Наивность и доверчивость. Отношение к Фебу. Символический смысл финала романа. Эсмеральда — символ души народа.

5. Предельная уродливость и отверженность Казимодо. Трагедия человека, обиженного природой не менее чем обществом. Нравственное величие героя. Квазимодо — душа собора. Подвиг и героизм его поступков. Образ-символ превращения из раба человека.

6. Роль второстепенных персонажей в раскрытии колорита эпохи, её быта и нравов: Жан Фролло, Феб, Гренгуар, Флориан, Труйльфу. Их человеческие слабости и недостатки. Комические сцены и ироничность интонации.

7. Гротеск, антитеза, контраст, светотень и их функции в романе. Роль отвлечений. Драматичность развития действия. Тяготение к мелодраматическому и исключительному. Пейзаж и светотень в характеристике героев. Сравнение романов В. Скотта и В. Гюго.

 

Рекомендуемая литература

1. Гюго В. Собор Парижской богоматери (любое издание).

2. Елизарова М. Анализ романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери» // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1972. С. 107—128.

3. Луков В. А. Виктор Гюго // История зарубежной литературы ХIХ века. М.: Просвещение, 1991. Часть 1. С. 165—182.

4. Храповицкая Г. Н. Исторический романтический роман В. Гюго «Собор Парижской богоматери» // // Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): Практикум. М., 2003. С. 208—226.

5. Владимирова А. И. Виктор Гюго // История западноевропейской литературы. ХIХ век. Франция. Италия. Испания. Бельгия. СПб, 2003. С. 68—86.

Практическое занятие № 6. Романтический психологический роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

1. Жанр исповедального романа в литературе французского романтизма: проблематика, главный герой, особенности психологизма. Альфред де Мюссе и традиция исповедальной прозы.

2. Жизненный и творческий путь писателя. История создания романа «Исповедь сына века», автобиографическая основа произведения.

3. Публицистическое вступление к роману (вторая глава первой части). Исторические и социальные причины «болезни века» и ее «симптомы». Стилистические средства создания образа молодого поколения, страдающего этой болезнью.

4. Образ Октава. Его социальное положение, воспитание и занятия. Система ценностей Октава, его жизненные приоритеты. Любовь в жизни героя:

а) юношеские представления об истинной любви;

б) разочарование в любви и «уроки» Деженэ;

в) роман с госпожой Пирсон и духовное возрождение героя.

Двойственность натуры Октава, раскрывающаяся в его самоанализе. Смысл трагедии Октава и его поколения.

5. Система образов в романе. Деженэ как идеолог «болезни века».

6. Композиционно-повествовательные особенности романа. Причины смены субъекта повествования в последней главе.

 

Рекомендуемая литература

1. Мюссе А. де. Исповедь сына века (любое издание).

2. История зарубежной литературы XIX века / под ред. Н.А. Соловьевой. М., 2000. С. 341 – 347.

3. Карельский А. Мюссе // История всемирной литературы: В 9 т. М., 1989. Т. 6.

4. Соколова Т.В. Альфред де Мюссе // История западноевропейской литературы. XIX век: Франция, Италия, Испания, Бельгия: Учеб. для вузов / под ред. Т.В. Соколовой. М., 2003. С. 92 – 101.

5. Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм: Учебник. М., 2003. С. 271 – 284.

Практическое занятие № 7. «Консуэло» Ж. Санд —

«роман о призвании артиста»

1. Замысел и прототипы романа. Стремление к универсальному охвату действительности. Республиканские и антикатолические мотивы политических событий. Порочность монархов и их окружения. Тема борьбы гуситов за свободу родины против монархической власти. Пути общественного преобразования. Символический смысл брак Консуэло и графа Альберта.

2. «Историческая» и «художественная» истина в романе. Роль поэтических сказаний для воссоздания колорита эпохи. Вдохновенный демократизм Ж. Санд.

3. Герои — носители подлинного искусства: Консуэло, Гайдн, Альберт. Консуэло — олицетворенная музыка. Народная музыка — источник вдохновения. Беззаветное служение свободному искусству. Самоотверженная доброта и бескорыстие Консуэло. Неизменность её внутреннего психологического облика. Внеисторичность образа. Жреческая роль артиста.

4. Принципы моделирования при создании образов. Гиперболизация страсти-тщеславия: граф Дзустиньяни, Корилла и Андзолетто. Контрастное противопоставление Консуэло и Кориллы. Идеальная красота и эгоизм Андзолетто. Заданность внутренних свойств героев.

5. Роль авторских реплик, сентенций и лирических отступлений. Оригинальность авторской позиции. Автор — объективный повествователь (дневники, мемуары, письма) и субъективный комментатор, беседующий с «милой читательницей».

6. Подтекстовая линия развития действия. Функции внутреннего монолога. Цикличность композиции романа. Тематическая законченность каждой главы. Проблема жанра: роман-фельетон, черты исторического, социального, психологического и философского романа. Творчество Ж. Санд в России.

 

Рекомендуемая литература

1. Санд Ж. Консуэло (любое издание).

2. Трапезникова Н. «Консуэло» — «Графиня Рудольштадт» — историческая дилогия // Трапезникова Н. Романтизм Жорж Санд. Казань, 1976. С. 88—106.

3. Трескунов М. Жорж Санд. Л., 1976. С. 101—132.

4. Храповицкая Г. Н. Ж. Санд // Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм. М., 2002. С. 316—325.

5. Владимирова А. И. Жорж Санд // История западноевропейской литературы. ХIХ век. Франция. Италия. Испания. Бельгия. СПб, 2003. С. 95—105.

 

Практическое занятие № 7. Мастерство Э. По — лирика и новеллиста

1. Трагичность судьбы Э. По. Духовный и эмоциональный опыт писателя. Мотивы тоски и одиночества, скорби и отчаяния, вызванные смертью возлюбленной. Выражение смутных движений души. Сила поэтического воображения.

2. Единство поэтической теории и практики. «Философия творчества» — «алгоритм» поэмы «Ворон». Роль «эффекта целого» и единства впечатления. Сочетание фантастичности и фактографичности. Напряженная работа мысли. Размышления над средствами эмоционального воздействия (слово, звук, ритм).

3. Лаконизм, временная неопределенность, суггестивность и ритмическая организация стихотворений «Колокольчики и колокола», «Улялюм» и «Аннабель Ли». Виртуозность матафорического строя, многозначность символов. Богатство стихотворных размеров. Выразительность стиха: повторы и перебивка ритма, параллелизм строф, аллитерация. Музыка стиха.

4. Психологические новеллы Э.По: «Падение дома Ашеров», «Маска Красной смерти». Атмосфера кошмаров и ужасов. Гиперболизация чувств и страстей. Роль рока. Мотивы обреченности и гибели. Трагедийность развития сюжета. Четкость деталей. Эстетизация смерти. Повествовательная структура, микромир героев, художественное время, логическая организация сюжета и образной системы.

5. Э. По — родоначальник детективного жанра. Новеллы-загадки: «Убийство на улице Морг» и «Золотой жук». Образы романтических героев Дюпена и Леграна. Автор — рассказчик — «детектив».

6. Сюжетная структура детективных новелл. Роль интуиции в них. Диалектика мышления как «теория игры». Э. По в России.

 

Рекомендуемая литература

 

1. По Э. Лирика и новелла «Маска Красной смерти» // Хрестоматия по романтизму. М., 1976. С. 417—429, «Философия творчества» // Эстетика американского романтизма. М., 1972. С. 110—132.

2. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. Л., 1984. С. 24—70, 99—161, 170—202, 202—232.

3. Зверев А. Подводное течение смысла // По Э. Стихотворения. М., 1988. С. 13—35.

4. Михальская Н. П. Эдгар Аллан По // История зарубежной литературы ХIХ века. М.: Просвещение, 1991. Ч. 2. С. 10—20.

5. Храповицкая Г. Н. Поэзия Э. А. По. Новеллистика Э.А.По // Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): Практикум. М., 2003. С. 254—266.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных