Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАДИОСВЯЗЬ И РАДИОВЕЩАНИЕ 8 страница




Интересно, что немцы при разработке радиовзрывателей использовали разнообразные принципы измерения промаха. В радиовзрывателе “Марабу” использовался ЧМ-радиодальномер. Во взрывателе FuG-380 использовался эффект обратной связи: автоколебания в системе срывались при приближении к антенне взрывателя электрически проводящей цели – самолета. Предлагались также оптические и акустические взрыватели. Они были пассивными и срабатывали по уровню принятого сигнала. Разрабатывались взрыватели, основанные на изменении статических полей: электрического или магнитного при приближении к цели. Но ни одна из этих разработок не была доведена до стадии применения.

Системы противовоздушной обороны [62, 63, 64]

После второй мировой войны основное внимание разработчиков было сосредоточено на системах противовоздушной обороны (ПВО). Пионером в этой области была американская система “Найк-Аякс”. В ней использовались два радиолокатора сопровождения. Один радиолокатор сопровождал снаряд: зенитную ракету, а другой – цель: самолет. Данные от радиолокаторов поступали в счетно-решающее устройство, которое вырабатывало команды, передаваемые на снаряд по командной радиолинии. Система “Найк-Аякс” была далека от совершенства. Она позволяла поражать лишь одиночные цели. Вероятность поражения самолета старого типа (скорость меньше 1000 км/ч) составляла 65 %, а скоростной маневрирующей цели – значительно ниже. При стрельбе по самолетам, летящим в строю, наведение снаряда нарушалось. Во многом эти недостатки были связаны с используемыми РЛС сопровождения одиночной цели.

В СССР работы по созданию системы ПВО были инициированы И. В. Сталиным, который в 1948 году поставил задачу организации непроницаемой для авиации противника защиты неба столицы от возможных ядерных ударов, которые в то время могли быть нанесены только бомбардировщиками США. С этой целью в 1950 году было организовано конструкторское бюро КБ-1 для проведения работ под шифром “Беркут”. Организация работ и достигнутые результаты достойны того, чтобы на них остановиться подробней.

Особым решением ЦК ВКП(б) в КБ-1 направляется “тридцатка” – тридцать лучших специалистов из научно-исследовательских и конструкторских организаций Москвы и Ленинграда. Основную массу сотрудников КБ-1 составила молодежь – целые выпуски гражданских и военных учебных заведений, а также инженеры и техники, прибывавшие по разнарядкам с предприятий разных городов страны. Направление всех специалистов в КБ-1 не согласовывалось ни с самими переводимыми, ни с их начальниками. Не сообщалось им также, на какую работу, для решения каких задач они переводятся. Министр вооружения Дмитрий Устинов для руководства разработкой "Беркута" назначил двух главных конструкторов: Серго Берия, за 3 года до этого окончившего Военную академию связи, и Павла Куксенко, работавшего в радиотехнической лаборатории МВД, и единственного их заместителя. Заместителем главных конструкторов, который, по мысли Устинова, должен был взять на себя и на самом деле взял фактическое руководство разработками, был назначен А. А. Расплетин.

 

Александр Андреевич Расплетин (25. 08. 1908 – 8. 03. 1967)

Расплетин А. А. родился в городе Рыбинске Ярославской области в купеческой семье. В возрасте 10 лет остался без отца. В школе увлёкся радиолюбительством и входил в бюро организации радиолюбителей г. Рыбинска. После окончания школы в 1926 г. Расплетин стал работать на складе рабочим и электромонтёром. В это же время (с 1926 по 1929 гг.) он был председателем Рыбинской секции коротких волн ОДР (Общество друзей радио). В 1930 году Александр Андреевич переехал в Ленинград. Сначала работал радиотехником на заводе имени Коминтерна, потом перешел в Центральную радиолабораторию. В 1933 г. его назначили на должность старшего инженера - руководителя группы телевидения, и он фактически начал самостоятельную научную деятельность.

Параллельно с работой Расплетин учился в Ленинградском электрослаботочном техникуме (1930 – 1932 гг.). В 1932 г. поступил в Ленинградский электротехнический институт по специальности "радиотехника" и в феврале 1936 г. защитил дипломный проект "Электрические схемы развёртки и синхронизации в аппарате высококачественного телевидения" с оценкой “отлично”.

После окончания института Расплетин стал работать в НИИ-9 по телевизионной тематике, в том числе и для воздушной разведки. В 1942 г. перешел в ЦНИИ-108 и с 1943 г. стал заниматься вопросами радиолокации. За работу по созданию радиолокационной станции СНАР-1 был удостоен Сталинской премии в 1951 г.

В августе 1950 г. Расплетина перевели в КБ-1 для работы над созданием системы "Беркут" (С-25) начальником радиолокационного отдела, но уже скоро он стал сначала фактическим, а с августа 1953 г. официальным Главным конструктором системы. В 1956 г. за работу по созданию системы ПВО С-25 Расплетину было присвоено звание Героя Социалистического труда, в этом же году он был утверждён в учёной степени доктора технических наук без защиты диссертации по совокупности выполненных работ (кандидат наук с 1947 г.).

Весь последующий период работы Александра Андреевича связан с КБ-1 (сейчас это - НПО "Алмаз" имени А.А.Расплетина). Здесь под его руководством было создано целое семейство систем ПВО: С-25, С-75, С-125, С-200. В 1961 году А.А.Расплетин вместе с академиком В.Н.Челомеем начали работу по созданию космических систем разведки и борьбы со спутниками.

В 1958 г. А.А.Расплетин избран членом-корреспондентом, а в 1964 г. – действительным членом Академии наук СССР. Большая научная эрудиция, творческая смелость при решении сложных технических проблем и блестящие организаторские способности поставили его в ряд крупнейших специалистов в области радиотехники. В январе 1961 г. он был назначен генеральным конструктором КБ-1, которым и оставался до конца своей жизни.

Александр Андреевич скоропостижно скончался 8 марта 1967 г., не прожив и 59 лет. В память о нём утверждена Золотая медаль Академии наук СССР имени академика Расплетина, которая присуждалась один раз в три года президиумом АН СССР советским учёным за выдающиеся работы в области радиотехнических систем управления. С 1994 года Российской академией наук один раз в три года присуждается Премия имени академика А.А.Расплетина за лучшие достижения в области создания радиотехнических систем автоматизированного управления.

 

Зенитно-ракетный комплекс С-25 [62, 64]

Проектирование системы обороны Москвы шло столь высокими темпами, что уже через два года после начала работ были проведены первые пуски ракет, которые создал для системы известный авиаконструктор С. А. Лавочкин. На стрельбовых испытаниях 26 апреля 1953 года впервые в мире зенитным ракетным комплексом (ЗРК) был сбит стратегический бомбардировщик Ту-4. Эта дата стала датой рождения нового вида оружия. В этом же году система получила название С-25, а А.А.Расплетин был назначен Главным конструктором системы.

В мае 1955 года система С-25 была принята на вооружение и поставлена на боевое дежурство. Это было грандиозное сооружение. Москву окружили две бетонные кольцевые дороги – одна в 50 километрах, другая в 90 километрах от Москвы. По внутренней дороге расположились 22 ЗРК, по внешнему кольцу – 34. Каждый ЗРК включал в себя полузаглубленное бетонированное помещение для размещения секторного радиолокатора и перед ним (на удалении в нескольких километрах) – 60 стартовых столов для 3-х ракет на каждый стрельбовый канал секторного радиолокатора. Система могла отразить массовый (до 1000 самолетов) налет противника.

Разработанный комплекс не имел себе равных в мире. США, например, тогда и не помышляли о создании ракетного оружия ПВО. Как и во всем мире, там продолжали работать над усовершенствованием зенитной артиллерии и использованием одноцелевых РЛС сопровождения. И только А.А. Расплетину удалось совершить революционный скачок не только в построении системы ПВО, но и в радиолокации. Радиолокатор системы впервые в мировой практике был многоцелевым. Он обеспечивал обнаружение и автоматическое сопровождение до 20 самолетов и осуществлял одновременное наведение на самолеты до 20 ракет в секторе 60°. Для наведения ракеты использовалось командное управление по всей траектории полета, а подрыв боевого заряда осуществлялся радиовзрывателем. Для передачи на ракеты команд управления использовались 20 отдельных радиопередатчиков, работающих в режиме непрерывного излучения.

Рис. 44

К счастью, система С-25 так и не использовалась в режиме боевого применения, но ее наличие оказало отрезвляющее действие на горячие головы во время “холодной войны”. Более 30 лет она находилась на боевом дежурстве, неоднократно модернизируясь.

Зенитно-ракетный комплекс С-75 [27, 62, 64]

Еще в самом разгаре шла работа над системой С-25, а перед КБ-1 уже была поставлена задача разработки перевозимого ЗРК. Совет Министров СССР 20 ноября 1953 года принял постановление о создании подвижного зенитно-ракетного комплекса С-75, предназначенного для поражения целей, летящих со скоростью до 1500 км/ч на высотах от 3 до 20 км.

Поскольку предполагалось наличие одиночной, а не групповой цели, то можно было значительно упростить РЛС (рис. 44). Разработчики так и поступили, однако сохранили принцип линейного сканирования пространства, уменьшив при этом сектор сканирования до 10 градусов. Этим была сохранена возможность разрешения и обстрела плотных групп целей, а также обеспечивалось одновременное наведение на одну цель трех ракет (как и в комплексе С-25). Сохранилось командное управление зенитной ракетой с использованием радиовзрывателя при подходе к цели.

Одной из главных проблем было создание управляемой ракеты с наклонным взлетом (в С-25 ракеты взлетали вертикально). С этой целью было создано Особое конструкторское бюро № 2 (ОКБ-2, ныне – Машиностроительное конструкторское бюро "Факел") под руководством П. Д. Грушина.

Генеральным конструктором системы С-75 Расплетин назначил Б. В. Бункина. Разработка новой подвижной системы шла так же быстро, как и системы С-25. В 1958 году система С-75 была принята на вооружение. Боевое крещение комплекса С-75 состоялось 1 мая 1960 года. Недалеко от Свердловска (ныне Екатеринбург) был сбит американский самолет-разведчик У-2. Военное руководство США было в шоке. До этого полеты над территорией СССР на высотах больше 17 км были совершенно безопасны, и США пользовались этим, время от времени посылая высотные самолеты-разведчики. Теперь небо над СССР было закрыто.

Комплекс С-75 "Двина" и его модификации "Десна" и "Волхов", способные поражать цели на высотах до 25 километров, оказались самыми востребованными на земном шаре. Они экспортировались в десятки государств, а кое-где и сегодня находятся на вооружении.

С-75 сыграл решающую роль в прекращении войны во Вьетнаме. За годы войны во Вьетнаме системами С-75 было уничтожено около четырех тысяч американских самолетов (включая беспилотники). Только за 1972 г. – последний год войны – С-75 уничтожили 421 американский самолет, в том числе десятки бомбардировщиков Б-52. Американцам продолжать войну с такими потерями было бессмысленно.

Вьетнамская война сделала такую рекламу нашим зенитно-ракетным системам, что трудно найти страну, которая не захотела бы купить их. Да и сам комплекс С-75 значительно усовершенствовался в ответ на меры защиты от него, предпринятые со стороны США. Так, в последней модификации “Волхов” минимальная высота поражения цели была уже 100 м, а не 3000 м, как в “Двине”, была значительно улучшена помехозащищенность. Кроме того, на базе С-75 была разработана и принята на вооружение в 1961 г. система С-125, предназначенная для борьбы с низколетящими самолетами. Новое качество было достигнуто за счет максимально возможного подъема антенны над земной поверхностью и улучшения аппаратуры селекции сигнала, отраженного от низколетящего самолета, на фоне мешающих сигналов, отраженных от земли.

 

 

От С-200 к С-400 [62, 64]

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX века в составе средств воздушного нападения появились авиационные комплексы большой дальности действия – стратегические и тактические бомбардировщики, самолеты радиолокационного дозора и наведения, постановщики активных помех и т.д. Это требовало создания системы зенитного управляемого ракетного оружия, способного поражать крупноразмерные цели на больших дальностях.

В июле 1958 года Совет Министров СССР принимает постановление о создании зенитно-ракетной системы, способной поражать на больших дальностях самолеты-носители, а в ближней зоне – уничтожать и беспилотные средства нападения. Создание такой системы, названной С-200, было поручено КБ-1.

Для новой системы нельзя было использовать принцип командного управления, так как при командном управлении увеличиваются ошибки наведения с увеличением расстояния от пункта управления до цели и до ракеты из-за увеличения ошибок измерения координат. Поэтому требовался другой метод управления. А.А.Расплетин принимает решение: перейти от командного управления к самонаведению с использованием полуактивной радиолокационной системы. Наземный радиолокатор непрерывного излучения узким (карандашным) лучом подсвечивает (облучает) цель. Устройство, расположенное на ракете, принимает сигнал, отраженный от цели, измеряет координаты цели относительно ракеты и формирует команды управления. Захват цели бортовым устройством производится до пуска ракеты.

Для разработки головки самонаведения в КБ-1 из ЦНИИ-108 были переведены специалисты по бортовым радиолокационным системам во главе с Б. Ф. Высоцким.

В 1966 г. завершились государственные испытания системы С-200, и в 1967 г. она принята на вооружение. Дальность действия системы – 160 км и высота поражения цели – 35 км. Система С-200 использовалась в боевых действиях зимой 1982-1983 гг. в Сирии против израильской и американской авиации. Был сбит самолет ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) Е-26 "Хокай". В 1986 г. в Ливии при отражении налета американской авиации на г. Триполи сбит F-111, а также несколько самолетов палубной авиации.

В конце 60-х годов начались серьезные изменения в развитии наступательного оружия. В США началась разработка стратегических крылатых ракет, запускаемых с самолетов и кораблей, способных лететь на очень малых высотах с огибанием рельефа местности. Причем возможно массированное применение таких ракет в ходе одной боевой операции.

Ответом на появление нового оружия явилась разработка нового комплекса С-300. Он должен был обеспечивать уничтожение всех видов современных и перспективных аэродинамических целей, в том числе крылатых ракет всех типов, массированно применяемых как на больших, так и на малых и предельно малых высотах. Первый вариант системы С-300П в перевозимом контейнером исполнении был принят на вооружение войск ПВО в 1979 году, а в самоходном варианте (рис. 45) – в 1982 году. Система претерпела коренную модернизацию в 1989 году и в настоящее время выпускается в различных модификациях как для ПВО страны, так и для продажи за рубеж.

Рис. 45

Использование когерентных РЛС с фазированной антенной решеткой и цифровой обработки сигналов обеспечили уникальные возможности этого комплекса. Он позволяет обстреливать одновременно шесть целей с наведением на каждую до двух ракет, причем на всех высотах полета цели начиная с 25 метров. Важно и то, что благодаря вертикальному старту ракет "трехсотка" может обстреливать цели, летящие с любого направления, без разворота пусковых установок. В С-300 использовался комбинированный метод наведения ракеты на цель: на начальном этапе полета ракеты – командное управление по данным наземного радиолокатора, а при подлете ракеты к цели – по данным радиолокационной головки ракеты, так называемое “наведение через ракету”.

Но, может, самое грандиозное достижение "Алмаза" последних лет – это создание суперсовременной перспективной ЗРС С-400 (“Триумф”), разработка которой велась с начала 90-х годов. 28 апреля 2007 г. постановлением Правительства РФ она была принята на вооружение, 6 августа ЗРС заступила на боевое дежурство, а 21-26 августа впервые продемонстрирована на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2007 в г. Жуковском в присутствии первых государственных лиц России и иностранных делегаций десятков стран мира.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных