Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мышление и общение.




Общение – это процесс взаимодействия людей, опосредствованный использованием знаковых систем.

В процессе общения происходит установление отношений между людьми.

Исследовательская задача – раскрыть межличностные отношения с помощью анализа речевых взаимодействий.

В исследованиях Бахтина ставилась задача выявить диалогические отношения между речевыми высказываниями, которые принадлежать собеседникам. Эти диалогические отношения несводимы к лингвистическим, логическим и предметно-смысловым отношениям.

Два понимания диалога:

· в широком смысле любое высказывание или слово является репликой какого-то диалога;

· в узком смысле диалог связан только двухголосным[1] словом.

Существуют монологическое слово и двухголосное слово.

В двухголосном слове учитывается чужое слово, но это реакция даётся реакция, такое слово предвосхищается и переосмысливается.

Диалог определяется наличием двух или нескольких голосов (позиций). Диалогическое отношение возникает только при неполном понимании, т.к. равно как при отсутствии понимания, так и при полном понимании диалог не может существовать. Внутренние диалоги перекликаются с внешними диалогами. Нет жёсткой границы между диалогом и монологом. Гипотеза о процессе монологизации и диалогизации речевого общения.

 

Психологический анализ диалогического решения (в процессе решения задачи)

Выделяются содержательные характеристики (предметно-смысловые и логические) и формальные (функциональные) характеристики.

Содержание речевого общения раскрывается в понятиях «тема» и «точка зрения». Тема речи – это то, о чём идёт разговор. Точка зрения – то, что говорится о теме. В процессе диалога определённая тема получает развитие, оформляясь в определённых точках зрения говорящих людей.

В речевом общении происходит чередование во времени вербальных воздействий партнёров друг на друга. Чтобы анализировать взаимодействие партнёров, надо рассматривать два взаимодействующих сопряжённых речевых акта.

Единица языка речи – взаимодействие двух высказываний.

Три вида обращений в процессе диалога:

1. обращение-сообщение (передача информации по собственной инициативе)

2. обращение-вопрос (запрос информации; предполагает ответ)

3. обращение-побуждение к действию

· предложение действовать

· команда

· просьба

В процессе совместного решения задач выделяются:

· предметный аспект (выбор объекта, условия и цели)

· процедурный аспект (предметные действия и вербальные акты)

· личностный аспект (взаимодействие)

При решении задач и проблем могут быть следующие отношения:

· содействие и противодействие

(противодействие подразумевает отсутствие реакции на высказывание партнёра; игнорирование партнёром направленного на него побуждения)

· согласие и противоречие

(согласие имеет место, когда точки зрения собеседников на одну и ту же тему совпадают или, по крайней мере, совместимы между собой)

Когда присутствуют отношения содействия и согласия, партнёры осуществляют положительное преобразование темы разговоры. Монологизация.

Может быть так, что есть отношение содействия, но нет отношения согласия.

Кроме того, люди часто действуют в ситуации неопределённости. Уровень взаимодействия недостаточно определённых точек зрения.

Иногда отрицание точки зрения другого приводит к положительному развитию своей точки зрения.

 

Диалог может прекращаться в следующих случаях:

· достигается полное согласие (положительная монологизация)

· полная несовместимость точек зрения (отрицательная монологизация)

Прекращение диалога не обязательно сопровождается прекращением взаимодействия.

 

В процессе коммуникации возникают специальные цели установления и поддержания контакта с партнером (фатическая функция речи), цель подготовить слушателя к восприятию и пониманию сообщений (фасцинация). Они являются промежуточными по отношению к конечной — воздействия на партнера; порождение этих целей также является результатом определенной мыслительной работы. Считается, что фатическое общение в наименьшей степени зависит от интеллектуального уровня собеседников. Фасцинативные сигналы – это своего рода уступки интересам слушающего.

 

В исследовании А.Е. Войскунского создалась ситуация соревнования двух говорящих, каждый из которых должен был составить более интересный рассказ, чем его партнер. За основу для рассказа предлагалось использовать реферат на историческую тему («неинтересный» по оценкам испытуемых). Разрешалось добавлять к реферату «все, что угодно» (включая и ложные сведения), а также произвольно опускать фрагменты реферата. Эксперименты А. Е. Войскунского показали, что испытуемые для привлечения внимания слушателей, установления с ними контакта использовали не только распространенные, но и оригинальные, т.е. придуманные ими средства: вводились ссылки на авторитеты, которые не упоминались в исходном тексте, риторические восклицания, разрушение установок слушающих, ввод нового персонажа, построение ситуации, аналогичной эпизодам из известных литературных произведений.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных