Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культурно-сопоставительные исследования мышления.




См. предыдущий вопрос

 

Джером Брунер, Патриция Гринфилд

Рассматриваются способы классификации предметов окружающего мира, характерные для той или иной культурной группы. На основе кросскультурных исследований характеризуется мышление непромышленных обществ. Это мышление конкретное и недостаточно абстрактное.

 

Патриция Гринфилд (1971) изучала детей из сельских районов Сенегала. Дети не посещали школу. Она использовала методику сортировки предметов. На столе располагается 10 знакомых предметов: 4 предмета одежды, 4 круглых предмета, 4 красных предмета – с наложением признаком для 2 предметов. Ребёнка просят показать те предметы, которые подходят друг другу. Если подобранные предметы соответствуют только одному классу, ребёнок применяет одно определённое правило классификации. Предпочтение только одного класса возрастает с возрастом. Большинство детей используют классификацию по цвету. Причём, умение систематически проводить группировку по цвету возрастает к 15 годам.

 

Испытуемым предъявляются картинки на карточках. Карточки составлены так, что в любом наборе можно объединить объекты в пару по цвету, по форме или по функциям. Испытуемых просят показать, какие две карточки в наборе больше всего похожи друг на друга, и объяснить, почему. Испытуемые: традиционные сельские жители, не посещавшие школу (6-7, 8-10, 11-13, взрослые); школьники той же деревни; школьники из столицы Сенегала [Дакар]. Оказывается, что школьное образование оказывает сильное влияние на способ классификации и обоснование. Результаты как деревенских, так и городских детей, посещавших школы, сходны между собой и сходны с результатами американских детей. Предпочтение цвета резко падает в старших классах, а предпочтение формы и функций значимо возрастает. Дети всё чаще сами обосновывают классификацию через вышестоящую функцию. Дети, которые не посещали школу, по-другому обосновывали свою классификацию. У этих детей предпочтение цвета с возрастом увеличивается, они редко объясняют свои ответы ссылкой на вышестоящую категорию. Вывод: школа прививает детям европейские навыки анализа.

 

В раннем детстве познавательные процессы первобытных людей развиваются в быстром темпе. Это развитие без обучения в школе заканчивается гораздо раньше, чем развитие европейских детей. В европейской культуре развитие начинается медленнее, но продолжается в юности (и в течение всей жизни). Это подтверждает тот факт, что дети, не посещавшие школы, остаются на стадии классификации по цвету. Они не способны к категориальному обоснованию выбора объекта, понятийному мышлению. Приостановка в познавательном развитии происходит в результате отсутствия опыта, который даёт школа. Школа предъявляет к ребёнку сложные требования, тем самым заставляя его вырабатывать новые интеллектуальные средства и структуры.

 

Исследование А.Р. Лурия в 30-е годы XX века. Экспедиция в сельские районы Узбекистана. Изучение населения, не посещавшего школы. «У узбеков нет иллюзий».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных