Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы и средства организационной формы обучения




 

Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения.

Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трактовке. Слово "метод" в переводе с греческого означает "исследование, способ, путь к достижению цели". Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. "Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность", - сказано в философском словаре. [1]

Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. [1]

Широко распространенным в дидактике является также термин "приемы обучения". Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. И другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. Наиболее распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний.

В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы ( источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

В процессе обучения на курсах повышения квалификации парикмахеров целесообразно использовать следующие методы обучения:

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний.

Прогрессивные педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, "неактивными". К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании студентов яркие образы причёсок, рассказать о технологиях и т.д. Слово активизирует воображение, память, чувства студентов. Словесные методы подразделяются на следующие виды:

- Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения на курсах повышения квалификации. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований – рассказ должен содержать только достоверные и научно проверенные факты; включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения; быть эмоциональным; излагаться простым и доступным языком; отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

- Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала. Использование метода объяснения требует: точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления, аналогии; привлечения ярких примеров; безукоризненной логики изложения. Объяснение как метод обучения широко используется в работе со студентами.

- Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит студентов к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие "сократическая беседа". В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности студентов, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед. Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова "эврика"? нахожу, открываю). Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала. Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с группой в целом, так и с отдельными группами обучающихся. Во время собеседования студенты проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение. В целом, метод беседы имеет следующее преимущество: активизирует студентов; делает открытыми знания; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством.

- Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

- Лекция - монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия студентами учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. Лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала. Применение лекции как метода обучения в условиях курсов повышения квалификации позволяет значительно активизировать познавательную деятельность студентов, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий.

- Работа с учебником и книгой важнейший метод обучения. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них: конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного; составление плана текста (может быть простой и сложный); тезирование – краткое изложение основных мыслей прочтенного; цитирование – дословная выдержка из текста; аннотирование – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла; рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном; составление справки;

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения.

Под НАГЛЯДНЫМИ МЕТОДАМИ обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

- Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

- Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией технических установок, оборудования, применяемых материалов для работы, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент занятия;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все студенты могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ обучения основаны на практической деятельности обучающихся, занимают ведущую роль в процессе профессиональной подготовки парикмахеров, в том числе обучению их способам наращивания волос. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся:

- Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного п роцесса. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые.

- Если при выполнении действий студент про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия студентов. К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы студентов, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний студентами в трудовой деятельности.

- Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с тренажерами и репетиторами.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов. [6]

СРЕДСТВА преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы студентов, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе. Их можно разделить на:

· средства объяснения нового материала,

· средства закрепления и повторения

· средства контроля.

В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения, законом интериоризации. Отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднения понимания и образного восприятия материала. Большое количество демонстраций создает развлекательное настроение у студентов. Оптимальным следует считать 4-5 демонстраций за урок, считая средства для самостоятельной работы учащихся и средства контроля.

Демонстрируемые предметы и рисунки на доске должны быть хорошо видны; в схемах, размеры изображений деталей должны определяться закономерностями зрительного восприятия.

В настоящее время в практике обучения широко распространены три подхода к разработке, конструированию и использованию средств обучения.

· Разработка средств обучения не относится к преподаванию, поэтому необходимо использовать только то, что уже имеется в материальном оборудовании кабинета. Средства обучения отождествляются с обычными средствами наглядности, контроля и т.п., создающими известный комфорт.

· Второй подход абсолютизирует роль средств обучения, которые рассматриваются как главные, единственно обеспечивающие достижение цели, а все остальные компоненты (методы, организация и т.п.) должны соответствовать и обусловливаться спецификой средств обучения.

· Средства обучения рассматриваются в системе деятельности учителя и студента. Они выполняют определенные функции и обеспечивают определенное ими качество знаний и умственное развитие учащихся.

По составу объектов средства обучения разделяются на:

· материальные (учебники и учебные пособия; таблицы, модели, макеты и другие материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета. Система средств обучения строится согласно учебного принципа:

· средства наглядности; учебно-технические

· средства учебного оборудования; помещение, мебель, микроклимат, расписание занятий, режим питания, другие материально-технические условия обучения)

· идеальные (усвоенные ранее знания и умения), которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний: речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства. [1]

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

· объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);

· печатные пособия (картины, плакаты, буклеты, графики, таблицы и т.п.);

· проекционные материалы (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).

На основании выше изложенного и в согласии с мыслями Л.С.Выготского о том, обучение и развитие включает «содержание накопленного опыта, приемы и формы обучения, культурные способы мышления», можно сделать вывод, что методы и средства обучения являются необходимыми в процессе формирования знаний студентов в рамках подготовки на курсах повышения квалификации. [6]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных