Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Группы компонентов ландшафтов




 

В индикационных исследованиях различают две группы компонен­тов ландшафта: физиономические (доступные непосредственному визуальному наблюдению и, большей частью, еще и аэрофотографи­рованию) и деципиентные (труднонаблюдаемые, скрытые, требующие для исследования различных инструментальных или специальных технических средств и методов). К первым относятся перечисленные выше частные индикаторы и их сочетания, ко вторым – индикаты. Особое положение занимает почва. В тех случаях, когда ее поверх­ность скрыта растительностью, почва, несомненно, деципиентна, а бу­дучи открытой для наблюдения, она становится физиономичной.

Совокупность физиономичных компонентов ландшафта образует его эктоярус. Для пояснения этого понятия напомним, что ландшафт­ная единица любого ранга может рассматриваться как многоярусная система. Наиболее глубоко залегает геологическая основа ландшаф­та, представляющая собой совокупность коренных и почвообразующих пород. Она, очевидно, может быть подразделена на подъярусы – более глубокий подъярус коренных толщ и перекрывающий его подъярус рыхлых отложений. Над геологическим ярусом обособ­ляется ярус подпочвы (отождествляемый некоторыми исследователя­ми с корой выветривания), который в свою очередь перекрывается почвой, подразделяющейся на ряд горизонтов. Вся эта система одета сверху ярусом очень сложного строения, в образовании которого участвуют поверхностные формы рельефа, гидросеть и антропогенные элементы ландшафта, наземные ярусы растительности, поверхность почвы. Собственно лишь этот неоднородный по генезису своей струк­туры ярус и доступен нашему непосредственному наблюдению. В строгом смысле он и образует собой «внешний облик ландшафта» и называется эктоярусом (Викторов, Чикишев, 1976 а). Подход к ланд­шафту как к многоярусной системе довольно распространен. Сюда от­носятся, например, представления о биогеоценотических горизонтах, сформулированные Ю. П. Бялловичем (1960) в биогеоценологии. Согласно этим представлениям, биогеоценоз изображается в качестве сложно построенной системы, дифференцированной как на наслоен­ные друг на друга горизонты, так и на радиальные секторы. Зарож­дение их можно видеть также в учении о комплексе экологических констелляций, сменяющих друг друга по вертикали (Коровин, 1934), и в работах по практике дешифрования (Садов, 1978).

Таким образом, эктоярус представляет собой сочетание различ­ных физиономических компонентов, наибольшее значение среди кото­рых имеют рельеф и растительность. Это определяет исключительное значение эктояруса как системы, включающей в себя все возможные группы индикаторов – геоботанические, геоморфологические, комп­лексные и др. Изучение закономерностей, управляющих формирова­нием эктояруса, может быть названо физиономическим анализом ландшафта. При рассмотрении ландшафта как многоярусной систе­мы, венчаемой эктоярусом, первоочередная проблема физиономиче­ского анализа сводится в основном к изучению структуры этого яруса. Еще Г. Никольс (Nichols, 1917) ввел понятие об элементарных «физи­ографических единицах», под которыми он понимал сочетание расти­тельного сообщества и той формы рельефа, к которой это сообщество приурочено. Следовательно, понятие о физиографической единице было по существу физиономическим, так как оно представляет собой сочетание элементарных участков двух главнейших физиономи­ческих компонентов ландшафта. На основе этих представлений Г. Никольса С. В. Викторов (1966) сформулировал понятие о «физи­ономическом элементе», под которым он понимает участки местности, различающиеся по размеру, очертаниям, окраске и другим внешним признакам. С этой точки зрения эктоярус – это система физиономи­ческих элементов, которые могут быть крайне разнообразны.

Сложность структуры эктояруса находится в прямой зависимости от масштаба исследований. В этой связи результаты физиономиче­ского анализа ландшафта в из­вестной мере условные, сохраня­ющие свое значение лишь в опре­деленных рамках, ограниченных детальностью изучения. Эта.де­тальность в свою очередь опреде­ляется прикладными задачами проводимых работ. Следователь­но, в зависимости от масштаба исследований в качестве физионо­мических элементов могут высту­пать внешние облики как элемен­тарных ландшафтов, так и более высоких единиц (видов, групп ландшафтов и т.д.), как входя­щие в эктоярус частные индика­торы (формы рельефа, раститель­ные сообщества и др.), так и комп­лексные ландшафтные индикаторы с теми или иными индикатами. Таким образом, эктоярус служит основным источником индикаци­онной информации.

Эктоярусы ПТК представляют собой типичные примеры комп­лексных индикаторов. Благодаря своей отчетливости, заметности на космических и аэрофотоснимках они применяются сейчас очень широко. Но они – лишь одна из форм показателей, используемых в индикационном ландшафтоведении. Особенно многочисленны частные индикаторы. Так, среди ботанических индикаторов следует назвать: а) мелкие внутривидные, наследственно закрепленные расы и вари­ации; б) специфические, но наследственно незакрепленные формы роста; в) аномальные тератологические формы (тераты) растений; г) виды. К геоботаническим индикаторам принадлежат: а) расти­тельные сообщества, разнообразные комплексы, комбинации, мозаики, образуемые ими; б) экологические и эколого-генетические их ряды и в) сезонные аспекты всех перечисленных выше элементом растительного покрова. В число геоморфологических индикатором входят: а) отдельные формы нано-. микро-, мезо- и макрорельефа б) специфические черты поверхности, обусловленные тектоническими процессами (линеаменты и др.); в) системы форм рельефа, морфоструктуры. К гидрологическим индикаторам следует отнести все внешние особенности элементов гидросети как естественных, так и антропогенных (каналы, водохранилища). Очень пестр и разнообразен набор антропогенных индикаторов. Таким образом, любая самая мелкая особенность, видимая нами на местности при наземных наблюдениях, на космических или аэрофотоснимках, потенциально может стать индикатором, если раскрыта его связь с определенным объектом индикации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных