ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Техника группового блокирования. Техника блокирования двумя иди тремя игроками предполагает прежде всего согласованность их действийТехника блокирования двумя иди тремя игроками предполагает прежде всего согласованность их действий. Для этой цели и введено понятие основного и вспомогательного блокирующих игроков. Основной блокирующий игрок определяет, какой характер в той или иной ситуации должно носить блокирование: либо это будет зонный, либо «ловящий» блок. Функции вспомогательного блокирующего состоят в том, чтобы в последний момент, когда определились действия основного игрока, вплотную присоединить свои руки к его рукам. В связи с этим техника выполнения движений в безопорной фазе у вспомогательного игрока несколько изменяется. Это вызвано тем, что вспомогательный блокирующий, для того чтобы не столкнуться с основным игроком, вынужден прыгать на некотором расстоянии от него и затем в безопорной фазе, вытягивая руки, должен присоединять их к рукам партнера (рис. 46). Таким же образом выполняется техника блокирования третьим игроком при тройном блоке (рис.47). Отдельно следует рассмотреть технику движения рук при их переносе через сетку блокирующими игроками. Как показывают наблюдения, перенос рук через сетку дает, как правило, эффект в тех случаях, когда передача для удара производится близко к сетке. Если же удар нанесен с далекого расстояния, то переносить руки на сторону противника не всегда целесообразно, так как, во-первых, мяч может удариться о фаланги пальцев и травмировать их и, во-вторых, может попасть в тыльную часть кистей рук и, далеко и высоко отскочив, стать недосягаемым для игроков задней линии. Поэтому техника движения рук блокирующих при ударах с дальних передач характеризуется тыльным сгибанием кистей в лучезапястных суставах. При ударах с близких к сетке передач на сторону противника переносятся не только кисти рук, но и часть предплечий. Во время ударного движения кисти рук не находятся в неподвижном положении, а для увеличения силы отскока делают встречное движение к мячу. При такой постановке блока мяч приобретает большую скорость и под большим углом отражения ударяется о площадку. Важную роль играет правильное расположение рук при ударах с различных передач и зон площадки. Так, например, для того чтобы сблокировать удар с близкой к сетке передачи, достаточно расположить руки напротив мяча. Если же передача несколько отдалена от сетки, то такой постановкой рук можно нейтрализовать центральное направление удара, а направления между зонами 4 и 5 или / и 2 при этом остаются открытыми. Поэтому для блокирования удара с этих направлений волейболист должен сместить руки вправо или влево в зависимости от того, какое направление он хочет нейтрализовать. Весьма своеобразным является расположение рук при блокировании ударов, выполняемых с передач, направленных на край сетки. В таких случаях, для того чтобы мяч не отскочил от рук блокирующего за пределы площадки, одна из рук (крайняя справа или слева, соответственно при атаках из зоны 2 или 4) супиниру-ется и прикрывает направление отскока мяча в аут. При этом угол отражения мяча направлен в площадку противника. Техника блокирования, в частности стойка и исходное положение, могут быть в значительной мере. видоизменены в игре высокорослых игроков. Например, некоторые игроки высокого роста, которым не нужно высоко прыгать при блокировании, не совершают махового движения рук при отталкивании от опоры. При этом их руки подняты вверх, взгляд сконцентрирован на полете мяча и действиях передающих игроков противника. Даже перемещения по площадке такие игроки выполняют с поднятыми вверх руками. Такая структура движений, в которой почти отсутствуют подготовительные действия и большие физические усилия, необходимые для высокого отрыва ОЦТ, является более надежной, так как позволяет блокирующему все внимание сконцентрировать на действиях команды противника и по кратчайшему пути выставить свои Руки над сеткой. При этом такой спортсмен может, не уставая, ста- вить повторный блок, быстро перемещаясь вдоль сетки в любую зону площадки. Вот почему высокорослому волейболисту всегда отводится место центрального (основного) блокирующего на передней линии. ПОДАЧИ Классификация подач дана на схеме 8. Схема 8 Если у новичков подача является лишь средством введения мяча в игру, то для спортсменов высокой квалификации она служит способом атаки. Техника подач состоит из исходного положения и трех последовательных фаз движения. В исходном положении волейболист принимает позу, удобную для последующих действий. Первая фаза начинается с момента подбрасывания мяча и заканчивается оптимальным отведением руки на замах. Вторая рабочая фаза — удар по мячу. Третья, заключительная фаза, являясь последействием, состоит в переносе веса тела на впереди стоящую ногу и сопровождающем движении руки за мячом. В настоящее время нижние прямые и боковые подачи применяются только в игре новичков. В спортивном волейболе используются главным образом верхние прямые и боковые подачи с планирующей траекторией полета мяча, реже — силовые прямые и боковые подачи. Техника планирующих подач, несмотря на кажущееся сходство с одноименными силовыми подачами, имеет значительное своеобразие в динамической и кинематической структурах движения и траекториях полета мяча. По данным современных исследований, «чистый» выигрыш от подач составляет 7—10%, при этом затруднение в приеме мяча с подачи имеет место в 35—60% случаев. Изучение биомеханических особенностей техники верхних подач у ведущих спортсменов с помощью рапидной киносъемки (700 кадров в секунду) показывает, что контакт ударяющей руки с мячом длится в течение 0,012—0,02 с, а перемещение системы «рука — мяч» за время данного контакта в направлении удара составляет 10—20 см. Из-за кратковременности ударного движения коррекция в данном случае полностью исключена. При подаче мяча имеется предварительная программная установка, которая носит двоякий характер, связанный либо с выполнением удара в дальнюю часть площадки, либо в ее ближнюю часть. В первом случае наблюдается большая амплитуда сопровождающего движения, а во втором — предударное притормаживание руки. Верхние подачи Верхние прямые подачи могут выполняться несколькими способами: не сильным, но точным ударом, с незначительной точностью, но с предельной силой, а также с планирующей траекторией полета мяча, точность которой зависит от силы удара. Во всех этих случаях при схожести исходного положения техника подготовительных и основных рабочих фаз будет отличаться друг от друга в этих разновидностях верхней прямой подачи. В исходном положении для всех способов техники верхних подач волейболист становится лицом к сетке или в полоборота к ней. Поддерживая мяч левой рукой на уровне пояса, игрок равномерно распределяет вес тела на обе ноги, правая рука, согнутая в локтевом суставе, подготавливается к замаху, взгляд игрока направлен на площадку соперничающей команды. Подготовительная фаза верхней подачи с несильным, но точным ударом (рис. 48) заключается в укороченной амплитуде замаха, незначительном сгибании правой, опорной ноги и очень небольшом отклонении туловища назад для его последующего активного движения в момент удара. При этом мяч подбрасывается вверх на 30—40 см (рис. 48, а, б, в). Во второй фазе этого способа подачи волейболист, выпрямляя опорную ногу и перенося вес тела на впереди стоящую левую ногу, коротким прицельным ударом производит подачу, направляя мяч в намоченный участок площадки. В момент удара игрок переводит взгляд с поля противника на мяч и концентрирую г внимание на заключительной части ударного движения, которое производится главным образом за счет движения правой руки и почти без активного участия туловища и ног (рис. 48, г, д, е). В заключительной фазе сопровождающее движение руки за мячом почти отсутствует, туловище игрока остается в вертикальном положении. Подготовительная фаза верхней прямой подачи, выполняемой с большой силой (рис. 49), отличается увеличением амплитудных показателей. Подбросив мяч и готовясь к сильному удару, игрок значительно больше сгибает опорную правую ногу, отклоняет туловище назад, отводя правую руку назад-вверх (рис. 49, а, б). При этом высота подбрасывания мяча несколько увеличивается, что обусловливается большей амплитудой замаха. В основной фазе волейболист, разгибая правую ногу и выпрямляя туловище, производит энергичное ударное движение правой рукой по мячу, вкладывая в удар массу туловища (рис. 49, б). В послеударном движении происходит обгон проксимальных звеньев руки дистальными, как при сильном нападающем ударе. Удар осуществляется внутренней частью плотно сжатой ладони, которая накрывает мяч несколько сверху. В результате больших усилий туловище и рука игрока после удара по инерции продолжают смещаться вперед-вниз (рис. 49, г). В качестве разновидности этой подачи может применяться подкручивание мяча, которое выполняется тремя способами. В первом случае подкручивание производится сверху вниз, и мяч по нисходящей ветви траектории опускается в пределах 4—5 метров от сетки. Во втором вращение мяча производится справа налево и несколько сверху. В результате этого мяч срезается, и его траектория имеет кривую, последовательно отклоняющуюся влево. В третьем случае подкручивание мяча осуществляется слева направо, и после срезки мяч последовательно отклоняется вправо от подающего игрока в направлении зоны 5. Этот способ подачи целесообразнее производить, стоя ближе к левой отметке места подачи с тем, чтобы мяч не улетел за пределы поля. Техника выполнения верхней планирующей подачи заключается в следующем. В подготовительной фазе во- Р и с. 50 лейболист, как бы прицелившись в определенную зону, подбрасывает мяч и оптимально отводит руку на замах. При этом амплитуда сгибания правой опорной ноги незначительна. В основной фазе планирующей верхней подачи игрок, разгибая правую ногу в голеностопном и коленном суставах, смещает туловище вперед, перенося вес тела на левую ногу. В этот же момент правая рука движется вперед-вверх навстречу мячу с нарастающей скоростью. Затем игрок ладонной поверхностью кисти бьет по мячу. Удар сопровождается мгновенным произвольным мышечным усилием, фиксирующим дистальные звенья руки в положении удара и тормозящим дальнейшее смещение руки в пространстве. Туловище продолжает двигаться вперед, его вес переносится на впереди стоящую левую ногу, правая нога полностью выпрямляется в коленном суставе. Взгляд игрока концентрируется на мяче. Техника выполнения верхней боковой планирующей подачи (рис. 50) состоит в следующем. В исходном положении волейболист, стоя левым боком к сетке, мысленно воспроизводит предстоящие движения. Мяч поддерживается левой рукой на уровне пояса, вес тела больше смещен на правую ногу (рис. 50, а). В первой фазе правая рука отводится вниз-в сторону на замах, правая нога начинает разгибаться во всех суставах, кистью правой руки игрок плавным движением подбрасывает мяч. Левая нога, находящаяся в безопорном положении, отводится в сторону и ставится стопой на поверхность площадки. Туловище игрока отклонено вправо, в сторону ударяющей руки (рис. 50, б, в). Во второй фазе волейболист какое-то мгновение находится в положении двойной опоры, после чего выпрямлением правой ноги переносит вес туловища на левую ногу (рис. 50, г). Затем в результате поворота на носке стопы левой ноги и отталкивания от опоры туловище игрока начинает поворачиваться влево, а ОЦТ смещается вверх. Правая рука выпрямляется и движется навстречу мячу с нарастающей скоростью. Кисть руки имеет некоторый незначительный угол тыльного сгибания, пальцы сложены вместе. Далее до момента удара по мячу туловище волейболиста, находясь в безопорном положении, прекращает поворот влево. Правая рука, продолжая смещение навстречу опускающемуся мячу, в результате произвольного усилия также значительно теряет скорость (рис. 50, г). В момент удара по мячу правая рука почти выпрямлена и производит удар основанием ладонной поверхности кисти, которая по-прежнему имеет некоторый угол тыльного сгибания. Туловище игрока предельно выпрямлено и находится в безопорном положении. Угол между плечом и туловищем почти не меняется. При этом кисть руки в момент ударного движения и после него не обгоняет предплечье, а предплечье не обгоняет плечо (рис. 50, д, в). Благодаря этому в момент удара отсутствует захлестывающее движение руки, вследствие чего мяч после удара не получает вращения, а имеет планирующую траекторию. В заключительной фазе сопровождение мяча рукой почти отсутствует, игрок полностью переносит вес тела на левую ногу. Техника выполнения верхней боковой сильной подачи (рис. 51) состоит в следующем. В исходной позиции игрок занимает положение, аналогичное описанному выше (рис. 51, и). В первой, подготовительной фазе, игрок делает шаг вперед правой ногой (рис. 51, б), подбрасывает мяч и отводит правую руку вниз-назад и в сторону. Постепенно увеличивая угол сгибания правой опорной ноги, волейболист отклоняет туловище вправо в сторону руки, отведенной для замаха (рис. 51, в). При этом левая рука для увеличения последующих усилий отводится вверх и в сторону. Взгляд игрока переведен с площадки противника на опускающийся после подбрасывания мяч. Рассчитав, когда мяч опустится на нужную высоту, волейболист начинает энергично разгибать в коленном суставе правую опорную ногу, одновременно выпрямляя туловище и делая правой рукой встречное движение к мячу. Усилия игрока в этой фазе постепенно наращиваются, и к моменту ударного движения скорость смещения правой руки в пространстве достигает своего предела. Это осуществляется посредством комплекса подготовительных и взаимосвязанных движений: разгибанием правой ноги и отталкиванием ею от опоры, маховыми движениями рук и энергичным сокращением растянутых мышц левой поверхности туловища (рис. 51, г). В момент удара ладонь правой руки производит сильное захлестывающее ударное движение, накрывая мяч несколько сверху (рис. 51, д). После удара движение руки не притормаживается, а продолжается почти с той же скоростью. В результате этого кисть обгоняет предплечье, предплечье — плечо, а плечо — плечевой сустав. В момент удара туловище игрока поворачивается на 90° и находится в безопорном положении (рис. 51, е). После выполнения подачи игрок быстро входит в площадку и готовится к защитным действиям. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|