ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМАДля того чтобы методически правильно строить занятия по волейболу с детьми, педагог должен знать анатомо-физиологические особенности детского организма. Только при этом условии занятия по волейболу будут способствовать правильному физическому развитию и спортивному совершенствованию школьников. Организм ребенка отличается от организма взрослого человека не только размерами и весом тела, но и целым рядом анатомо-физиологических особенностей. Рассматривая организм человека как целостную, сложную, управляемую систему, необходимо подчеркнуть, что деятельность его различных органов и систем находится в тесной взаимосвязи. Современными исследованиями установлено, что развитие мышечного аппарата оказывает благотворное влияние на внутренние органы, а высокий уровень функционирования внутренних органов благоприятно влияет на мышечную деятельность. Однако для своевременного и нормального развития всех органов во время роста большое значение имеет степень физической нагрузки, ее адекватность возрастным и половым особенностям школьников. Так, например, при перегрузке организма наблюдается задержка роста, а при оптимальных физических упражнениях опорно-двигательный аппарат ребенка развивается гармонично. Отрицательное влияние могут оказывать на школьников в период полового созревания интенсивные нагрузки игрового характера, так как повышенная эмоциональная возбудимость, возникающая в результате таких упражнений, отдаляет субъективное чувство усталости, а развивающееся утомление может повлечь за собой явления перетренированности. В частности, быстрый рост костно-связочного аппарата у подростков при некотором отставании развития сердечно-сосудистой системы требует постепенного подхода к дозированию тренировочных нагрузок, вызывающих значительное увеличение частоты сердечных сокращений. При этом такие нагрузки должны быть кратковременными, их следует чередовать с интервалами отдыха. Неравномерно у детей происходит увеличение веса тела, формирование мышц и скелета. В связи с этим необходимо учитывать, что преждевременное и непропорциональное увеличение различных мышечных групп может привести к задержке подвижности в суставах. Это в свою очередь может отрицательно сказаться на амплитудных характеристиках движений в период овладения детьми спортивной техникой. При проведении занятий по волейболу необходимо учитывать, что в детском возрасте процессы возбуждения явно преобладают над тормозными процессами, и в связи с этим следует осторожно подходить к дозированию тренировочных нагрузок, так как возбуждаясь дети часто не замечают наступающего утомления. При выполнении мышечной работы у детей наблюдаются резкие изменения в деятельности различных функций организма. Особенно это проявляется в период полового созревания, когда повышение реактивности организма способствует уменьшению работоспособности и ускоренному наступлению утомления. Чрезвычайно бурно реагирует организм юных спортсменов и на различные эмоциональные воздействия. Например, предстартовое состояние подростков характеризуется более значительными по сравнению со взрослыми изменениями частоты сердечных сокращений и артериального давления. Более интенсивно в детском возрасте протекают и обменные процессы, что объясняется, во-первых, ростом организма ребенка, а, во-вторых, меньшими размерами тела в расчете на единицу веса. При одной и той же мышечной работе обмен веществ у детей выше, чем у взрослых, так как по сравнению с последними у них более высокая возбудимость нервной системы и большая реактивность организма. В связи с этим большое значение для роста и работоспособности детей имеет правильно организованное питание. У юных спортсменов суточная потребляемость калорий должна быть значительно выше, чем у детей, не занимающихся спортом. У систематически тренирующихся школьников создаются благоприятные предпосылки для лучшего стимулирования и протекания процессов обмена. Педагогу (тренеру) необходимо знать, что развитие сердечнососудистой системы в детском возрасте происходит неравномерно. Так, в возрасте 10—11 лет наблюдается наибольшее отставание увеличения веса сердца относительно веса тела, а в возрасте 11— 15 лет вес сердца увеличивается сравнительно с весом тела более интенсивно. После восемнадцатилетнего возраста это соотношение выравнивается. К 14 годам в детском организме количество крови относительно веса тела достигает 9% (У взрослых — 7—8%) Частота сердечных сокращений у детей также больше, чем у взрослых. Однако ударный объем сердца у взрослых значительно больше, чем у детей. При систематической тренировке у юных спортсменов сердечная мышца увеличивается, становится более работоспособной и адаптированной к дозированным нагрузкам. В сравнении со взрослыми кровяное давление у детей несколько ниже: в 7—8 лет оно равно 99/66 мм, в 13—15 лет — 117/73 мм, в 16—18 лет— 120/75 мм. С ростом тела у детей увеличивается потребность в кислороде, что благотворно влияет на увеличение грудной клетки и жизненной емкости легких. Частота дыхания также зависит от возраста. Например, в пятилетнем возрасте она составляет 26 в одну минуту, а в возрасте от 15 до 20 лет—20. Уменьшение частоты дыхания с возрастом связано с глубиной дыхательного цикла, то есть с увеличением количества вдыхаемого воздуха. В период полового созревания у детей резко увеличиваются функции желез внутренней секреции, что способствует интенсивному росту всего организма. В это время наблюдается повышение работоспособности, увеличение росто-весовых показателей, а также мышечной силы и других физических качеств. При занятиях спортом необходимо постоянно осуществлять тщательный врачебно-медицинский контроль за школьниками. Каждый учащийся обязательно должен пройти дважды в течение года медицинское освидетельствование. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|