Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Финансовый потенциал открытого акционерного общества




«Российские Железные Дороги»

Под финансовым потенциалом предприятия (структурного подразделения, транспортной организации, ОАО «РЖД») понимается совокупность финансовых ресурсов, имеющихся у него в распоряжении, и способностей сотрудников осуществлять эффективное финансовое управление с целью получения максимально полезного эффекта. В наиболее общем виде задача оценки и формирования финансового потенциала формулируется как задача оценки соответствия его возможностей избранной конкурентной стратегии. В настоящее время финансовый потенциал можно охарактеризовать как:

• реальные возможности предприятия (реализованные и нереализованные

в той или иной сфере экономической деятельности);

• объем ресурсов и резервов предприятия – как вовлеченных, так и не вовлеченных в производственную деятельность;

• способности сотрудников предприятия к эффективному использованию ресурсов с целью получения максимального дохода.

Финансовый потенциал предприятия отражает уровень его конкурентоспособности, а конкурентоспособность в частном случае может определяться как сравнительная характеристика его финансового потенциала, содержащая комплексную оценку состояния его важнейших параметров относительно стандартов (мировых, национальных, отраслевых, другого предприятия).

Методика управления финансовым потенциалом предприятия реализуется по следующим этапам:

• оценка финансового состояния предприятия;

• определение конкурентоспособности финансового потенциала предприятия;

• анализ резервов и потерь потенциала предприятия;

• определение стратегии и тактики по повышению конкурентоспособности предприятия.

Важнейшей задачей предприятия при работе в условиях рыночной экономики является обеспечение устойчивого финансового состояния. Устойчивое финансовое положение предприятия характеризуется приращением его капитала за счет собственных и заемных средств, что обеспечивается высокими производственными и экономическими результатами и эффективностью использования ресурсов.

Финансовая надежность предприятия определяет положение предприятия на рынке транспортных услуг и является результатом реализации решений в области организации перевозок, а также по привлечению и использованию материальных, финансовых и трудовых ресурсов предприятия.

С целью оценки и характеристики финансового потенциала необходимо проведение постоянного мониторинга, в ходе которого следует учитывать общие экономические тенденции и изменения в государственной экономической политике.

В условиях рыночной экономики важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности организации являются платежеспособность и финансовая устойчивость. Если предприятие финансово устойчиво, оно имеет преимущество перед конкурентами в привлечении инвестиций, получении кредитов, выборе поставщиков, подборе квалифицированных кадров, и это делает предприятие конкурентоспособным на отраслевом рынке. Наконец, предприятие не вступает в конфликт с государством и обществом, так как выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, зарплату рабочим и служащим; гарантирует банкам возврат кредитов и уплату процентов по ним. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно,тем меньше риск оказаться банкротом.

В литературе по анализу финансового состояния предприятия различают два вида оценки: оценка платежеспособности и оценка финансовой устойчивости.

Финансовая устойчивость – это степень независимости организации от внешних источников финансирования.

Платежеспособность – это возможность организации расплачиваться по своим обязательствам перед кредиторами.

Традиционные методы оценки платежеспособности и финансовой устойчивости базируются на довольно большом числе показателей (коэффициентов), производных от структуры активов и пассивов баланса предприятия. Принято считать, что платежеспособность выражается коэффициентами, измеряющими соотношения оборотных активов или отдельных их элементов с краткосрочной задолженностью, т.е. показывающими, в какой мере активы предприятия способны покрыть его долги.

Финансовая устойчивость выражается рядом коэффициентов, с помощью которых разносторонне оценивается структура баланса: соотношение заемных и собственных средств, доля собственных оборотных средств в капитале, доля имущества, составляющего производственный потенциал организации, в общей стоимости активов и т.д. Цель такого набора показателей – оценка степени независимости предприятия от случайностей, связанных не только с условиями рынка, но и с невыполнением договорных обязательств, неплатежами и др.

Традиционная схема оценки платежеспособности и финансового состояния предполагает расчет по балансовым данным коэффициентов, которые затем сопоставляются с нормативными уровнями, установленными экспертно или официально.

В настоящее время в качестве официальных критериев платежеспособности или неплатежеспособности предприятия, согласно действующим методическим положениям по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, введены три показателя:

• коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода – характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Коэффициент определяется как отношение суммы всех оборотных активов к краткосрочной задолженности;

• коэффициент обеспеченности собственными средствами – характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости;

• коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности – характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платежеспособность в течение 6 месяцев.

Необходимо отметить, что при оценке финансового состояния транспортного предприятия необходимо как определять фактическое состояние, так и прогнозировать его перспективное развитие.__

 

Финансовая система ОАО «РЖД»

Важнейшими задачами структурной реформы железнодорожного транспорта являются повышение эффективности хозяйственной деятельности, достижение финансовой прозрачности и снижение совокупных транспортных затрат на железнодорожные перевозки. Ключевой момент решения данной задачи – создание в ОАО «РЖД» эффективной системы управления финансово-экономической деятельностью на основе введения нового расчетно-платежного механизма, бюджетного планирования и четкой системы мотивации за достижение конечных результатов. Для этого разработаны основные положения системы финансово-экономических взаимоотношений и система бюджетного планирования для работы в условиях единого хозяйствующего субъекта – ОАО «РЖД».

В основе финансовой системы единого хозяйствующего субъекта ОАО «РЖД» лежит новый платежно-расчетный механизм, характеризующийся следующими принципиальными моментами.

В ОАО «РЖД» функционируют по назначению 5 типов расчетных счетов.

1. Расчетный счет ОАО «РЖД» по месту нахождения в г. Москве.

2. Расчетные счета ОАО «РЖД» с ограниченным режимом функционирования (для доходных поступлений по основной деятельности) – «доходные счета» для приема провозных платежей по месту расположения железных дорог.

3. Расчетные счета ОАО «РЖД» с ограниченным режимом функционирования (для доходных поступлений по прочим видам деятельности) – «доходные счета» для приема выручки от прочих видов деятельности по месту расположения железных дорог и функциональных филиалов.

4. Расчетные счета филиалов ОАО «РЖД» – «расходные счета» для осуществления операционной деятельности по месту нахождения функциональных филиалов и железных дорог.

5. Расчетные счета филиалов с ограниченным режимом функционирования – «текущие счета» для финансирования заработной платы и оперативных нужд по месту нахождения структурных единиц железных дорог.

В целях обеспечения финансовой прозрачности и контроля денежные потоки разделяются на входные и выходные следующим порядком:

– все доходные поступления направляются на доходные счета;

– расходование средств идет через расходные счета филиалов и текущие счета структурных единиц.

Департамент «Казначейство» осуществляет двойной контроль за поступлением и распределением средств в соответствии с утвержденными бюджетами.

Перечисление средств с доходных счетов на расчетный счет ОАО «РЖД» и на расходные счета филиалов производит департамент «Казначейство».

Перечисление средств с расходных счетов железных дорог на текущие счета структурных подразделений производится после акцепта платежных поручений департаментом «Казначейство».

Выручка за перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа ежесуточно зачисляется на доходные счета ОАО «РЖД», открытые на железных дорогах (филиалах ОАО «РЖД»). В соответствии с утвержденным бюджетом ежедневно поступившая выручка направляется в департамент «Казначейство» на расчетный (расходный) счет филиала и расчетный счет ОАО «РЖД». Выручка от прочих видов деятельности поступает на расчетные счета ОАО «РЖД», открытые в территориальных и функциональных филиалах. Департамент «Казначейство» по установленным нормативам направляет часть «прочей» выручки на расчетный (расходный) счет филиала и часть –на расчетный счет ОАО «РЖД» для уплаты налогов и других обязательных платежей.

Филиалы полученную на свои расчетные счета часть выручки используют в соответствии с утвержденными бюджетами, ведут накопительный учет платежей по каждой статье расходов в суточном режиме. Департамент «Казначейство» осуществляет контроль платежей, производимых филиалами, путем дополнительного их акцепта и совместно с руководителем и главным бухгалтером филиала несет ответственность за использование исключительно в пределах утвержденных бюджетами лимитов по расходным статьям.

Исполнение расходной части платежных бюджетов осуществляется Департаментом управления финансами ОАО «РЖД», финансовыми службами, отделами филиалов и обособленных подразделений ОАО «РЖД» совместно с соответствующими службами департамента «Казначейство».

Отчеты об исполнении бюджетов движения денежных средств составляются и анализируются Департаментом управления финансами и департаментом «Казначейство» ОАО «РЖД». Результаты анализа используются при составлении бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса на следующий плановый период.

Коренным отличием новой системы финансово-экономических отношений является применение постатейного планирования с увязкой физических и денежных показателей и возможностью корректировки планов (бюджетов) в зависимости от фактически выполняемых заказанных объемов работ в течение отчетного периода, а также с последующей окончательной оценкой реально внесенного подразделением (филиалом) вклада в конечный финансовый результат работы ОАО «РЖД» и расчетом «права» на дополнительное финансирование (фонд мотивации), которое фиксируется в специальном мотивационном бюджете.

Поскольку реальный финансовый результат – прибыль – по данным бухгалтерского учета определяется только для ОАО «РЖД» в целом, то вклад всех подразделений (филиалов) в этот результат, а точнее эффективность хозяйственной деятельности каждого подразделения ОАО «РЖД» для целей мотивации, будет определяться в рамках системы управленческого учета, ведение которого возлагается на Департамент текущего планирования и бюджетирования.

Итак, назовем следующие основные направления в финансовой работе:

1) совершенствование бюджетного процесса;

2) контроль за эффективностью инвестиционных программ;

3) повышение уровня открытости и прозрачности;

4) аудит и отчетность по международным стандартам;

5) международный рейтинг;

6) выход на рынок публичных заимствований.

Бюджетный процесс обеспечивает управляемость финансовых потоков, их прозрачность и контроль за направлением финансовых ресурсов.

Необходимо иметь в виду, что финансовое состояние компании оценивается по операционной (производственной) деятельности и по внереализационным операциям.

Финансовые результаты перевозочной деятельности железнодорожного транспорта должны характеризоваться превышением доходов над расходами и уровнем рентабельности продаж.

Значительно снижают рентабельность перевозочной деятельности убытки по пассажирским перевозкам, покрываемые в настоящее время за счет перекрестного субсидирования доходами от грузовых перевозок, а также низкий уровень рентабельности прочих видов деятельности.

Бюджетный процесс обеспечивает управляемость финансовых потоков, их прозрачность и контроль за направлением финансовых ресурсов.

Необходимо иметь в виду, что финансовое состояние компании оценивается по операционной (производственной) деятельности и по внереализационным операциям.

Финансовые результаты перевозочной деятельности железнодорожного транспорта должны характеризоваться превышением доходов над расходами и уровнем рентабельности продаж.

Значительно снижают рентабельность перевозочной деятельности убытки по пассажирским перевозкам, покрываемые в настоящее время за счет перекрестного субсидирования доходами от грузовых перевозок, а также низкий уровень рентабельности прочих видов деятельности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных