ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕКЦИИ ВОЛЕЙБОЛА ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫДля налаживания и ведения воспитательной работы и систематических занятий по волейболу в детском коллективе физической культуры необходимо организовать общественный руководящий орган — бюро секции волейбола. Бюро секции выбирается на общем собрании членов секции, затем на заседании бюро выбирается председатель и распределяются обязанности между членами бюро. Численный состав бюро секции волейбола зависит от объема работы и количества занимающихся. Как правило, оно состоит из. 5—7 человек. Вся работа бюро секции осуществляется по следующим направлениям: воспитательная и агитационно-массовая работа; спортивно-массовая и учебно-тренировочная работа; подготовка общественных кадров; материальное обеспечение. Каждое направление составляет сектор, который возглавляет член бюро секции. В помощь ему прикрепляется кто-либо из активистов секции. Вся работа по руководству секцией возлагается на председателя бюро секции, которым должен быть наиболее активный юноша (или девушка), успевающий в учебе и пользующийся авторитетом у своих товарищей. В функции первого сектора входит организация всех мероприятий, связанных с учебно-воспитательной работой, проведение собраний и собеседований по вопросам дисциплины. Кроме того, этот сектор занимается наглядной агитацией: выпускает стенную газету, оформляет объявления о соревнованиях, выпускает молнии об успешном выступлении команд на тех или иных соревнованиях, дает информацию в школьную газету. Второй сектор занимается спортивными мероприятиями, куда входят проведение внутришкольных соревнований, контроль за учебно-тренировочной работой. Сектор подготовки общественных кадров готовит инструкторов-общественников и судей по волейболу. Четвертый сектор решает вопросы, связанные с приобретением спортивного инвентаря, формы, подготовкой необходимого оборудования. Заседания бюро секции проводятся 2—3 раза в месяц. Бюро секции является важным общественным звеном в деле организации спортивно-массовой и воспитательной работы школьного коллектива физической культуры. Большое значение имеет организация учебно-тренировочного процесса, т. с. учения и воспитания. Известно, что в процессе обучения и спортивного совершенствования, кроме привития специальных умений и навыков, у занимающихся воспитываются многие важные черты характера. Четкая организация занятий, постепенное повышение требований, преодоление трудностей в процессе учения, подчинение своих желаний интересам коллектива, развиваемое постоянно чувство долга и товарищества — все это способствует воспитанию морально-волевых качеств, необходимых человеку современного социалистического общества. Поэтому образцовая организация учебного процесса в значительной степени влияет на отношение учащихся к этому процессу. Организация учебного процесса планируется и осуществляется заранее. Осматривается место занятий, приводится в образцовый порядок грунт спортивных площадок, поверхность настила или пол спортивного зала, посторонние предметы переносятся на безопасное расстояние, подготавливается спортивный инвентарь и оборудование, изготавливаются специальные методические приспособления, способствующие развитию физических качеств и овладению навыками в технике игры (разновысокие планки, тумбы, подвесные мячи, мишени и т. д.). На первом организационном занятии педагог (тренер) говорит о форме, в которой необходимо заниматься волейболом. При этом подчеркивается не только прикладное значение спортивного костюма, но и его эстетическая сторона. Форма должна быть единообразной (даже на тренировочных занятиях), всегда аккуратно подогнанной, чистой и выглаженной. Кстати, не менее важен костюм и внешний вид самого преподавателя, который должен быть образцом для своих учеников во всех отношениях. Далее следует предупредить учащихся о том, что опоздания на занятия недопустимы. Это правило приучит спортсменов всегда вовремя являться на тренировки и соревнования. Затем на первом и последующих занятиях (в начале урока) вступают в силу общепринятые в физическом воспитании положения, связанные с выполнением строевых команд, объяснением задач урока и т.д. Весьма важное место в системе урока занимает организация и проведение упражнений, в частности специальных упражнений с мячом. При этом в период обучения необходимо соблюдать следующую последовательность: показать и объяснить технику выполнения изучаемого приема (лучше всего пользоваться синхронным объяснением, когда технический прием выполняется в замедленном и естественном темпе одним из учеников или специально приглашенным для этого случая квалифицированным спортсменом), объяснить и показать расположение игроков на площадке при выполнении упражнения (объяснение с показом осуществляется на одной из подгрупп), рассказать о требованиях, предъявляемых к выполнению техники в данном упражнении (или о его тактическом назначении). Не менее серьезно нужно относиться и к организации учебно-тренировочных двусторонних игр. В них по возможности, кроме задачи совершенствовать взаимодействие в парах, звеньях и линиях, необходимо пытаться промоделировать игровые ситуации и тактику, которую предстоит проводить на ближайших соревнованиях. При этом обе команды получают от тренера определенную программу действий, которой должны придерживаться в ходе двусторонней игры. В процессе правильно организованных учебно-тренировочных игр с наибольшей полнотой проявляются слабые и сильные стороны отдельных игроков, игровых линий и команды в целом, что должно послужить поводом для выбора направления в работе с детской командой и исправления отдельных ошибок у юных спортсменов После проведения двусторонних игр обязателен их краткий разбор. При недостаточно высокой нагрузке в учебно-тренировочных играх учащиеся (после проведения игр) занимаются физической подготовкой или совершенствуют отдельные технические приемы игры. Наиболее ответственной является организация команды на соревнованиях. Прежде всего педагог оповещает игроков команды о сроках и месте проведения предстоящих соревнований, затем дает указание о предстоящей встрече: сначала в теоретическом плане, на макете, а затем практически, на площадке, делая акцент на осуществлении намечаемого тактического плана. После этого в день состязания, за час-полтора до игры, тренер дает установку на предстоящую встречу, конкретизируя отдельные детали игры своей команды в зависимости от возможных ситуаций. В процессе самой встречи тренер, кроме необходимых технико-тактических указаний во время минутных перерывов и замен, постоянно даст волевые команды-установки юным спортсменам. После соревнований, независимо от их исхода, проводится анализ встречи, дается оценка игре команды и отдельным ее игрокам. УЧЕТ РАБОТЫ В настоящее время учет работы в спорте и волейболе, в частности, далеко не исчерпывается отметкой посещаемости в журнале. Понятие учета значительно шире и охватывает такие вопросы, как тренированность, состояние здоровья и спортивно-технической подготовленности юных спортсменов. Учет тренером всех этих показателей позволяет менять (увеличивать или уменьшать) объем и интенсивность нагрузок, уделять больше внимания развитию тех или иных физических качеств и совершенствовать технико-тактические действия. Текущий учет спортивно-технической и физической подготовленности дает представление о спортивно-технической и физической подготовленности учащихся на протяжении нескольких занятий. Данные о физической и технической подготовленности спортсменов целесообразно записывать по пятибалльной системе в таблицу оценок, которая вывешивается на видном месте с тем, чтобы она стала достоянием общественности и служила определенным стимулятором, влияющим на отношение юных спортсменов к учебно-тренировочным занятиям, играм и соревнованиям. Периодический учет тренированности юных волейболистов способствует правильному планированию нагрузок и соревнований в годичном цикле тренировки. Специальная тренированность характеризуется следующими отличительными чертами: высоким уровнем технико-тактического мастерства; соответствующим данному виду спорта характером деятельности сердечно-сосудистой системы и энергообеспечением мускулатуры; высоким уровнем развития физических качеств, которые требуются в данном виде спорта; высокими координационными показателями; специальными волевыми проявлениями. Для оценки этих показателей периодически применяются комплексные тесты. Они позволяют выявлять уровень технической и тактической подготовленности, уровень развития двигательных качеств, а также функциональные возможности организма. Юный спортсмен сможет достигнуть высоких результатов, если он обладает комплексом этих качеств. Говоря о тестах для определения тренированности в спортивных играх, необходимо подчеркнуть, что большинство из них связано с проявлением таких двигательных качеств и спортивно-технических показателей, как быстрота перемещений, быстрота реагирования на зрительный раздражитель, ловкость, прыгучесть и эффективное выполнение технических приемов 4. По разработанным оценочным шкалам определяется состояние тренированности спортсменов. Периодический учет состояния тренированности с применением тестов целесообразно проводить систематически. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ Врачебно-медицинский контроль за юными спортсменами осуществляется в процессе всего периода занятий спортом. Городские и республиканские врачебно-физкультурные диспансеры проводят регулярные осмотры учащихся и ведут учет состояния их здоровья и физического развития. На каждого спортсмена заводится специальная карточка, куда вносятся данные очередного медицинского осмотра. 4 Подробно см. в кн.: X. Б у б э, Г. Ф э к, X. Ш т ю б л е р, Ф. Т р о г ш. Тесты в спортивной практике. М., 1968 (перевод с немецк.). Кратко остановимся на существующих в настоящее время функциональных пробах, применяемых для определения сдвигов в деятельности сердечно-сосудистой системы под влиянием дозированных нагрузок. Проба Котова — Дешина — трехминутный бег для мужчин и двухминутный для женщин и юношей — выполняется в темпе 180 шагов в минуту. Восстановление исследуется в течение пяти минут. Проба Летунова, являясь комбинированной, состоит из трех нагрузок: 1) 20 приседаний за 30 секунд (разминка) с последующим отдыхом в течение трех минут, 2) 15-секундного бега в максимально быстром темпе (скоростная нагрузка) с последующим четырехминутным отдыхом и 3) трехминутного бега (нагрузка на выносливость), после чего следует пять минут отдыха, Для норматонической реакции сердечно-сосудистой системы характерно следующее: пульс учащается равномерно, максимальное артериальное давление повышается, минимальное — снижается или остается без изменений. Восстановительный период продолжается 3—5 минут. Чем короче этот период, тем лучше спортсмен справляется с функциональной пробой, тем лучше состояние его тренированности. Гипертоническая реакция характеризуется значительным учащением пульса (в 2—2,5 раза) и резким повышением максимального артериального давления (170—200 мм), а также повышением минимального давления при длительном восстановительном периоде. Эта реакция является одним из признаков перенапряжения и перетренированности. Очень важно для здоровья занимающихся знать, как скоро после перенесенного заболевания они могут принимать участие в соревнованиях и учебно-тренировочном процессе. Ниже приводятся ориентировочные сроки начала учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях после выздоровления (см. табл. 2). Таблица 2 САМОКОНТРОЛЬ ЮНОГО ВОЛЕЙБОЛИСТА 5 Наряду с данными врачебного контроля и диспансеризацией самоконтроль юного спортсмена имеет большое значение для оптимизации учебно-тренировочного процесса, установления величины выполняемых нагрузок, достижения и сохранения спортивной формы. При этом самоконтроль осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: во-первых, фиксируются показатели функционального состояния организма и, во-вторых, определяется специальная физическая и техническая подготовленность юного спортсмена. Для получения представления о сдвигах, наступивших в функциональном состоянии организма, необходимо сопоставлять показатели сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и других систем с величиной и характером тренировочных нагрузок. В данном случае особое значение приобретают адаптационные свойства этих систем, обусловливающие как величину сдвигов функциональных изменений организма, так и характер протекания восстановительных процессов. Если к последующей тренировке показатели функционального состояния приходят к норме, значит повторная тренировочная нагрузка будет приходиться на фазу восстановления или сверхвосстановления, и работоспособность юного спортсмена сможет повышаться. В том случае, когда повторная нагрузка приходится на фазу недовосстановления, целесообразно снизить объем и интенсивность упражнений или заменить тренировку активным отдыхом. В противном случае утомление от предшествующей тренировки может суммироваться с утомлением, полученным от новой нагрузки, что в свою очередь приводит к явлениям перетренировки. Поэтому чрезвычайно важным является повседневный самоконтроль спортсмена, позволяющий получать оперативную информацию о состоянии организма и в соответствии с этим строить повседневные тренировочные занятия. Для самоконтроля за функциональным состоянием юному волейболисту целесообразно снимать следующие показатели: частоту сердечных сокращений (ЧСС), жизненную емкость легких (ЖЕЛ'), точность определения интервалов времени (по ручному секундомеру) и точность днфференцировки мышечных усилий (по ручному динамометру). Кроме того, при наличии хронорефлексомстра6 (любых конструкций) следует измерять латентное время простых и сложных зрительно-двигательных реакций, удлинение которого свидетельствует о наступающем утомлении. 5 Вопросы самоконтроля юных волейболистов описываются в учебнике применительно к юношам и девушкам старшего возраста, входящим в состав сборных команд. 6 Прибор, регистрирующий время зрительно-двигательных реакций человека. Следует также следить за динамикой своего веса. Частота сердечных сокращений измеряется пальпаторно по частоте пульса. Эту процедуру спортсмен производит лежа в постели, сразу после сна, ежедневно в одно и то же время. Кроме того, ЧСС фиксируется сразу после тренировки. Жизненная емкость легких измеряется на спирометре перед зарядкой одновременно со взвешиванием. Определение точности временных интервалов и мышечной дифференцировки осуществляется утром после сна и по окончании тренировочных нагрузок. Снятие этих показателей заключается в следующем: вначале у юноши вырабатывается стереотип на временной интервал в 10 секунд, затем дается задание включить секундомер и остановить его ровно через этот отрезок времени. Отклонение в ту или другую сторону означает нарушение стереотипа, что, в частности, может произойти из-за наступающего утомления или чрезмерного возбуждения. Данный показатель является очень важным для волейболиста, которому в процессе игры постоянно приходится точно по времени рассчитывать свои действия. Для точности дифференцировки мышечных усилий вначале также вырабатывается стереотип при сжатии кистевого динамометра (например, на 15 или 20 кг). Отклонение от стереотипа означает нарушение деятельности нервно-мышечного аппарата и разбалансировку процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, что также может явиться причиной утомления спортсмена. Несмотря на большое значение данных о функциональном состоянии спортсмена их может быть явно недостаточно для оценки специальной тренированности волейболиста. В данном случае необходимо применять специальные тесты, показывающие уровень специфических для волейбола двигательных качеств и спортивной техники. К таким тестам можно отнести: критерий экономичности при прыжках в высоту (по В. М. Дьячкову), критерий точности при выполнения техники верхних передач в мишень, тест на выносливость при непрерывных, многократных прыжках с места с доставанием высоты 2м 10 см для девушек и 2 м 30 см для юношей. W Критерий экономичности определяется по формуле Х = ----------- Н' где W— имеющийся у спортсмена двигательный потенциал (например, показатель силы разгибания нижних конечностей, измеряемый по методике Коробкова — Черняева) и H — расчетный спортивный показатель (в данном случае замер отрыва ОЦТ по методике Абалакова7). Чем ниже искомая величина, тем выше экономичность, тем техничнее спортсмен.
7 Методика определения высоты отрыва ОЦТ по Абалакову заключается в следующем: на уровне пояса спортсмена крепится сантиметровая лента, другой конец пропускается через специальную площадку, прикрепленную к поверхности. После замера высоты ОЦТ волейболиста, привставшего на носки, последний отходит назад, разбегается и прыгает. Вычитая из второго показателя первый, получаем высоту отрыва ОЦТ волейболиста. Измерения высоты прыжка берутся по среднему показателю суммы трех попыток. Снимать этот показатель лучше всего в конце зарядки и после тренировочной нагрузки. Прирост прыжка или его стабилизация на высоком уровне характеризуют повышение тренированности волейболиста, а снижение свидетельствует о наступающем утомлении. Критерий точности движений при выполнении техники верхних передач в мишень диаметром 50 мм определяется отношением количества попаданий к общему числу попыток. При этом упражнение (тест) выполняется с расстояний 1,5—3,0 и 4,5 метра от мишени; с каждого расстояния производится по 10 передач мяча. Тест на выносливость заключается в многократных непрерывных прыжках-подскоках с места с доставанием двумя руками нижнего края баскетбольного щита или подвешенного на этой высоте ограничителя. Данный тест лучше всего выполнять в специально отведенное для этого время, за час до утренней или вечерней тренировки. Применять его следует не чаще одного раза в микроцикле. Снижение или увеличение числа попыток соответственно показывает ухудшение или улучшение специальной работоспособности юного волейболиста — его скоростно-силовой выносливости. Для того чтобы наглядно представлять динамику изменений как показателей функционального состояния волейболиста, так и показателей уровня развития его двигательных качеств и спортивной техники, необходимо все данные записывать графически в дневнике спортсмена. (Пример составления такого графика показан на рис. 4.) В дневнике, кроме этих показателей, можно фиксировать самочувствие, характер нагрузок, впечатления от проведенных тренировок и т. д. Подобные записи, наряду с данными врачебного контроля, помогут юному спортсмену и тренеру в процессе тренировки находить оптимальные пути к достижению наивысшей спортивной формы и ее сохранению. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|