Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПЛАВАНИЕ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ




3.1. Навигационные особенности плавания судов в зонах действия циклонов умеренных широт. Организация работы вахты на навигационном мостике с учетом метеорологических условий.

3.2. Навигационные особенности плавания судов в зонах действия тропических циклонов.

3.3. Навигационные особенности плавания в условиях пониженной видимости.

3.4. Навигационные особенности подхода судна к побережью.

3.5. Навигационные особенности плавания в прибрежных водах.

3.6. Навигационные особенности плавания в узкостях и стесненных водах.

3.7. Навигационные особенности плавания в штормовых условиях.

3.8. Навигационные особенности плавания судов во льдах.

3.9. Навигационные особенности плавания рекомендованными путями, в системах разделения движения и в зонах регулирования движения.

3.10.Навигационные особенности плавания в районах действия приливов и сгонно-нагонных течений.

3.11.Навигационные особенности плавания во время поисково-спасательных операций.

3.12.Навигационные особенности плавания по внутренним водным путям.

3.13.Навигационные особенности плавания в зонах интенсивного движения судов и рыболовецкого промысла.

3.14.Процедуры сообщения судна о своем движении. Система контроля за движением судов.

3.15.Обязанности судоводителей информировать гидрографические службы о новых опасностях для судоходства и об изменениях в судоходной обстановке.

3.16.Навигационные особенности плавания в районах, опасных нападением со стороны террористов и пиратов.

Методические указания

Существуют обстоятельства, которые усложняют плавание судов и повышают угрозу их безопасности. Такие обстоятельства требуют от • капитана и его помощников активных действий для защиты судна от возникшей угрозы. Часто такие обстоятельства складываются в условиях неблагоприятной погоды, образующихся под действием проходящих ци­клонов умеренных широт, тропических циклонов, усиления волнения до штормового, ухудшения видимости в результате образования тумана, интенсивного ливня, снегопада и других неблагоприятных явлений.

Состояние погоды в зоне прохождения циклона умеренных широт с учетом встречи с его центром, холодным и теплым воздушными фрон­тами (п.3.1) можно изучить по учебнику /27/.

Источники информации о движении тропических циклонов (3.2), местные признаки приближения к тропическому циклону, предполагае­мый его путь, маневрирование для обхода зоны его действия или для из­бежания попадания в центр тропического циклона в случае сближения с ним даны в учебнике /27/, Руководстве /4/, пособиях /7, 28, 29, 58, 65, 66/.

Меры по обеспечению безопасности плавания судна в условиях пониженной видимости (п.3.3) приведены в учебниках /1, 2, 27/, руково­дствах /4, 40/, пособиях /14, 53, 55, 56/.

Описание действий судоводителей при подходе судна к берегу (п.3.4) и плавания воль побережья (п.3.5) даны в учебниках /1, 2/, руко­водствах /4, 53/, пособиях /6, 7, 66/.

Навигационные особенности плавания в узкостях и стесненных водах (п.3.6) можно изучить по учебникам /1, 2/, руководствам /4, 40, 53/, пособиям/6, 7, 8, 66/.

Плавание в штормовых условиях и выбор режимов штормования (п.3.7) даны в учебнике /2/, руководстве /4/, пособиях /7, 14, 18,19/.

Навигационные особенности плавания во льдах (п.3.8) и меры, принимаемые судоводителями для обеспечения безопасного плавания изложены в учебниках /1, 2, 27/, Руководстве /4/, пособиях /7, 43, 44, 66/.

Выбор рекомендованных путей, плавание в системах разделения движения и в зонах регулирования движения (п.3.9) можно изучить по учебникам /1,2/. руководствам /4,40/, пособиям /7,38, 58/.

Многие районы Мирового океана подвержены существенному влиянию приливных явлений (п.3.10). Заблаговременный учет прилив­ных уровней в мелководных районах и периодически меняющих направ­ление и скорость течений позволяет вводить их элементы в план пред­стоящего перехода. Исполнение такого плана в подверженных действию приливов районах повышает надежность судовождения. Особенности плавания с учетом действия приливных явлений изложены в учебниках /1, 2, 27/ и пособиях /12, 25, 66/.

Поиск и спасание терпящих бедствие людей (п.3.11) включает тщательную оценку своего и терпящего бедствие местоположения судов,' выбор кратчайшего по времени безопасного пути к месту происшествия, исполнения поиска переменными курсами и галсами в районе бедствия. Методику выполнения таких операций можно изучить в учебнике /1/, международном наставлении /39/ и пособии III.

Судовождение по внутренним водным путям (рекам, каналам, озерам) (п.3.12) имеет свои особенности, сопряжено со значительными трудностями и требует от судоводителей специфических знаний и тща­тельной подготовки. Особенности плавания по внутренним водным пу­тям можно изучить по учебнику /1/ и пособию /47/.

К преодолению районов интенсивного движения судов или рыбо­ловецкого промысла (п.3.13) необходимо быть готовыми заранее, иметь глубокие знания МППСС-72 и умение применят их на практике /40/. Особенности плавания в районах интенсивного движения судов и рыбо­ловецкого промысла описаны в учебнике III.

Для эффективной организации помощи судам в случае бедствия по инициативе ИМО создана Всемирная автоматическая система учета движения и информации судов в Мировом океане (АМУЕК). В отдель­ных районах морей в районах интенсивного движения судов, особенно на подходах к портам и в узкостях, для обеспечения безопасности судо­ходства установлены национальные системы информации с судов (п.3.14). Сведения о содержании информации с судов имеются в резо­люции ИМО /41/ и пособии /66/. С описанием системы связи при кон­троле за движением судов можно ознакомиться в учебнике /1 /.

Гидрографические службы государств, издающие навигационные карты, руководства и пособия для плавания, нуждаются в обратной связи с судоводителями (п. 3.15). Такая связь помогает оценить качество издан­ных карт и пособий, а также своевременно внести изменения или допол­нения, касающиеся навигационных опасностей, обнаруженных моряками. Обязанности капитана и штурманского состава судна по сбору и передаче навигационной информации описаны в учебнике /2/ и пособии /60/.

Возникновение на морских путях террористов и пиратов, которые угрожают судам и жизни находящихся на них людей (п. 3.16) требует от судоводителей особой бдительности и активных действий для повыше­ния безопасности судна. К таким действиям относятся выбор, по воз­можности, путей и якорных стоянок, удаленных от предполагаемых рай­онов действия террористов и пиратов, организация усиленной вахтенной службы, применение технических средств для предупреждения проник­новения и нападения террористов и пиратов. Материалы, касающиеся защиты судна от террористов и пиратов изложены в Рекомендациях /4/ и пособия*/?, 45, 46, 48, 49/.

Вопросы для самоконтроля

1. Обозначение теплого воздушного фронта на синоптической карте?

2. Особенности погоды при приближении к теплому воздушному фронту и при его прохождении?

3. Обозначение холодного воздушного фронта на синоптических картах?

4. Особенности погоды при прохождении холодного воздушного фронта I и II рода?

5. Чем характерен воздушный фронт окклюзии?

6. Направление движения воздуха относительно центра циклона в северном и южном полушариях?

7. Места зарождения и траектории движения тропических циклонов?

8. Источники информации о местах зарождения и путях движения тропических циклонов?

9. Скорости перемещения центра тропического циклона?

10.Тактика уклонения от тропического циклона и способы штормования в зоне его действия?

 

11.Местные признаки приближения тропического циклона?

12.Виды туманов и возможности прогнозирования их появления?

13.С какого расстояния начинают подавать туманные сигналы при подходе к зоне пониженной видимости?

14.Действия вахтенного помощника капитана при подходе к зоне пониженной видимости?

15.Какой должен быть режим главного двигателя при движении судна в пониженной видимости?

16.Как избежать влияния на обзор окружающей обстановки секторов затемнения РЛС при движении судна в тумане?

17.Какой сигнал подает судно в тумане, остановивши свое движение относительно воды?

18.Почему вахтенный помощник капитана при движении судна в тумане должен периодически переключать шкалы дальности РЛС на разные масштабы обзора?

19.Какие способы опознания побережья рекомендуется использовать вахтенному помощнику капитана при подходе к берегу?

20.Как проверить правильность положения буев, ограждающих навигационную опасность?

21.Карты каких масштабов используют для плавания в прибрежных водах?

22.Из каких источников вахтенный помощник капитана может получать информацию для обеспечения безопасного плавания вдоль побережья? •

23.Действия вахтенного помощника капитана для подготовки судна ко входу в узкость или стесненные воды?

24.Какие функции выполняет пост регулирования движения для обеспечения безопасного плавания судов в узкости?

25.Какую информацию должно сообщать судно посту регулирования движения при подходе к узкости?

26.Как выполняют "контрольный реверс" и куда об этом записывают?

27.Назовите известные Вам штормовые диаграммы и для каких целей они предназначены?

28.В каких случаях переходят к штормованию?

29.Какие способы штормования Вы знаете? Какой способ штормования наиболее предпочтителен?

30.С какой целью снижают скорость при штормовании на острых углах к направлению бега волн?

31.С какой целью снижают скорость при штормовании на попутном волнении?

 

32.Почему снижается остойчивость судна при плавании на попутном волнении?

33.Почему магнитный компас непригоден при плавании в высоких широтах?

34.Почему гирокомпас работает ненадежно в высоких широтах'?

35.Почему в высоких широтах применяют сложное аналитическое счисление вместо составного?

36.Как ведут счисление пути судна при плавании во льдах?

37.Нужно ли вести счисление пути судна при плавании во льдах за ледоколом?

38.В каких местах и с какой целью устанавливают зоны регулирования движения?

39.Какое правило МППСС устанавливает порядок плавания в системах разделения движения?

40.Кто устанавливает рекомендованные пути и системы разделения движения в открытых водах морей и океанов?

41.В чем отличие способа активного регулирования движения от пассивного?

42.Могут ли отличаться правила в системах разделения движения, установленных ИМО, от правил разделения движения, установленных
Морской администрацией в национальных водах?

43.Кому сообщают о нарушениях и какие санкции могут применять к судам, нарушающим правила в системах разделения движения?

44.Из каких основных частей состоят Таблицы приливов?

45.Как пользоваться • Таблицами скоростей и направлений приливных течений, приведенных на навигационных картах?

46.Назовите и перечислите в порядке возрастания фазы Луны?

47.Что такое "прикладной час порта"?

48.Когда бывают большими амплитуды уровней и скорости приливных течений - в сизигию или в квадратуру?

49.Каким международным документом регулируют поисков? спасательные операции?

50.Кто может освободить судно от обязанности спасать терпящих бедствие людей?

51.Назовите виды галсов, которыми рекомендуют вести поиск терпящих бедствие людей?

52.В чем проявляются особенности плавания по внутренним водным путям?

53.До каких пор распространяется действие МППСС на внутренние водные пути?

54.Поясните что такое "бар в устье реки"?

55.Какой документ устанавливает правила расхождения с рыболовецкими судами?

56.Имеют ли преимущество следовать не уступая дорогу суда, идущие по полосе в системе разделения движения перед судами, пересекающими такую полосу?

57.Какие меры должен предпринять вахтенный помощник капитана при подходе к району интенсивного движения судов?

58.Расшифруйте аббревиатуру АМУЕК.?

59.Кто установил Международную автоматическую систему контроля за движением судов и с какой целью она создана?

60.Какую информацию и в какие сроки дают суда, участвующие в системе АМУЕЯ?

61.Где располагается штаб-квартира системы АМУЕК?

62.В какие адреса должен сообщить судоводитель об обнаружении новой навигационной опасности, не указанной на навигационных картах?

63.Как ограждают плавучими знаками "новую" обнаруженную навигационную опасность?

64.Почему Гидрографические службы нуждаются в обратной связи с моряками?

65.В каком Международном документе записано требование к морякам сообщать в Гидрографические службы об обнаруженных навигационных опасностях или изменениях в навигационной обстановке?

66. Какую юридическую силу приобретает международная конвенция • после того как она была ратифицирована Национальным законодательным органом?

67.Назовите районы Мирового океана, в которых наиболее часто торговые суда подвергаются нападениям пиратов?

68.Какой основной международный документ определяет меры противодействия террористам и пиратам, нападающим на торговые суда?

Контрольная работа "Навигационное планирование перехода"

Одновременно с завершением курса обучения по дисциплине ОНБП студент (курсант) должен завершить выполнение и представить к защите на кафедре "Судовождение" курсовую работу "Навигационное планирование перехода". Целью этой курсовой работы для судоводителей, проходящих курс обучения на уровне управления (ИМО Модель курса 7.01), является научить их планировать переход с учетом сложных и опасных явлений, которые могут встретиться на пути.

При выполнении курсовой работы учащийся должен продемонстрировать умение спланировать переход таким образом, чтобы обеспечить судну безопасное плавание и при этом сохранить окружающую морскую среду от загрязнения. Рекомендации по выполнению курсовой работы изложены в Методическом руководстве /8/.

Заключение. Обобщение изученного материала. Осветить современные тенденции в организации вахтенной службы, повышения безопасности мореплавания и охраны морской среды.

 

.______ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1 Баранов Ю. К., ГаврюкМ. И., Логвиновский В. А., Песков Ю. А. Навигация: Учебник для высших морских учебных заведений. - 3-е издание. - СПб.: Лань, 1997. - 512 с.

2. Ермолаев Г. Г. Морская лоция: учебник для вузов морского транс­порта. - 4-е изд. - М.: Транспорт, 1982. - 392 с.

3. Алексишин В. Г., Козырь Л. А., Короткий Т. Р. Международные и национальные стандарты безопасности мореплавания. - Одесса: Латстар, 2002. - 256 с.

4. Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98). - Одесса: ЮжНИИМФ, 1998. - 111 с.

5. Снопков В. И., Конопельке Г. И., Васильева В. Б. Безопасность мореплавания: учебник для вузов. - М.: Транспорт, 1994. - 247 с.

6 Справочник судоводителя по навигационной безопасности мореплавания / В. Т. Кондрашихин, Б. В. Берлинских, А. С. Мальцев, Л. А. Козырь. - Одесса: Маяк, 1990. - 168 с.

7. Дыба В. Г., Позолотин Л. А., Чистяков В. Л. Управление безопасностью судна. 2-е изд. - Одесса: Автограф, 2000. - 333 с.

8. Алексишин В. Г., Козырь Л. А. Навигационное планирование перехода: Методика выполнения работы по навигации. Одесса: ОГМА, 2001.-68 с.

Ю Кондрашихин В. Т. Определение места судна: 2-е изд. - М.: Транспорт, 1989.-230 с

10. Кондрашихин В. Т. Теория ошибок и ее применение к задачам судовождения. - М.: Транспорт, 1969. - 256 с.

11.Козырь Л. А. Оценка точности места судна. - Одесса: ЦПАП ОГМА, 1998.-24 с.

12. Справочник капитана дальнего плавания, под ред. Г. Г. Ермолаева. - М.: Транспорт, 1988. - 248 с.

13. Юдович А. Б. Предотвращение навигационных аварий судов: 2-е изд. М.: Транспорт, 1988. - 224 с.

14. Винницкий А. Г., Козырь Л. А. Рекомендации вахтенному помощнику капитана. — М.: Транспорт, 1991. - 48 с.

15. Козырь Л. А.. Торский В. Г., Любченко В. И. Контроль государства порта. - Одесса: Астропринт, 2000. - 312 с.

16. Иванов И. Л.. Цымбал Н. Н. Корректура иностранных морских карт и пособий. - Одесса: Латстар, 2001. - 64 с.

17. Третьяк А. Г., Козырь Л. А. Практика управления морским судном. М.: Транспорт, 1998. -112с.

18. Козырь Л. А., Аксютин Л. Р. Управление судами в шторм: 2-е изд. М.: Транспорт, 1991. - 96 с.

19. Липис Ю. Б., Ремез Ю. В. Безопасные режимы штормового плавания: Справочно-практическое пособие. - М.: Транспорт, 1962. 117с.

20. Чутов В. В., Дыба В. Г., Чистяков В. Л. Лоцманская проводка. -Одесса: Оптимум, 1999. - 170 с.

21. Авербах Н. В., Лебедь А. И. Английские морские навигационные пособия. - М.: Мортехинформреклама, 1986. - 160 с.

22. Баранов А. Ю.. Лукин А. Н. Особенности навигационных пособий США. -М.: Транспорт, 1990. - 112 с.

23. ТорскийВ. Г., Топалов В. П. Управление судовыми экипажами. - Одесса: Астропринт, 2000. - 210 с.

24. Стадниченко С. М. Человеческий фактор на море. - Одесса: Ас-тропринт,2003 -192 с.

25. Ермолаев Г. Г. Судовождение в морях с приливами. М.: Транспорт, 1988.-248 с.

26. Торский В. Г. Сагайдак А. И., Любченко В. И. МАРПОЛ - практическое пособие. - Одесса: Астропринт, 1999. - 264 с.

27. Гордиенко А. И., Дремлюг В. В. Гидрометеорологическое обеспечение судовождения. - М.: Транспорт, 1989. - 240 с.

28. Васильев К. П. Что должен знать судоводитель о картах погоды и состояния моря? Л.: Гидрометеоиздат, 1980. - 232 с.

29. Чтение прогнозов погоды на английском языке: Методические ре рекомендации. - М.: Рекламинформбюро ММФ, 1975. - 64 с.

30. Щипцов О. А. Україна - морська держава. Кш'їв: Наукова думка, 1998.-200 с.

31. Кодекс торгового мореплавания Украины. - Одесса: Латстар, 1999. - 128 с.

32. Международная конвенция по стандартам подготовки, дипломирования моряков и несения вахты (ПДНВ-78/95).

33. Кодекс по подготовке, дигшомированию моряков и несению вахты (Кодекс ПДНВ-95).

34. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) с приложениями и исправлениями.

35. Международная конвенция предупреждения загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78) с добавлениями и исправлениями.

36. Резолюция ИМО А.529. "Стандарты точности судовождения".

37. Резолюция ИМО А.893 "Руководство по планированию рейсов".

38. Резолюция ИМО А.378(Х) "Общие положения о установлении путей судов". ГУНиО МО СССР, 1979. - 24 с.

39. Международное авиационное и морское наставление по поиску и спасанию (ИАМСАР), Т.З. Подвижные средства. СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 1999.-448 с.

40. № 9018 Р. Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72). ГУНиО МО РФ, 1996. - 76 с.

41. Резолюция ИМО А.648(16). Общие принципы системы извещений с судов и требования, которые касаются сообщений с судов, включая пособия с сообщениями о действиях, связанных с опасными
грузами, вредными веществами и/или веществами, которые загрязняют морскую среду.

42. Синяев В. А., Мельничук М. П. Задачник по математической статистике и теоретическим основам судовождения. - Одесса: ОНМА, 2003. - 80 с.

43."' Арикайнен А. И. Судоходство во льдах Арктики. М.: Транспорт, 1990.-247с.

44. Аксютин Л. Р. Обледенение судов. - Л.: Судостроение. 1979. - 128 с.

45. Степаненко А. Г., Трубачев Ю. В. Офицер по охране судна. - Одесса: ОМТЦ, 2003. - 220 с.

46. Торский В. Г., Топалов В. П., Любченко В. И. Кодекс ОСПС в вопросах и ответах. - Одесса: Астропринт, 2003. - 204 с.

47. Ольшамовский С. Б. Судовождение и правила плавания по внутренним водным путям. - М.: Транспорт, 1976. - 296 с.

48. Покутный В. Г. и др. Пиратство и терроризм на море: учебное пособие. Одесса: ЦПАП ОГМА, 1997. -32 с.

49. Демиденко В. В. и др, Пиратство, терроризм, мошенничество на море. - Одесса: Бахва, 1996. - 144 с.

50. Руководство по поиску и спасанию для судов торгового флота. Одесса: ЮжНИИМФ, 1992. - 58 с.

51. №9036. Общие положения об установлении пути судов. Резолюции ИМО А.378(Х), А.428(Х1). М.: Воениздат, 1979. - 24 с.

52. № 9011. Мореходные таблицы (МТ-2000). ГУНИО МО РФ, 2002. 576с.

53. Bridge Procedure Guide. - London: ICS, 1998. - 92 pgs.

54. Bridge Team Management. — London: NI, 1999. - 74 pgs.

55. Guide to Helicopter/Ship Operations: 3-rd edition. - London: ICS, 1992 - 40 pgs.

56. Peril at Sea and Salvage. — London, ICS, 1992. - 46 pgs.

57. Chart 5011 (Int. 1). Symbols and Abbreviations used on Admiralty Charts. - Taunton, Hydrographic Office, 1991. - 76 pgs.

58. Ocean Passage for the World (NP-136).

59. Distance Tables (NP-350).

60. Catalogue of Admiralty Charts and Publications (NP-131).

61. The IALA Maritime Buoyage System Card (NP-5 044).

62. Admiralty List of Lights and Fog Signals (NP 74—84).

63. Admiralty List of Radio Signals (NP 281-288).

64. Admiralty Tidal Tables (NP 201-204).

65. The Mariner's Handbook (NP 100).

66. American Practical Navigator (Bowditch). Vol. I, 1994. - 1414 pgs.

 


О Т З Ы В






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных