ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РАДИОСВЯЗЬ И РАДИОВЕЩАНИЕ 7 страница. Начавшись как чисто военная ветвь радиотехники, радиолокация, развиваясь вширь, получила и множество гражданских применений
Начавшись как чисто военная ветвь радиотехники, радиолокация, развиваясь вширь, получила и множество гражданских применений. Одно из них связано с дистанционным зондированием окружающей среды. Сюда относятся такие повседневные задачи, как наблюдение метеообстановки и зондирование ионосферы. РЛС незаменимы для управления воздушным движением и движением в зоне аэропорта. Широко используются малые РЛС для контроля движения транспорта, обнаружения препятствий, охраны территории и т.д. и т.п. Для картографирования и сбора информации используются бортовые самолетные РЛС с синтезированной апертурой.
Потрясающих характеристик добились создатели супер-РЛС. Так, например, станция “Дарьял” (рис. 39) способна обнаруживать объекты размером с футбольный мяч на дальности свыше 6000 км. Такие РЛС осуществляют постоянный контроль воздушной обстановки над территорией страны и ее окрестностями.
РАДИОУПРАВЛЕНИЕ
Она зависает в воздухе, резко рыскает по сторонам, садится на поверхности, расположенные в любых плоскостях, оснащена гироскопами, оптической системой кругового обзора, регулируемыми закрылками. И самое удивительное – блоком навигации и управления размером с маковое зернышко.
В.Леговский. Муха умнее человека? Комсомольская правда, 2008, №109
Под радиоуправлением в широком смысле понимается область радиотехники, обеспечивающая управление на расстоянии различными техническими системами, процессами и действиями обслуживающего персонала. Однако мы сузим эту область, приведя ее в соответствие с содержанием дисциплины “Радиоуправление”, изучаемой студентами направления “Радиотехника” Под радиоуправлением будем понимать автоматическое управление летательным аппаратом с помощью радиосредств с целью выведения его в заданную точку пространства. Предшественником радиоуправления можно считать ручное управление движением или состоянием объекта с помощью электричества. Первое использование электрического тока для передачи разовых команд относится к 1812 г., когда П.Л.Шиллинг (уже известный нам как первый изобретатель электромагнитного телеграфа) сделал свое первое изобретение в области электротехники – дистанционный электрический минный взрыватель. В том же году он продемонстрировал царю Александру I подрыв подводных мин на Неве с помощью электрического тока. Электрический способ подрыва пороховых мин впервые был применен в боевой обстановке при осаде турецкой крепости Силистрия в 1828 – 1829 годах.
Первое в мире радиоуправляемое устройство разработал Н.Тесла. Весной 1893 г. он сконструировал и успешно опробовал модель радиоуправляемого судна, заложив тем самым начала телемеханики. В 1898 году русский ученый Николай Дмитриевич Пильчиков продемонстрировал свои опыты по использованию радио для передачи команд: зажег огни на модели маяка, привел в движение модель семафора и произвел выстрел небольшой пушки. Пильчиков глубоко интересовался передачей команд по радио. В 1899 г. он писал: “В то время как Маркони и Попов старались достичь возможно большей дистанции, до которой могли бы передавать сигналы, я разрабатывал вопрос о том, каким образом беспроводную передачу электрической энергии… уединить от пертурбаций, причиняемых действиями электрических волн, постоянно происходящих…”. Чтобы понять, что означает “уединить от пертурбаций”, обратимся опять к словам Пильчикова: “…прибор, воспринимающий действие электрических волн, должен быть непременно снабжен особым охранным снарядом – протектором, который, профильтровывая доходящие до него электрические волны, давал бы доступ к действующему механизму лишь тем волнам, которые посланы нами…”. Итак, “уединить от пертурбаций” означает на современном языке “выделить нужный сигнал на фоне других сигналов и помех”. По-видимому, Н. Д. Пильчиков был первым, четко сформулировавшим проблему различения сигналов В 1901 г. Н. Д. Пильчиков разработал для ВМФ проект минной лодки, управляемой по радио. Безвременная кончина (1909 г.) помешала ему продолжить работы в этом направлении. Уже в 1900 г. А. С. Попов в курс лекций по беспроволочной телеграфии в Минном офицерском классе ввел тему “Мины и суда, вооруженные минами (брандеры), управляемые с помощью электромагнитных волн”. В 1908 г. в Австрии был выдан патент на “Управление торпедой при помощи электрических волн”. В 1916 г. Н. Д. Папалекси провел на Гатчинском аэродроме опыт управления тележкой по радио. Переход от управления моделями к управлению реальными объектами начался перед первой мировой войной. Первый управляемый по радио самолет поднялся в воздух в 1913 г. В 1914 г. немцы выдвинули идею посылки в расположение противника автоматически управляемого беспилотного самолета, начиненного взрывчаткой, но осуществить ее не удалось. В США первый удачный полет управляемого по радио самолета был осуществлен в 1924 г. в Далгрене (штат Вирджиния), когда беспилотный управляемый гидроплан взлетел с воды, летал и совершил посадку. Во время первой мировой войны были предприняты попытки использования управления по радио при проведении боевых операций. В марте 1917 г. немецкий катер, управляемый по радио с самолета, взорвал участок набережной в английской гавани Ньюпорт. В том же году английская миноноска была направлена с самолета по радио на немецкий корабль и нанесла ему серьезные повреждения. В эти же годы были начаты исследования в области управления по радио. Комиссия по испытанию технических средств связи (США) в Иене уже обстоятельно занималась такими вопросами, как дальность действия, возможность создания помех, надежность работы и т. д.
В Советской России в 1920-е годы была образована лаборатория, занимавшаяся разработкой радиоуправляемого оружия. Ее создание связано с запросом В. И. Ленина в Комитет по делам изобретений, в котором он просил представить перечень работ, имеющих “военно-секретный” характер. В представленном списке несколько раз встречалась фамилия Бекаури. Ленин встретился с Владимиром Ивановичем Бекаури и назначил его руководителем экспериментальной мастерской отдела военных изобретений. О важности, которую придавал Ленин этому делу, говорит скорость образования лаборатории. Запрос в Комитет по делам изобретений Ленин сделал 13 ноября 1920 г., а меньше чем через месяц, 7 декабря, Бекаури назначен руководителем мастерской. Совет труда и обороны, рассмотрев характер предложенных Бекаури изобретений, выделил 13 июня 1921 г. для его работ 150 тыс. швейцарских франков и создал под его руководством специальную группу из 27 инженеров и 50 рабочих. В тяжелых условиях разрухи и голода мастерскую оснастили современной техникой и выделили для персонала 27 продовольственных пайков с усиленными нормами снабжения. Так было положено начало Особому техническому бюро (Остехбюро), которое затем переросло в НИИ-20, НИИ-244, МНИРТИ. Среди разработанных Остехбюро образцов нового вооружения были: устройство для движения торпед по заданной траектории и для их подрыва, самодвижущаяся автоматическая мина заграждения (1924), способ секретной радиосигнализации и способ управления на расстоянии плавающими снарядами (1926). Остановимся на одном из них – приборе для управления взрывом по сигналу радиовещательной станции, называвшемся “Беми”. (Название составлено из начальных букв фамилий его создателей: Бекаури и Миткевича – профессора Ленинградского политехнического института). Первое испытание прибора состоялось в 1925 г. в присутствии председателя реввоенсовета СССР и наркома по военным и морским делам М.Фрунзе. Было заложено 5 фугасов. Фрунзе сам определил время и последовательность их взрыва. Взрывы последовали, как было задано. В 1927 г. действие приборов “Беми” было продемонстрировано руководителям партии и правительства на одном из подмосковных полигонов. Команда на подрыв мин была дана с радиовещательной станции, расположенной в Ленинграде за 600 км от места взрыва. Эффект был потрясающим. Для доведения этого прибора до требуемого уровня потребовалось разработать надежные кодирующие и декодирующие устройства, построить высокочувствительные батарейные приемники, малогабаритные источники питания, взрыватели. В 1929 г. “Беми” принят на вооружение, а весной 1930 г. началось серийное производство приборов.
Переход от телемеханики, от управления объектами по радио к радиоуправлению в узком смысле, то есть автоматическому управлению летательным аппаратом, произошел в годы второй мировой войны. Управляемым летательным аппаратом являлся снаряд, а система радиоуправления должна была обеспечить вывод снаряда на цель. Радиоуправление родилось вслед за радиолокацией как еще одно военное применение радиотехники. Система радиоуправления состоит из трех основных частей (рис. 40): радиотехнического измерителя координат цели и управляемого снаряда (или координат цели относительно управляемого снаряда), называемого координатором, системы выработки и передачи команд управления снарядом и самого управляемого снаряда.
К началу второй мировой войны не существовало ни управляемых снарядов, ни радиотехнических измерителей координат (по сути дела, радиолокаторов) и только кое-какая информация имелась о системах выработки и передачи команд, использовавшихся в телемеханике.
Работа по созданию управляемых снарядов раньше всех началась в Германии и не прекращалась в течение всей второй мировой войны. Поэтому Германия намного опередила все другие страны по разработке как управляемых снарядов, так и систем управления ими. В зависимости от того, откуда производится пуск снаряда и где расположена цель, управляемые снаряды делятся на четыре типа: 1) “поверхность – поверхность”, когда и пусковая установка и цель находятся на поверхности земли (моря); 2) “воздух – поверхность”, когда запуск управляемого снаряда производится с летательного аппарата (самолета), а цель находится на земле; 3) “поверхность – воздух”, когда снаряд запускается с земли, а целью является летательный аппарат, и 4) “воздух – воздух”, когда пуск снаряда производится с летательного аппарата и целью является летательный аппарат. Управляемые снаряды “поверхность - поверхность” К таким снарядам относятся, например, баллистические ракеты. В Германии работа над ракетами дальнего действия началась в 30-е годы под руководством Вернера фон Брауна. Первый реактивный снаряд этой серии А-1 был построен еще в 1933 г. А в 1938 г. в Пенемюнде был организован научно-исследовательский институт, где велись работы над ракетами серии А. Наиболее удачной оказалась ракета А-4. Общая длина снаряда А-4 составляла 14,3 м, а максимальный диаметр корпуса равнялся 1,66 м. Максимальная скорость полета около 5600 км/ч. В конце 1942 г. ракета А-4 была принята на вооружение (под названием “Фау-2”), и к 1944 г. было организовано ее массовое производство на подземном заводе в Нордхаузене. Впервые “Фау-2” была применена при обстреле Лондона 8 сентября 1944 г. Всего за время войны было выпущено 4320 снарядов. Одновременно с ракетой “Фау-2” отрабатывался управляемый самолет-снаряд FZG-76, широко известный под названием “Фау-1”. Этот снаряд был впервые применен в июле 1944 г. также для обстрела Лондона. Всего по Лондону было выпущено около 8000 снарядов “Фау-1”. Он представлял собой небольшой самолет, запускавшийся с помощью катапульты со специального стартового устройства и затем выводившийся на заданную траекторию полета. Катапульта имела длину 47,8 м. Она выбрасывала “Фау-1” со скоростью порядка 400 км/ч. Затем включался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. Управляемые снаряды “воздух –-поверхность”. В Германии были разработаны управляемые авиационные бомбы: планирующая “Хеншель-293” (Hs-293) и пикирующая (падающая) РС-1400 (“Фриц-Х”). Планирующая бомба Hs-293 была первым немецким управляемым снарядом, который использовался в боевых действиях. Она представляла собой самолет-снаряд с размахом крыла 2,9 м. Дальность полета 15 – 17 км при сбрасывании с высоты 4 км обеспечивалась с помощью жидкостного реактивного двигателя, разгонявшего снаряд на начальном участке траектории. Вследствие небольших размеров и высокой скорости полета снаряд почти не поддавался перехвату. Впервые он был применен в 1943 г. в Бискайском заливе и в Средиземном море против десантных судов, обеспечивавших высадку войск союзников. Поскольку пилот самолета-носителя мог осуществлять управление снарядом на всем протяжении его полета, эффективность действия снаряда была очень высокой. Телеуправляемая бомба “Фриц-Х”управлялась прерывателями потока, размещенными в Х-образном крыле. Она имела бронебойную боевую часть и предназначалась для поражения кораблей с высот 4 – 6 км. Применялась в незначительных масштабах. Осенью 1944 г. в проливе Бонифаччо бомбами “Фриц-Х” был потоплен итальянский линкор “Рома”. Управляемые снаряды “поверхность – воздух”. Из снарядов этого класса разрабатывался только зенитный управляемый снаряд “Вассерфаль” с крестообразным крылом и телеуправлением по радио. Он был доведен до летных испытаний. Были также предложения использовать в качестве зенитных снарядов снаряды “Шметтерлинг” и “Фойерлилие”. Управляемые снаряды “ воздух – воздух”. Первые реактивные снаряды класса “воздух – воздух” представляли собой неуправляемые пороховые ракеты, запускавшиеся с подкрыльных установок самолета. К концу войны стали разрабатываться авиационные управляемые снаряды воздушного боя: Х-4, “Хеншель-298” (Hs-298), “Шметтерлинг” (Hs-117) и “Фойерлилие”. Одним из первых управляемых снарядов этого класса был снаряд Hs-298, спроектированный еще в начале 1944 г. Он имел самолетную схему. Массовое производство должно было начаться в 1945 г., однако конец войны помешал закончить его разработку и испытания. Управление происходило с помощью радиосигналов с самолета-носителя. Предусматривалось использование радиовзрывателя, который вместе с боевым зарядом размещался в носовой части. Снаряд Х-4 имел крестообразное крыло и управлялся по проводной линии длиной до 5,5 км. Катушки с проводами устанавливались на снаряде. Снаряд снабжался радиовзрывателем или акустическим взрывателем. Первая модель снаряда Х-4 была построена в апреле 1944 г., но в боевых действиях это оружие использовано не было. Снаряд “Шметтерлинг” имел жидкостный реактивный двигатель в виде отдельного блока, размещавшегося под корпусом снаряда. Управление осуществлялось по радиолинии. Была попытка установки на этот снаряд системы самонаведения.
Параллельно с разработкой управляемых снарядов немцы разрабатывали и системы управления этими снарядами. И хотя до практического использования были доведены системы управления только для снарядов классов “поверхность – поверхность” и “воздух – поверхность”, исследовались все возможные типы систем. Тип системы управления определяется связями между основными элементами системы: командным пунктом (КП), снарядом и целью во время полета снаряда. На рис. 41 приведены эти связи. Если во время полета снаряда не поступает никакой информации о координатах цели и нет связи с командным пунктом, то система управления называется автономной. В автономной системе команда управления снарядом вырабатывается на снаряде на основе информации о движении снаряда, полученной от автономных измерителей. В системах командного управления команда вырабатывается на командном пункте на основе измеренных координат цели и снаряда и передается на снаряд. В системах самонаведения команда вырабатывается на снаряде на основе измеренных координат цели относительно снаряда.
Автономное управление использовалось в самолете-снаряде “Фау-1” (V-1). Во время полета управление по курсу осуществлялось от магнитного компаса, а по высоте – от барометрического высотомера. Компас устанавливался на старте вручную на желаемый курс и удерживал ось курсового гироскопа вдоль заданного курса. Для измерения пройденного снарядом расстояния использовался воздушный лаг, который состоял из простой вертушки (пропеллера) с червячной передачей на счетчик. При достижении показаний счетчика установленного значения замыкались контакты команды на подрыв боевого заряда. Система управления была грубой, но зато несложной в производстве. Автономное управление использовалось и в большинстве снарядов “Фау-2” (V-2). Снаряд V-2 после стадии разгона двигался по баллистической траектории. Координаты точки встречи его с землей определялись скоростью снаряда и углом наклона траектории в момент выключения двигателя. Снаряд V-2 на старте наводился по азимуту, и как только достигалась правильная комбинация скорости и угла наклона траектории к горизонту, выключался двигатель. В первых экземплярах скорость измерялась по частоте Доплера. Позднее скорость стали измерять гироскопическим интегрирующим акселерометром, который и выключал двигатель. После этого траектория снаряда становилась неуправляемой и зависела только от силы тяжести и от аэродинамических сил. Коррекция снаряда по азимуту и крену осуществлялась по данным гироскопа, предварительно установленного вручную. В некоторых экземплярах ручная установка гироскопа дополнялась радиосигналами, передаваемыми от станции сопровождения ракеты и предназначенными для введения поправок по азимуту. В последующем для автономного наведения снарядов средней и большой дальности при стрельбе по площадным целям использовались радионавигационные системы.
Впервые управление по радиолучу использовалось при наведении некоторых вариантов ракет “Фау-2”. Для управления формировалась направляющая плоскость с помощью двух антенн А1 и А2 (рис. 42), которые располагались на удалении 200 м друг от друга на расстоянии 12 км позади места старта ракеты. Антенны поочередно подключались к передатчику с частотой 50 Гц. Сигналы, излучаемые каждой из антенн, отличались по частоте модуляции: для одной она была равна 5 кГц, а для другой – 8 кГц. Снаряд должен был двигаться по равносигнальному направлению, для которого амплитуды сигналов с частотами 5 кГц и 8 кГц были одинаковыми. Правда, этот метод не обеспечил ожидаемой точности, так как диаграммы направленности антенн отличались от расчетных из-за влияния неровностей местности. Разброс попаданий снаряда доходил до 5 км. Систему управления по радиолучу можно отнести к системам командного управления, только команда передается не по линии связи, а заданием направления радиолуча с помощью антенн. Исторически за такими системами закрепилось название систем радиотеленаведения. В послевоенное время наведение по радиолучу использовалось для зенитного снаряда фирмы “Эрликон” (Швейцария). Радиолокатор наведения содержал два независимых передатчика и две антенны с широкой и узкой диаграммами направленности. Для захвата снаряда после запуска служил широкий луч (до 20о), для наведения снаряда на цель использовался узкий луч (до 3о).
Чаще всего для управления снарядами немцы использовали системы командного управления, в которых команда передавалась на снаряд по специально организованной командной радиолинии. Этот вид управления требует минимального оборудования на снаряде – только приемник и аппаратуру исполнения команд. Для управления падающей бомбой “Фриц Х” и планирующей бомбой Hs-293 использовалась командная радиолиния “Кель – Страсбург”. “Кель” было названием передатчика, а “Страсбург” – приемника радиолинии. Радиолиния была разработана в 1939 – 1942 годах и выпускалась серийно. Она обеспечивала передачу двух независимых команд для управления по двум взаимно перпендикулярным направлениям.
Поскольку это была одна из первых командных радиолиний, рассмотрим подробней принцип формирования передаваемого сигнала (рис. 43). Изменение направления полета снаряда осуществлялось подачей постоянного напряжения на рулевые машинки. Таким образом, команда представляла собой постоянное напряжение. Знак напряжения определял направление поворота руля, а абсолютная величина – величину угла поворота. Для передачи команды с командного пункта на снаряд использовалась комбинированная модуляция. Сначала производилась широтно-импульсная модуляция (ШИМ). Информация о знаке и величине напряжения заключалась в соотношении длительностей импульса и паузы в течение фиксированного интервала времени – периода Т. Если длительности импульса и паузы одинаковы, то передаваемое напряжение равно нулю. Если длительность импульса больше длительности паузы – передаваемое напряжение положительно, и наоборот. Затем широтно-модулированный сигнал преобразовывался в частотно-модулированный (ЧМ): импульсу соответствовало колебание одной частоты, а паузе – другой. Частоты составляли 1 и 1,5 кГц для управления по одному направлению и 8 и 12 кГц – по другому. И, наконец, ЧМ колебание модулировало по амплитуде высокочастотное колебание (около 50 МГц). Такой вид комбинированной модуляции называется ШИМ-ЧМ-АМ. То ли разработчики стремились сделать линию радиосвязи как можно проще, то ли не задумывались над проблемой “уединения от пертурбаций”, но радиолиния “Кель – Страсбург” обладала очень низкой помехозащищенностью. Поэтому в последующем для этих же самых снарядов стали использовать системы передачи команд по проводам, которые не подвержены внешним помехам. Недостаток последних – ограничение дальности действия длиной проводной линии. Провод должен обладать достаточной прочностью и электропроводностью. Применялся покрытый изоляционным лаком стальной провод (рояльная проволока) диаметром около 0,3 мм. Управление по проводам впервые предназначалось для снаряда Х-4 класса “воздух – воздух”, а затем и для планирующей бомбы. Дальность полета планирующей бомбы была намного больше, чем Х-4, поэтому катушки располагались и на снаряде (18 км) и на самолете (12 км).
Системы управления с телевизионными датчиками относятся к системам командного управления второго типа. Они предназначались в первую очередь для планирующих бомб Hs-293 и Hs-294. На снаряде устанавливался телевизионный передатчик, а на самолете в кабине пилота – телевизионный приемник. Пользуясь телевизионным изображением местности, пилот мог точно навести снаряд на выбранную цель. Фирма “Фернзэе” (Берлин) разработала в 1940 – 1944 гг. телевизионную систему “Тоннэ – Зеедорф”. Телевизионная камера “Тоннэ” была для того времени очень компактной (17´17´40 см). Она была собрана на основе передающей телевизионной трубки с накоплением зарядов – супериконоскопе. Телевизионный приемник “Зеедорф” имел габаритные размеры 16´16´40 см при диаметре экрана 13 см. Число строк 441 при 25 кадрах в секунду обеспечивало высокое качество изображения. Передача телевизионных сигналов велась как в диапазоне УКВ (80 МГц), так и в дециметровом диапазоне (400 МГц).Дальность действия между летящими на большой высоте объектами составляла 150 км. За время войны было изготовлено несколько сотен установок “Тоннэ – Зеедорф”. Телевизионным управлением была снабжена и американская бомба GB-4, которая впервые использовалась в августе 1944 г. для удара по базе подводных лодок в Гавре, а позднее – по отдельным индустриальным целям в Германии.
Во время второй мировой войны в Германии было разработано или находилось в стадии разработки значительное количество приборов самонаведения. Но эти проекты до готовых образцов доведены не были (за исключением акустической головки самонаведения для торпед “Цаункениг”). Первыми самонаведение осуществили американцы. Их планирующая бомба “Bat” с радиолокационной головкой самонаведения была использована против японских кораблей в Тихом океане. Для определения направления на цель использовалось излучение различной физической природы. Если источником излучения являлась сама цель, то на снаряде устанавливалась только приемная аппаратура, а самонаведение называлось пассивным; если же на снаряде осуществлялись и излучение, и прием сигнала, то – активным; если же передатчик, облучающий цель, находился вне снаряда, то – полуактивным. В немецком устройстве самонаведения “Макс” использовались радиоволны. Оно было разработано в двух вариантах: активном – “Макс А” и пассивном – “Макс Р”. Пассивный должен был обеспечивать автоматическое наведение снаряда на самолеты, снабженные бортовыми РЛС. Активное устройство самонаведения “Макс А” предназначалось для установки на реактивных снарядах класса “воздух – воздух” и на зенитных ракетах “Шметтерлинг” и “Вассерфаль”. В обоих вариантах наведение осуществлялось по равносигнальной зоне в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. После проведенных экспериментальных исследований различных типов антенн был выбран вариант, состоящий из четырех попарно переключающихся диэлектрических стержней. В активных головках самонаведения в основном использовались радиоволны, построение пассивных головок было более разнообразным. Для малых расстояний (несколько км) разрабатывались оптические и инфракрасные устройства, а также акустические, особенно для подводных аппаратов.
Любая система радиоуправления выводила снаряд в заданную точку пространства с некоторой ошибкой. Поэтому для повышения вероятности поражения цели стали использоваться радиовзрыватели, которые обеспечивали подрыв заряда на расстоянии, достаточном для поражения цели. Первыми стали разрабатывать неконтактные радиовзрыватели американцы задолго до второй мировой войны. Управлением вооружения ВМС США в начале 30-х годов была поставлена задача обеспечить подрыв артиллерийского снаряда в непосредственной близости от цели, чтобы нанести ей максимальный ущерб шрапнелью. К тому времени уже существовали дистанционные взрыватели, однако их нужно было устанавливать вручную перед выстрелом и они не могли, например, обеспечить компенсацию маневра самолета противника. Главная проблема заключалась в создании миниатюрного приемопередатчика, способного выдерживать ударные нагрузки при выстреле из орудия. Американским инженерам удалось разработать субминиатюрную электронную лампу, выдерживающую ускорение до 20000g, что и позволило им решить поставленную задачу. Радиовзрыватель содержал миниатюрный передатчик, который излучал хорошо направленный пучок ВЧ энергии на цель, и срабатывал при получении сильного отражения от цели. Такие взрыватели использовались в артиллерийских снарядах, минах, ракетах и бомбах. В 1940 г. к разработке радиовзрывателей подсоединилась Англия, и обе страны объединили усилия в этом направлении. О целесообразности использования радиовзрывателей союзниками говорит тот факт, что за годы второй мировой войны в США было произведено свыше 20 млн радиовзрывателей. К счастью для союзников, немцы, хотя и проводили исследования по созданию радиовзрывателей еще до войны, не смогли создать достаточно прочных субминиатюрных ламп. К концу войны в Германии в серийном производстве находился единственный радиовзрыватель “Какаду”, предназначенный для установки на зенитных и истребительных ракетах. На нем был установлен доплеровский измеритель скорости сближения цели и снаряда, и команда на подрыв боевого заряда формировалась, когда частота Доплера становилась равной нулю, то есть при максимальном сближении снаряда и цели. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|