ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы истории психологииВ истории психологии разрабатываются собственные методы исследования, а так же заимствуются методы из других дисциплин. Основная задача методов и методик историко-психологического исследования – изыскание источников, а затем их внутренняя организация, систематизация, анализ и интерпретация исследуемого материала, который включает факты, теории, понятия и законы. Подобная работа требует синтеза эмпирического и теоретических подходов к предмету исследования. Некоторые методы истории психологии заимствованы из гражданской истории, науковедения и философии науки. · Теоретическая реконструкция (основной метод в истории психологии) - описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Результатом использования этого метода является ретроспективное отражение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета. · Историко-генетический метод предполагает изучение общей логики развития науки в определенный исторический период возникновения тех или иных психологических идей прошлого. · Историко-функциональный метод -метод, благодаря которому анализируется преемственность высказываемых идей. · Биографический и автобиографический методы. Воссоздают атмосферу реальной жизни учёного, являются источником знаний о его духовном развитии и этапах научного труда. · Метод систематизации научных высказываний. · Метод категориального анализа. Предполагает учёт социально-исторических условий, определяющих появление и развитие определенной научной школы, концепции, идеи, изучение логики развития теории, особенностей когнитивного стиля (понятийного аппарата) данной школы психологии. · Метод изучения архивных материалов. Поиск источников, их комментирование, снабжение их сносками, примечаниями и т.д. · Метод интервьюирования. Представляет собой беседу на основании определённого перечня вопросов, направленных на получение материала о биографии или идеях того или иного ныне живущего учёного, психолога (в соответствии с конкретной задачей исследования). · Метод анализа научных ссылок. Установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о востребованности тех или иных идей, о связях между научными направлениями, о тенденциях развития науки.
Основные источники истории психологии: · Труды психологов и философов прошлого; · Историко-социологические материалы и исследования; · Общественная практика обучения и воспитания; · Медицина, психиатрия; · Юридическая и военная практика; · Естествознание, антропология, этнография и другие науки; · Материалы средств массовой информации; · Художественная литература; · Искусство в целом.
2. Основные методологические принципы истории психологии Выделяют четыре важнейших методологических принципа психологии: принцип историзма, детерминизма, системности и развития. 1) Принцип историзма требует рассмотрения того или иного отрезка развития науки во всей полноте его конкретного содержания в системе соответствующих социокультурных условий, в зависимости от общей ситуации развития науки через сопоставление предшествующих знаний, накопленных в изучаемой области. Важно выявить то новое, что содержит в себе рассматриваемая идея по сравнению с предшествующим этапом анализа проблемы, одновременно раскрыть неизбежную ограниченность любого этапа в развитии знаний в сравнении с более поздними его этапами. 2) Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны причинно-следственными отношениями, т.е. всё, что происходит в нашей душе, имеет какую-либо причину, которая может быть выявлена, изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Эти причинно-следственные связи могут объясняться разными основаниями, и в истории психологии существует несколько типов детерминизма. В античности (VI век до н.э.) уже существовало понимание того, что все процессы в психике взаимосвязаны. Анаксагор и Гераклит впервые заговорили о том, что существует всеобщий закон – «логос», который определяет, что должно произойти и с человеком, и с природой в целом. Гераклит писал: «Даже солнце не может нарушить Логос...» Таким образом, все происходящее в природе и в душе человека обусловлено определенной причиной, хотя мы не всегда можем найти эту причину. До своего логического завершения идея всеобщего детерминизма доходит в концепции Демокрита, который писал, что «люди выдумали случайности, чтобы прикрыть незнание причин событий и неумение управлять ими». Сократ, Платон и Аристотель изменили первоначальную концепцию детерминизма, отрицая его всеобщий характер и утверждая особую природу законов, на которые опирается душа человека, его нравственное развитие и поведение. При этом они ввели понятие целевого детерминизма, считая, что душа стремится к определенной цели, которая соотносится с сутью и предназначением любой вещи (в частности, человека), и эта цель диктуется извне - Богом. Позднее, в XVII в., Рене Декарт ввел понятие механистического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике можно объяснить исходя из законов механики. Так появилась идея и о механическом объяснении поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса. Механистический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть, например, в теоретических положениях основателя ассоцианистической психологии Д. Гартли, который считал, что ассоциации и в малом (психике) и в большом (поведении) кругах формируются и развиваются по законам механики Ньютона. Отголоски механистического детерминизма можно найти даже в психологии начала XX в., например в теории энергетизма, которую разделяли многие известные психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что положительное подкрепление усиливает реакцию, а отрицательное - ослабляет. В эпоху Просвещения рождается новый взгляд на причину психического развития человека, которые получил название социологический детерминизм. Его основная идея – социальная обусловленность развития психики человека (его способностей, поведения) посредством просвещения, обучения и воспитания. Большое влияние оказал на развитие психологии биологический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции Дарвина. В рамках этой теории развитие психики определяется адаптацией к условиям окружающей среды, т. е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет. Данный закон распространялся на психику человека, и почти все психологические направления принимали этот вид детерминизма за аксиому. Психологический детерминизм основан на идее развития психики направленными внутренними усилиями и определяющим стремлением человека к самовыражению и самореализации (гуманистическая психология). Представители данного направления подчёркивали, что человек не только стремится адаптироваться ко внешним условиям, но и стремится преобразовать природную и социальную среду в соответствии со своим творческим замыслом для удовлетворения своих потребностей. В отличие от понимания цели в античности, когда она была так или иначе внешней для психики (идеей или формой), в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет её стремление к самовыражению и самореализации – в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности. Таким образом, культура становится одним из самых значимых факторов, влияющих на процесс развития психики, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духовных ценностей, качеств и как члена общества. Психологический детерминизм также предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей, в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека. 3) Принцип системности требует рассмотрения целостной активной самореализующейся системы, способной приобретать иные свойства, отличные от её отдельных частей и способной обеспечивать компенсацию одних функциональных блоков другими. Данный принцип описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерминизма, изучение этих связей и их свойств имеет длительную историю в психологии. Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, представляли психику как сенсорную мозаику, которая состоит из ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи получил название элементаризма. 4) Принцип развития утверждает, что психика развивается, поэтому наиболее адекватный способ её изучения - исследование закономерностей этого генезиса, его видов, стадий и движущих сил. Недаром одним из наиболее распространенных психологических методов является именно генетический. Согласно этому принципу, определяющему, какие виды развития присущи психическому, существуют два вида развития психики: · филогенетический – в процессе становления и формирования психического отражения от низших форм к высшим, в процессе становления человеческого рода · онтогенетический – развитие психики в процессе индивидуальной жизни человека. Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное сходство. В наиболее развитой форме идею об их сходстве раскрыл американский психолог С. Холл. Он объяснял это сходство тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения в темпе развития и в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала жесткую связь между филогенезом и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, т. е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития. Последующие исследования показали, что такой жесткой связи не существует, развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития нелинеен и зависит от социальной среды, окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать и известную аналогию, реально существующую при сравнительном анализе процессов познавательного развития, становления самооценки, самосознания и т. д. у маленьких детей и первобытных народов. Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П. П. Блонский и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о том, что это логическое соответствие объясняется одинаковой логикой становления саморазвертывания психики при развитии человеческого рода и при развитии отдельного человека. Выделяются также и различные стороны психического развития: развитие личности, развитие интеллекта, социальное развитие, которые имеют свои этапы и закономерности, ставшие предметом исследования многих известных психологов - В. Штерна, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, П. П. Блонского и других. Принцип развития требует исследования специфики различных сторон психического развития (интеллект, характер, социальное, духовное и нравственное развитие).
3. Основные методологические принципы истории психологии Выделяют три фактора, определяющих развитие психологии как науки: 1. Ведущим фактором является собственная логика развития психологического знания. Он связан с изменением представлений о предмете психологии, с влиянием на его развитие смежных наук, с развитием принципов и категориального строя психологии. Этот фактор является наиболее объективным и поддающимся научному изучению. Два других фактора более субъективны, их трудно исследовать так же строго и невозможно однозначно интерпретировать. 2. Социальная ситуация развития науки. Её влияние заключается в том, что исторические условия, социокультурное и политическое окружение воздействуют как на содержание научных концепций, так и на их распространение. В XIX веке в России и Германии подъём национального самосознания способствовал появлению первых психологических концепций национального характера, менталитета, психологии народов (теории Лацаруса, Штейнталя, Вундта). Усиливается интерес к социальным проблемам, развивается социальная психология, оформляется этнопсихология. В XVIII веке, в эпоху Просвещения, появляется концепция способностей Гельвеция, в которой утверждается, что все люди рождаются равными, врождённых способностей нет, а развитие способностей зависит от уровня социальной жизни, методов обучения и воспитания, уровня просвещения. Социальная ситуация влияет и на принятие (отторжение) той или иной теории. Например, теория Зигмунда Фрейда о том, что человек определяется бессознательными инстинктами, получила наиболее широкое распространение после Первой Мировой войны. 3. Особенности личности конкретного ученого. Учёный – творец той или иной психологической теории, ценность имеют его волевые качества, ценностные ориентации, особенности общения с коллегами. Так авторитарность и нетерпимость Зигмунда Фрейда, с одной стороны, были причинами конфликта с близкими и учениками, гл, в то же время, личностные качества позволили ему создать свою теорию и продолжать её разработку в ситуации острой критики и непринятия но стороны современников. Но, всё же, ведущим фактором развития психологии является собственная логика развития психологии как науки. Этот фактор тесно связан со взаимодействием психологии и других наук, и именно благодаря ему произошло изменение её предмета и методов исследования психики. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|