ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. Зарождение психологической мысли
1. Донаучный период развития психического знания 2. Психологические идеи и представление в странах Древнего Востока 2.1. Зарождение научных взглядов на психическую жизнь человека 2.2. Представления о душе в Древнем Египте 2.3. Представления о душе в Древней Индии 2.4. Представления о душе в Древнем Китае
1. Донаучный период развития психического знания Первые представления о душе возникают в ранних формах религии, прежде всего – в анимизме, в котором развивались идеи о том, что душу, как средоточие всех «жизненных» сил имеют все предметы. Первоначально душа отождествлялась с каким-либо материальным носителем (с кровью, дыханием, тенью). Существовали также представления о загробном мире, бессмертии души. Считалось, что душа в загробном мире продолжает вести себя так же, как и человек на земле. В более поздних представлениях душа стала трактоваться как сверхъестественный двойник человека, владеющий его волей и сознанием. Считалось, что она способна покидать тело (сон, обморок) и являться спящим людям (сновидения – ночные путешествия души). В качестве главных функций души выделялись: · охранительная – пока чистая душа живёт в человеке, он нормально существует; · активирующая – душа как источник любой активности, сосредоточие жизненных сил человека. Таким образом, религиозно-мифологические представления о душе как жизненной силе отличалось двумя особенностями: · мифологическое мировоззрение было преимущественно эмоционально-ассоциативным, образным. Всё, даже духовные сущности, персонифицировались – Боги, добрые и злые духи представлялись в каком-либо образном воплощении, через животных; · выдвигаемые в мифологическом мировоззрении идеи принимаются на веру, т.е. не требуется их логического обоснования, тогда как в научном и философском знании выдвигаемые положения рационально и логически обосновываются.
2. Психологические идеи и представление в странах Древнего Востока
2.1. Зарождение научных взглядов на психическую жизнь человека
Первые рабовладельческие государства, великие цивилизации Востока складываются в VI-III тысячелетии до н.э. В них зарождаются идеи, которые привели в современному научному знанию, хотя господствующее положение в них всё-таки занимала религиозная идеология, неотъемлемым компонентом которой было представление о бессмертии души, способной покидать тело, перемещаться по ту сторону видимого мира. В дошедших до нас источниках содержатся и ростки естественно-научного знания о психической деятельности человека: и общефилософские представления о том, что живое тело находится в зависимости от внешней природы, и подчиняется общим законам мироздания, а деятельность души, в свою очередь, зависит от организма (тела), и медицинские сведения о физиологических основах психической деятельности (так, как они виделись в то время). В древнеегипетском манускрипте «Памятник Мемфисской теологии» (конец IV в. до н.э.) находятся представления о том, что устроителем всего сущего, «вселенским архитектором» является бог Птах. Он создал человека таким образом, чтобы он мог реализовать божественные планы с помощью своих органов чувств, тела, которым руководит некий «главный» орган, являющийся средоточием сознания человека – сердце. «Бог создал зрение глаз, слух ушей, обоняние носа (органы чувств), чтобы они давали сообщение сердцу, а сердце всякому сознанию даёт восходить» - т.е., центральным телесным органом и органом психической жизни выступает сердце, которое является условием осуществления всех форм развития психической жизни. Так возникает сердцецентрическая концепция психической жизни человека. «Язык повторяет то, что замыслено сердцем» - следовательно, впервые египтяне проследили связь между сознанием, мышлением и языком, рассматривая речь как внешнюю материальную форму мысли. Эти знания, несомненно, опирались на достижения древневосточной медицины. Несколько фантастические представления о схеме организма и физиологических механизмах психической деятельности связаны с тем, что развитию медицины препятствовали религиозные предрассудки, запрещавшие анатомировать тело. Тем не менее, медики на Древнем Востоке старались дать материалистическое обоснование всех аспектов жизни человека. В китайской медицинской книге (XIII в. до н.э.) «Книга о внутреннем» считалось, что «князем тела» является сердце. Решающее значение отводится кровообращению, основой жизненности считались два начала: жидкость крови и её воздух, позже – воздухообразное начало (Ци). Оно, смешиваясь в организме с другими составными частями, выполняло не только физиологические, но и психические функции. «Оно сообщает человеку дар речи и движет мыслями, источником которых является сердце, и чувствами, источником которых выступает печень». В древнекитайской и древнеиндийской медицине складывается первое учение о темпераментах, которое выражало стихийно-материалистическое понимание причин индивидуальных различий между людьми. Теория темпераментов была гуморальной (humor – жидкость), за основу темперамента китайцы принимали три элемента: воздухообразное начало Ци, желчь (кровь) и слизь (лимфа). В соответствии с преобладанием одного из элементов, люди разделялись на несколько типов: · преобладание желчи (крови) – сильный, храбрый, сходный с тигром; · преобладание Ци – неуравновешенный, подвижный, подобный обезьяне; · преобладание слизи – медлительный, малоподвижный.
Вывод: Хотя развитие естественнонаучных знаний о человеческом организме и сковывалось различными религиозно-моральными запретами, рациональное объяснение психофизиологических явлений пробивало себе путь. Оно выразилось в представлениях о зависимости души от жизни тела, в объяснении свойств этого тела (в том числе, психических) смесью в нём природных элементов, представлениях о воздухе и крове как носителях психических функций. Примерно к началу I тысячелетия до нашей эры складываются довольно развитые философско-религиозные системы в Египте, Индии и Китае.
2.2. Представления о душе в Древнем Египте
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|