ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯКАФЕДРА ФИЗИКИ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № «МОРИ» МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ Методическое указание к выполнению лабораторной работы по разделу «Механика» для студентов всех форм обучения по всем специальностям
Калининград
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лист
1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ........................................................................... 3 2. ВВЕДЕНИЕ............................................................................. 3 3. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОГРЕШНОСТЕЙ.............................. 5 3.1. ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ.... 5 3.2. ПОЛНАЯ ПОГРЕШНОСТЬ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ... 10 3.3. СЛУЧАЙНАЯ ПОГРЕШНОСТЬ…………………………… 10 3.4. ПРИБОРНАЯ ПОГРЕШНОСТЬ......................................... 11 3.5. ПОГРЕШНОСТЬ ОКРУГЛЕНИЯ.................................... 11 3.6. ПОГРЕШНОСТЬ КОСВЕННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ………… 13 3.7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОГО КОЛИЧЕСТВА ИЗМЕРЕНИЙ.......................................................................... 14 3.8. ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРОМАХОВ……………………………… 14 4. МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ ЛИНЕЙНОЙЗАВИСИМОСТИ…………………………………. 15 4.1. МЕТОД НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ........................ 15 4.2. МЕТОД ПАРНЫХ ТОЧЕК................................................. 17 4.3. ОКРУГЛЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА ИЗМЕРЕНИЙ……………………………………………………… 18 4.4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГРАФИКУ..................... 19 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................ 20 ПРИЛОЖЕНИЕ I. КОЭФФИЦИЕНТЫ СТЬЮДЕНТА........... 21 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. НЕОБХОДИМОЕ ЧИСЛО ИЗМЕРЕНИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАДАННОЙ СЛУЧАЙНОЙ ПОГРЕШ- НОСТИ...................................................................................... 22 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. МАКСИМАЛЬНОЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ......................................................................... 23 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРИМЕР РАСЧЁТА ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗМЕРЕНИЙ В ЛАБОРАТОРНОМ ПРАКТИКУМЕ.......... 24
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Методические указания предназначены для студентов I и II курсов, выполняющих лабораторные работы по курсу общей физики, и представляют собой практическое пособие для обработки результатов измерений. В них содержатся также некоторые сведения, необходимые для планирования эксперимента и анализа результатов измерений. Цель методических указаний заключается в том, чтобы научить студента самостоятельно проводить анализ результатов измерений, закрепить у него основные приемы расчёта погрешностей, научить правильно и экономно представлять графически результаты измерений. Данные методические указания могут быть также полезны студентам старших курсов в их самостоятельной научно-исследовательской работе. ВВЕДЕНИЕ Под измерением некоторой физической величины понимают процесс нахождения её значения при помощи специальных технических средств, т.е. посредством сравнения измеряемой физической величины с другой величиной, принятой за единицу измерения. При измерении любой физической величины (за исключением измерения некоторых дискретных величин) мы никогда не можем получить её истинное значение, что обусловливается как принципиально ограниченной возможностью измерительных приборов, так и природой самих измеряемых объектов. Поэтому основная задача измерений заключается не в определении истинного значения измеряемой величины, а в установлении некоторого интервала, называемого доверительным, внутри которого находится истинное значение этой величины. Другими словами, в результате измерения мы должны указать доверительный интервал (погрешность измерения) и "привязать" его к шкале значений измеряемой величины, т.е. определить положение центра доверительного интервала на шкале измеряемой величины х). Положение центра доверительного интервала на шкале значений измеряемой величины определяет её среднее арифметическое значение. В зависимости от характера измеряемой величины измерения делятся на прямые и косвенные, совокупные, совместные и т.д. Под прямыми понимают такие измерения, в которых искомая физическая величина сравнивается непосредственно с единицей измерения (эталоном), либо определяется при помощи измерительного прибора, проградуированного в соответствующих единицах. Например: а) Измерение линейных размеров тела при помощи линейки, штангенциркуля - случай непосредственного сравнения измеряемой величины с эталоном. б) Измерение температуры при помощи термометра, термометра сопротивления и т.д. Примечание. В некоторых случаях доверительный интервал не симметричен относительно среднего арифметического значения измеряемой величины. Однако в данном пособии мы ограничимся рассматриваемым выше случаем. Косвенные измерения - это такие измерения, когда измеряемая величина определяется из результатов прямых измерений других величин, которые связаны с ней некоторой функциональной связью. Например, объём цилиндра V связан с радиусом R и высотой h функциональной связью:
(1) Измерение объёма V может быть проведено по формуле (1), то есть косвенно, если R и h известны из прямых измерений. При измерении физической величины экспериментатор получает результат измерения. Результаты измерений одной и той же величины могут различаться друг от друга в серии как из нескольких однотипных измерений, так и при использовании различных методик, приборов и т.д. Эти отклонения результатов измерения друг от друга количественно характеризуются погрешностями измерения. В зависимости от причин, вызывающих погрешности измерения, их можно разбить на три типа: систематические, промахи, случайные. I. Систематическая погрешность - это погрешность, которая либо постоянна во время измерений, либо изменяется по какому-то закону при повторных измерениях данной физической величины. Как правило, систематическая погрешность вызывается одной и той же причиной (например, тепловое расширение линейки, дрейф нуля измерительного усилителя, сбитая стрелка прибора). Различают: - систематические погрешности, природа и величина которых известна. - систематические погрешности известного происхождения, но неизвестной величины (например, люфт в микрометрической подаче, трение в опорах приборов и т.д.). Такие погрешности выявляются при , (2) где δ – предельная абсолютная погрешность прибора; xm – предел измерения прибора. Допускаются следующие классы точности измерительных приборов 0.02; 0.05; 0.1; 0.2; 0.5; 1.0; 1.5; 2.5; 4.0. Обычно класс прибора наносится на его шкалу, либо делается отметка в паспорте прибора. - систематические погрешности, о существовании которых мы не подозреваем. Например, в процессе измерений была сбита стрелка измерительного прибора, вследствие чего все отсчёты по данному прибору будут либо завышены, либо занижены на одну и ту же величину. Такие погрешности выявляются тщательной проверкой приборов, либо сменой методики измерений. 2. Промахи - грубые ошибки, связанные, как правило, с ошибочными измерениями вследствие неправильного отсчёта по шкале измерительного прибора, неразборчивостью записей, и так далее. Измерения, содержащие промахи, должны быть отброшены как не заслуживающие доверия. Однако делать это нужно осторожно. В математической статистике существуют приёмы, позволяющие исследовать полученные результаты на предмет выявления промахов. 3. Случайная погрешность - погрешность, изменяющаяся случайным образом от измерения к измерению, вызываемая большим числом отдельных причин, действующих в каждом отдельном измерении различным образом. Благодаря тому, что случайные погрешности подчиняются определённым закономерностям, их всегда можно учесть. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|