Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гимнастика как научная дисциплина




Научная работа в области гимнастики — это специфическая деятельность исследователя, направленная на приобретение (раз­работку) и теоретическую систематизацию знаний: об отличи­тельных особенностях средств и методов гимнастики; об услови­ях, в которых проводятся занятия; об их оздоровительных, обра­зовательных, воспитательных и прикладных возможностях; о гим­насте как личности и субъекте спортивной деятельности.

В процессе научной работы постепенно накапливаются и со­вершенствуются знания и опыт, необходимые не только в гимна­стике, но и в учебе, труде, спорте, военном деле и других видах деятельности.

На каждом историческом этапе научное знание использует спе­цифическую совокупность познавательных форм, фундаменталь-


ных категорий, принципов, методов и схем объяснения вновь полученных экспериментальных фактов. Иными словами, у каж­дой эпохи свой стиль мышления: для античного периода было характерно наблюдение как основной способ получения нового знания; наука Нового времени опиралась на эксперимент и ана­литический метод (например, суставная гимнастика Песталоц-. ци); современная наука стремится к целостному, многосторонне­му охвату изучаемых объектов (принцип целостности). Этим прин­ципом руководствуется и гимнастика как наука. Это означает, что в процесс овладения гимнастическими упражнениями вовлекает­ся личность гимнаста в целом, а не отдельные его свойства (спо­собности).

Гимнастика как научная дисциплина находится на грани меж­ду естественными, общественными и техническими науками. По­этому исследования в ее области опираются на законы механики, сведения из анатомии, физиологии, психологии, педагогики. Каж­дая из этих наук имеет свою сложную систему научных дисцип­лин. В связи с этим большую роль играют междисциплинарные (комплексные) исследования.

Вопросы гимнастики, требующие исследований

Вопросы гимнастики, нуждающиеся в дальнейшей научной разработке, настолько многочисленны и разнообразны, что пере­числить их все не представляется возможным. Рассмотрим некото­рые из них.

Изучение гимнастики как спортивно-педагогической дисцип­лины, как предмета познания и практической деятельности пред­полагает исследование следующих вопросов: оздоровительное, образовательное и воспитательное воздействие с помощью средств гимнастики на различные по возрасту, полу, уровню образова­ния, образу жизни, учебной, трудовой деятельности категории занимающихся.

В исследовании оздоровительной направленности гимнастичес­ких упражнений важное значение имеют: совершенствование ме­тодики стимулирования естественного созревания функций орга­низма, психики у детей различных возрастных групп, формиро­вание правильной осанки, повышение общей физической подго­товленности, неспецифической устойчивости к воздействию внеш­ней среды обитания, лечебные возможности гимнастических уп­ражнений при различных видах заболеваний, продление жизни.

В образовательной направленности средств и методов гимнасти­ки большой интерес вызывают: методика обогащения занимаю­щихся теоретическими знаниями в области гимнастики и смеж­ных с ней дисциплин; обогащение их опытом двигательным, эс­тетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным;


научение занимающихся познавать самих себя, свои способно­сти, достоинства и недостатки; стимулирование глубоко осознан­ного и активного отношения к занятиям гимнастикой, к учебе, трудовой деятельности и др. Важное значение имеют изучение гим­настики древних народов Востока, Греции, Рима, Египта, Закав­казья и др., обобщение достижений современной гимнастики на­родов разных стран и континентов.

При исследовании воспитательных возможностей средств и методов гимнастики в научной разработке нуждается методика воспитания личности занимающегося. Это касается воспитания по­ложительного отношения к занятиям гимнастикой, к учебе, тру­ду, чувства собственного достоинства, скромности, целеустрем­ленности, настойчивости в достижении поставленной цели, ре­шительности и смелости, привычки заранее обдумывать способ выполнения сложных двигательных действий и др.

Особое значение имеет исследование прикладной направлен­ности средств и методов гимнастики. В научной разработке нужда­ется методика применения гимнастических упражнений при изу­чении (оценке) и развитии способностей у занимающихся и тем самым оказание им помощи в овладении школьной учебной про­граммой, спортивным, профессиональным мастерством и боевой подготовкой в процессе службы в армии.

В научной разработке нуждается методика применения средств гимнастики в целях активного отдыха, восстановления работо­способности после умственных, физических и эмоциональных на­пряжений, постепенного вхождения в процесс учебной, спортив­ной и профессиональной деятельности.

Недостаточно разработана методика применения средств и методов гимнастики в их комплексе (гимнастические упражне­ния, музыка, слово педагога, условия, в которых проходят заня­тия, и др.) с целью подготовки детей к обучению в школе, вы­пускников средней школы к овладению профессией, юношей к службе в армии, а девушек к детородной функции и материнству.

В вопросах истории развития гимнастики основной недостаток исследовательских работ состоит в том, что отдельные историчес­кие факты излагаются в отрыве от условий экономического раз­вития того или иного народа, его национальных традиций, куль­туры, способов ведения войн, комплектования армии, уровня развития наук о человеке и закономерностей самой гимнастики. История развития гимнастики ставится в зависимость от взглядов отдельных исследователей, вносящих тот или иной вклад в ее ос­вещение. При таком подходе часто страдает объективность изло­жения исторических событий и подлинность причин, их вызыва­ющих. В историческом плане лучше освещены вопросы спортив­ной, художественной гимнастики и акробатики. Но и этим рабо­там присущ отмеченный выше недостаток. Значительно хуже об-


стоит дело с другими видами гимнастики. Специального анализа и обобщения требуют достижения и недочеты в области гигиени­ческой, лечебной, профессионально-прикладной гимнастики.

Слабо исследованы возможности средств и методов гимнасти­ки при занятиях с лицами среднего и пожилого возраста, мужчи­нами и женщинами. Знания и практический опыт, накопленные по указанным вопросам, еще очень мало изучены специалиста­ми, а следовательно, это наследие еще не в полной мере служит людям. Много ценных, но не опубликованных сведений находит­ся в архивах.

Недочеты в изучении истории гимнастики затрудняют возмож­ность предвидеть: как будет развиваться тот или иной ее вид и под влиянием каких факторов (закономерностей) пойдет это разви­тие; в каком направлении должна будет работать мысль ученых, педагогов, с тем чтобы использовать средства и методы гимнас­тики с наибольшей пользой для людей в новых условиях их трудо­вой, спортивной, военной и других видах деятельности; как гим­настика будет служить экономическому и культурному прогрессу общества, повышению обороноспособности страны.

Таким образом, исторический материал в области гимнастики нуждается в анализе и обобщении применительно к современным условиям жизни людей и ближайшего будущего.

Большая необходимость существует в разработке вопросов, касающихся техники исполнения гимнастических и акробатичес­ких упражнений. Здесь лучше изложены закономерности исполне­ния сложных упражнений в спортивной, художественной гимна­стике и акробатике, которые включаются в обязательные и про­извольные комбинации ведущих гимнастов страны и мира. Сла­бым местом исследований является то, что анализу подвергаются в основном механика движений и работа ведущих групп мышц и таким образом устанавливается рациональная форма движений, входящих в изучаемое упражнение. Но как она воспроизводится, как усваивается занимающимися — часто остается за пределами внимания исследователей. Как правило, не рассматриваются осо­бенности функционирования центральной нервной системы, обес­печение ее необходимой информацией, энергообеспечение дви­жений, психические и личностные свойства гимнаста, благодаря которым происходит активизация его двигательной деятельности. Не учитывается главное условие успешного овладения техникой движений — отношение гимнаста к изучаемому упражнению, сте­пень соответствия его способностей требованиям, предъявляемым к нему. Этот вопрос почти совсем не разработан, хотя учебно-тренировочный процесс должен начинаться прежде всего с изу­чения способностей гимнаста и с формирования у него созна­тельного и активного отношения к изучаемому упражнению и к занятиям гимнастикой в целом.


 




В существующей методике использования гимнастических уп­ражнений в оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных целях не учитывается их безграничное многообра­зие, многоструктурность, а кроме того, многофункциональность каждого отдельно взятого упражнения. С одной стороны, это про­является в неумении выбрать наиболее эффективные для реше­ния поставленной задачи упражнения, а с другой стороны, в не­умении одно и то же упражнение использовать в различных целях за счет изменения способа его выполнения.

В специальном научном обосновании нуждаются организация и методика проведения школьного урока, а именно:

содержание урока и его отдельных частей, планирование после­довательности изучения упражнений с учетом возможностей пе­реноса эффекта (положительного, отрицательного) от овладения одним упражнением на другое — последующее;

регуляция нагрузки и отдыха в процессе урока с учетом инди­видуального предела допустимых нагрузок;

управление вниманием, памятью на движения, эмоциями и волей в процессе обучения занимающихся новому упражнению и в течение всего урока;

способы управления занимающимися в ходе урока (команды, распоряжения, просьбы, личный пример учителя, поощрение, порицание, убеждение, внушение и др.) и особенности их при­менения в различных ситуациях на уроке с различными категори­ями занимающихся;

возможности введения в урок теоретического раздела гимнас­тики;

взаимоотношения между учителем и учениками в процессе урока, дифференцированный, индивидуальный и личностный подход учителя к занимающимся;

система домашних заданий и их эффективность.

Существенного улучшения требуют гимнастическое оборудова­ние и инвентарь:

совершенствование имеющихся гимнастических снарядов и раз­работка новых оригинальных приспособлений с целью облегчения работы педагога при обучении упражнениям, для повышения мо­торной плотности урока, оказания помощи и страховки (подставки, ограничители, столики, стоялки, страховочные пояса и др.);

изготовление детских гимнастических снарядов, нестандартного оборудования и разработка методики их использования в различ­ных целях с разными категориями занимающихся;

целесообразная разметка гимнастического зала для улучшения организации занятия и сокращения простоев;

применение средств ТСО и тренажеров.

Основной темой исследований по гимнастике является разра­ботка средств и методов формирования у занимающихся здорово-


го образа жизни, развития у них способностей, необходимых в учебном, производственном, военном труде:

• подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе, а выпускников школ к успешному овладению избранной ими профессией;

• особенности методики развития двигательных и психических способностей, воспитание личностных свойств у детей различных возрастных групп;

• спортивная, профессиональная ориентация, консультация и отбор.

Как же все-таки выбрать тему для научной и научно-методи­ческой работы, какой она должна быть? Об этом мы расскажем в следующем разделе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных