ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
На рубеже XVIII-XIX веков.
Французская буржуазная революция конца XVIII века внесла коренные изменения в театральную жизнь страны. Актеры впервые получили гражданские права. «Декрет о свободе театров», принятый Учредительным собранием в 1791 году, уничтожил привилегии королевских театров, освободил театры от подчинения двору, ввел авторское право, объявил свободу частного театрального предпринимательства. Сразу после декрета в Париже возникло 19 новых театров. С первых дней революции начался процесс политического размежевания актеров, активное вмешательство нового зрителя в театральное дело. Высшая точка этого процесса – «бои» за постановку трагедии «Карл IX» М.Ж. Шенье и завершивший их раскол труппы «Театра нации». Многие актеры ушли из театра и создали «Театр Республики», в котором ставились произведения революционной драматургии. Среди них были: мастер политической сатиры Дюгазон, актер героической темы Ж.М. Монвель, Ф.Ж. Тальма, творчество которого с максимальной силой выразило новаторские устремления революционного классицизма, его гражданственность, героику и патриотизм. Яркими образцами драматургии революционного классицизма стали трагедии М.Ж. Шенье, проникнутые антифеодальным пафосом («Карл IX», «Генрих VIII», «Жан Калас», «Кай Гракх»). Развитие жанра «высокой комедии», в которой дано революционно-демократическое решение моральных проблем, поставленных новым временем. Развитие получили злободневные агитационные пьесы. В годы якобинской диктатуры создаются аллегорические пьесы-оратории, воспевавшие подвиги народа, разум, республику, свободу и равенство, политические памфлеты, фарсы. В годы революции сформировались жанры мелодрамы и водевиля. Революционная мелодрама («Монастырские жертвы» Ж.М. Монвеля, «Робер, атаман разбойников» Ж. А. Ф. Ламартельера) обличала преступления свергнутого строя. Эмоциональность, резкая контрастность положительных и отрицательных героев определялись пафосом негодования против носителей угнетения. Политической сатирой и патриотизмом насыщен и водевиль революционных лет.
Борьба разнородных общественных тенденций во французском театре резко выразилась в условиях буржуазного строя начала XIX века Классицистская трагедия проникается реакционными идеями, становится оплотом консервативного направления в театре (драматурги Ф. Ренуар, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). Мелодрама теряет свое бунтарское содержание, социальные конфликты подменяются моральными, обличение политических преступлений уступает место изображению злодеяний отдельных личностей (мелодрамы Г. Пиксерекура, Л. Ш. Кенье). Но в то же время жанр мелодрамы сохраняет некоторые демократические элементы; в лучших пьесах этого жанра (В. Дюканж, А.Ф. Деннери) проявляется сочувствие простому человеку, обличается стяжательство. Противоречивый характер носило развитие водевиля, который приобретал типично буржуазные черты, становился безыдейно-развлекательным, хотя в нем продолжало жить жизнерадостное остроумие, «один из существенных и прекрасных элементов французского характера», по выражению А.И. Герцена. В период якобинской диктатуры впервые была осуществлена попытка создания массового политико-агитационного театра, выражавшего идеи революции. В Париже и других городах Франции организовывались народные празднества, в которые входили массовые театральные представления. Ставились аллегорические спектакли, пантомимы, оратории, воспевавшие победу революционных войск и подвиги республиканских героев, политические фарсы, обличавшие врагов революции и т. д. В оформлении этих зрелищ принимали участие крупнейшие художники во главе с Л. Давидом, музыку писали композиторы Ф.Ж. Госсек, Ф.А. Филидор и др. Бульварные театры. Во французском понимании слово «бульварный» в применении к театру первоначально означало жанровую, бытовую пьесу, построенную на современном материале. Пьесы такого рода носили чаще всего развлекательный характер. К «бульварному театру» в равной мере относятся комедии и драмы, водевили и фарсы (рассчитаны на широкую публику, общеприняты). 1759 год – открытие первого «бульварного театра» (основатель Ж.Б. Николе). С 1764 года театр был переименован в «Театр де гран дансёр дю руа», во времена французской революции – «Театр эмюласьон», затем «Гете». Здесь выступали канатные плясуны, дрессированные животные, ставились буффонные комедии. Труппа под руководством Николе выступала и на ярмарках, где показывала свои спектакли в дневное время. «Декрет о свободе театров» 1791 года, отменивший привилегии королевских театров, дал возможность театру включать в репертуар произведения Корнеля, Мольера, Расина. Во времена французской революции 1789 года в театры бульваров проникают мелодрамы и водевили. Развлекательный характер драматургии. Излюбленные персонажи, переходящие из одной пьесы в другую – Каде-Руссель (эксцентрически забавный лукавый простак), Жокрис (наивный, вечно попадающий впросак персонаж). Комизм водевилей строится исключительно на фарсовых приемах: герои попадают в самые невероятные ситуации. В мелодраме публику привлекала повышенная, иногда преувеличенная эмоциональная образность, словесные нагромождения, диалектизмы, тарабарская речь «дикарей», неправдоподобие запутанных интриг, напыщенность чувств. Позже, сохраняя свои традиционные представления, бульварные театры ставят классику – социальные мелодрамы и бытовые пьесы, построенные на любовных перипетиях. «Опера спасения» – жанр музыкально-драматического театра. Возник в первые годы революции. А. Бертон «Ужасы монастыря»; Л. Керубини «Лодоиска», «Водовоз». Предпосылки возникновения нового романтического направления в искусстве.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|