ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тон фотоизображения
Тоном фотоизображения называется степень почернения или яркость изображения. Темный тон соответствует большему почернению или малой яркости, светлый — меньшему почернению или большой яркости. Различные объекты дают изображения разного тона вследствие неодинаковой способности их отражать свет, а также в зависимости от условий освещенности их поверхности. Наличие некоторой разницы в тоне изображения объекта и окружающего его фона является необходимым условием его дешифрирования. Если этой разницы" нет, то изображение объекта полностью сливается с изображением местности. В практике дешифрирования тон изображения определяется просто на глаз. Человеческий глаз может различать очень большое количество яркостей. Однако число тонов, передаваемое фотобумагой и воспринимаемое на ней глазом, сравнительно невелико. Для практических целей, чтобы иметь общий язык при наименовании тонов, достаточно различать семь-девять: 1 – очень светлый, соответствующий чистой фотографической бумаге; 2 – светлый, соответствующий очень незначительному почернению; 3 – светло-серый; 4 – серый; 5 – темно-серый; 6 – темный; 7 – очень темный, соответствующий тому наибольшему почернению, которое можно получить на фотобумаге. При характеристике тона аэрофотографии по девятибалльной системе выделяются следующие тона: 1 – белый, 2 – ярко-светлый; 3 – светлый, 4 – светло-серый, 5 – серый, 6 – темновато-серый, 7 – темно-серый, 8 – темный, 9 – черный. При специальных исследованиях для определения тона применяют особые измерительные приборы – денситометры и микрофотометры, позволяющие измерять тона или степень почернения негативов с большой точностью. Тон изображения данного объекта колеблется в определенных пределах и зависит от очень многих условий освещенности поверхности, которая, в свою очередь, зависит от угла наклона солнечных лучей к поверхности, структуры поверхности, способности вещества поверхности рассеивать свет, от цвета поверхности, цветочувствительности негативного материала, бумаги и т. д. Тон фотоизображения зависит от угла наклона солнечных лучей. Наиболее освещенными являются поверхности, расположенные перпендикулярно к потоку солнечных лучей, наименее – поверхности, параллельные ему. Зависимость между степенью освещенности объекта и яркостью его фотоизображения прямая, то есть наиболее освещенные поверхности изображаются наиболее светлым тоном. Тон изображения объекта на аэрофотоснимке зависит от структуры поверхности наземных объектов. По характеру, структуры различают три вида поверхностей: гладкая, или зеркальная, матовая и шероховатая. Гладкая поверхность отражает падающий на неё свет в одном направлении, согласно закону, по которому угол падения лучей равен углу отражения. Идеально гладких поверхностей в природе не. существует, относительно гладкой можно считать поверхность воды. Обычно гладкие поверхности изображаются на плановых снимках очень темный или темным тоном, но если отраженные лучи в момент съемки попадают в объектив аэрофотоаппарата, то гладкая поверхность выйдет на снимке очень светлым тоном. Матовая поверхность рассеивает свет равномерно во все стороны вследствие незначительных неровностей ее, поэтому тон матовой поверхности во всех направлениях однородный. В природе матовой поверхностью можно считать поверхность снежного покрова, поверхность грунтовых дорог и т. д. Матовые поверхности изображаются очень светлыми и светлыми тонами. Шероховатой поверхностью называется поверхность, имеющая неровности, отбрасывающие тени. Такая поверхность состоит из освещенных и неосвещенных участков. Если освещенные и неосвещенные участки малы, то они на аэроснимке в совокупности дадут изображение среднего тона (серый, светло-серый и темно-серый). Тон шероховатой поверхности зависит от направления освещения и направления объектива аэрофотоаппарата. Шероховатая поверхность изображается светлым тоном в том случае, если оба направления совпадают. Шероховатая поверхность изображается на аэрофотоматериалах темным или очень темным тоном в случае, если направление освещенности и направление объектива аэрофотоаппарата противоположны. Шероховатая поверхность изображается серыми тонами в случае, если солнечные лучи и объектив фотоаппарата в момент съемки направлены под углом друг к другу. Тон изображения объектов на аэрофотоматериалах зависит от коэффициента яркости их. «Коэффициент яркости выражается отношением яркости «В» какой-либо поверхности к яркости «Во» идеально рассеивающей белой поверхности, при условии одинакового освещения r = B / Bo. Чрезвычайно ценным качеством фотографического слоя является то, что он в состоянии реагировать даже на такую яркость, которая не может быть ощутима глазом человека, но которая, при условии достаточной экспозиции, оказывает фотохимическое действие на светочувствительный слой» (Господинов, 1957). В. В. Шароновым определены суммарные коэффициенты яркостей различных элементов земной поверхности. - Светлоокрашенные объекты земной поверхности обладают наибольшим коэффициентом яркости (снег свежевыпавший – 1,0; известняк светлый – 0,40) и изображаются на аэрофотоснимках светлыми тонами. Темноокрашенные объекты имеют наименьший коэффициент яркости (чернозем – 0,02; луг зеленый – 0,06; лес хвойный – 0,04) и изображаются на аэрофотоматериалах темными тонами. Объекты земной поверхности в сухом состоянии отличаются более высокими коэффициентами яркости, чем эти же объекты увлажненные. Разница коэффициентов яркостей сухих и увлажненных объектов тем больше, чем выше коэффициент яркости сухих объектов (чернозем сухой — 0,03; чернозем мокрый – 0,02; песок; кварцевый сухой белый – 0,20; песок кварцевый белый мокрый – 0,08).
Лекция № 4 Тема: Дешифрирование аэрокосмических снимков
1. Рисунок фотоизобтажения. 2. Тень как дешифровочный признак. 3. Косвенные признаки дешифрирования.
Рисунок фотоизображения
При опознавании природных объектов основным признаком дешифрирования является рисунок фотоизображения, который представляет собой вид природного объекта при рассматривании сверху. Рисунок фотоизображения бывает бесструктурным или монотонным. Последний характерен для аэрофотоснимков спокойной водной поверхности, луговой растительности, почв дернового типа почвообразования и т. д. Рисунок фотоизображения бывает структурным. Он подразделяется на пятнистый, крапчатый, или зернистый, и точечный. Пятнистый рисунок состоит из плоских пятен разного тона, чередующихся в различных соотношениях. Пятнистый рисунок фотоизображения преобладает на аэрофотоснимках зоны тундры, зоны сухих степей и встречается на аэрофотоснимках других зон. Пятнистый рисунок в зависимости от размеров пятен подразделяется на мелко-, средне- и крупнопятнистый. Мелкопятнистый рисунок с пятнами диаметром не более 2,5 – 3 мм характерен главном образом для фотоизображения почвенно-растительного покрова полупустыни. Среднепятнистый рисунок слагается из пятнышек диаметром от 0,3 до 1,5 см. Этот вид пятнистости характерен для фотоизображения пятнистой и частично ковровой тундр Пятнышки крупнопятнистого рисунка отличаются размером от 1,5 см до величины наименьшего контура, выделение которого требуется по заданному масштабу работ. Крупнопятнистый рисунок типичен для фотоизображения почвеннорастительных сочетаний сухих степей и частично ковровой тундры. Крапчатый, или зернистый, рисунок состоит из выпуклых мелких пятен (крап или зерна), преобладает на аэрофотоснимках лесной зоны и широко распространен на аэрофотоснимках лесостепной зоны. Он маркирует подзолистые, дерново-подзолистые и серые лесные почвы. Крапчатый рисунок подразделяется на мелкокрапчатый, диаметр крапа до 1 мм, и крупнокрапчатый диаметром от 1 мм и больше. Первый характерен для фотоизображения мелколиственных, угнетенных или молодых хвойных и темнохвойных пород, последний для фотоизображения широколиственных пород. Точечный рисунок фотоизображения состоит из белых и черных точек диаметром 0,3 – 0,4 мм, разбросанных по среднепятнистому фону. Он маркирует ассоциации кокпека (Atriplex сапа) на глубоко-столбчатых солончаковатых солонцах. Широким распространением пользуется полосчатый рисунок фотоизображения, особенно характерный для свежевспаханных почв всех зон. Аэрофотоснимки территории распространения карста, песков имеют специфические рисунки фотоизображения, но они представляют собой уменьшенную модель местности и поэтому при описании могут быть охарактеризованы и определены с помощью терминологии соответствующих дисциплин (карстоведение, песковедение, геоморфология).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|