Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. Сценическое искусство в Европе Эпохи Возрождения




 

Эпоха Возрождения как качественно новое явление европейской культуры. Возрождение достижений культуры греко-римской античности. Историческая и социально-экономическая обусловленность эпохи Возрождения. Развитие промышленности, торговли, культуры. Прогрессивные идеи гуманистов. Борьба за нового человека, свободного от догматов церкви, противостояние тирании. Вера в идеалы, в гармонию между человеком и обществом, внутри человека. Стремление к абсолютному совершенству. Значение эпохи Возрождения в дальнейшем развитии театра Европы и России.

Гуманистическая драматургия Италии и театр. Ориентация на народную аудиторию, отражение конфликта общенациональных интересов с тираническими, борьба против феодальной деспотии.

Противоречивость мировоззрения гуманистов. Утопизм и идеализм – типичные черты героев гуманистической драматургии. Новый тип итальянской гуманистической драматургии. Пастораль и ее особенности: изобретение идеала мирной деревенской жизни и любви. ТоркватоТассо и его пастораль «Аминта». Эволюция в оформлении: перспективное построение живописного пространства три типа декораций для разных жанров, темларий и кулисы. Утверждение принципа ярусного зрительного зала в новых театрах.

Комедия дель'арте – высшее достижение итальянского театра эпохи Возрождения. Комедия дель' арте возникла в недрах городских демократических слоев в Венеции, как выражение протеста, оппозиции феодально-католической реакции, искусства, пронизанного бодрым и оптимистическим духом народа. Народные истоки комедии дель' арте: связь с творчеством гистрионов, жонглеров, скоморохов, сказителями, с народным фарсом. Первые комедианты полупрофессионалы: Дзуан Паоло, Чимадор, Кереа.

Роль карнавалов в рождении комедии дель' арте. Карнавалы на уличных площадях, ярмарках, включающие процессии, игры, акробатические показы и маски. Запрет на «ряженных» в дни праздников. Разнообразие карнавальных празднеств в 15 веке и их пышность; появление буффонов и мимов – прародителей «дзанни».

Драматург и актер Анджело Беолько (1502 – 1542 гг.) и его попытка создать живой народный театр: реалистическое изображение крестьянского быта, естественность диалектальных словечек, прибауток. Выразительные средства комедии дель' арте и особенности ее сценического воплощения. Отличительные черты этого жанра – импровизация, маски, диалект и сценарий. Переработка актерами литературных сюжетов для сцены, сатирическое осмеяние богачей, противопоставление им ловких, хитроумных слуг. Создание разных вариантов одного постоянного образа-маски, в котором выражены типовые черты определенного социального характера. Это способствовало накоплению профессиональных навыков сценической игры, развитию актерского мастерства и закладывало основу амплуа. Разработка внешней характерности образа, заостренность и преувеличенность, открыто выраженная тенденциозность и яркая театральность в создании образа маски. Два типа масок: северный квартет (Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин). И южный квартет (Ковиелло, Пульчинелла, Скарамучча, Тарталья). Маски дзанни, как воплощение активного протеста против всякой феодально-католической реакции. Характеристика образов Бригеллы и Арлекина, Капитана, маски влюбленных. Роль диалекта в игровой технике комедии дель' арте. Импровизация, определяющая сущность комедии дель' арте, ее душа. Метод импровизация требовал постоянного обновления материала, изучения окружающей среды, отличного знания литературы, развития собственного поэтического дарования. Искусство актера-импровизатора вбирало в себя слово, музыку, танец, требовало находчивости, вкуса, образованности, хорошей памяти, бытовой фантазии и воображения. Зрелищность и динамичность спектаклей комедии дель' арте, непрерывность действия. Влияние комедии дель' арте на европейский театр.

Испанский театр эпохи Возрождения. Связь театра с карнавалом и площадными действиями. Лопе де Руэдо – родоначальник испанского театра и его короткие пьесы пасос «Оливы» и «Страна Хуана». Особенности масок в испанском театре. Сценическое искусство театра Испании. Устройство представлений в гостиничных дворах. Первые испанские драматурги: Хуан дель Эспина и Наарро, жизненность и достоверность, народность жанров испанской драмы: эклогов и комедии. Особенности комедии: включение героических и комических событий. Деление комедий на два рода: связанных с жизненными наблюдениями или рожденный поэтическим воображением драматурга. Комедии Наарро «Солдатня» и «Людская» и их проблематика. Особенности построения спектаклей в испанском театре, разнообразие жанров. Своеобразие сценического искусства испанского театра: народность, динамизм, оптимизм и красочность, психологическая углубленность характеров, яркая поэтическая красочность, гуманистическая направленность. Различная манера произношения стиха, музыкальность декламации в актерской игре. Новая драматургия потребовала от актеров индивидуализации образов в зависимости от характера и общественного положения, искреннего переживания.

Расцвет жанра ауто – священного действия в XVII веке, устраиваемого в дни церковных праздников. Гонение на сценическое искусство Испании во второй половине XVII века. Закрытие всех театров в Испании в 1665 г. и запрет на все представления католической властью.

Английский театр эпохи Возрождения. Особенности английского Возрождения. Установление абсолютной монархии во времена Тюдоров. Развитие капиталистических отношений и освобождение от власти католической церкви. Вопиющие социальные противоречия: развитие промышленности, экономики с одной стороны и бесправие крестьян, имущественное неравенство с другой.

Ранний английский театр. Народность, демократичность, доступность широкому зрителю – главные черты английского театра. Преемственность реалистических традиций средневекового театра. Популярность жанров народной сцены моралите, фарсов. Борьба гуманистов Англии с католизацизмом, выражающим идеологию феодалов. Моралите «Забавная сатира о трех сословиях» и обличение в нем с помощью аллегорий духовенства – жадность, дворянства – притеснения, купечества – обмана.

Формирование жанра исторической хроники. Деятель английской реформации Джон Бейл (1548) и его пьеса «Король Джон» как отражение борьбы Генриха VIII с папой Климентом. Недостатки средневековых жанров: схематизм и условность. Необходимость выражения в драматургии реальных событий и человеческих страстей. Тесная связь раннего театра с фарсом и интерлюдиями – острейшим орудием борьбы гуманистов против паства и его агентуры. Особенности английской драмы: принцип широкого охвата сценического действия, значительный пространственный и временный масштаб, чередование героических и комических эпизодов, преимущественность действенного начала. Первая английская комедия «Ральф Ройстер Дойстер» Н. Юдолла и ее сатирический характер. Первая английская трагедия «Горбодук» Нортона и Секвия и осуждение в ней попустительства со стороны королевской власти.

Расцвет театрального искусства в конце XVI в. Придворные и публичные театры. Театр «Глобус» и его устройство. Связь актерского искусства с эволюцией английской драмы. Искусство лучших трагических актеров – Эдуарда Аллейна и Ричарда Бербеджа: переход от эпического стиля и открытой памятки к формам более сдержанного внутреннего драматизма.

Комические актеры английской сцены: Ричард Тарльтон, Вильям Кемп, черты площадных комедиантов в их творчестве, яркий эмоциональный тон игры.

Тема 5. Литература Ренессанса

Итальянская драматургия. «Ученая комедия» итальянских гуманистов. Помпенио Лето и его университетская «штудия» разыгрывание комедий Плавта, чтение их «в лицах». Вольнодумство, сарказм, ирония и оптимизм итальянских комеодюграфов. Творчество Лудовико Ариосто, и его комедии «Неистовый Роланд», «Подмененные», «Комедия о сундуке». Развлекательная комедия интриги Бернарда Давицы «Коландрия». Никола Макиавелли е его комедия «Мандрагора». Дальнейшее развитие сатирического начала в комедиях Аретино и Д. Бруно. («Кузнец», «Лицемер», «Подсвечник» и др.). Итальянская трагедия «Офонисба» Трисеино, Горриции «Аретико».

Ранняя испанская драма. Наарро и его теория единого жанра.

Драматургия Сервантеса и близость ее к народной новеллистической литературе. Проблематика пьес «Нумансия»: патриотизм, утверждения несокрушимой силы народа, его гражданской самоотверженности.

Лопе де Вега и своеобразие ренессансного характера в его творчестве. «Фуенте Овехуна» – героическая драма о народном восстании против тирании, о победе свободе и чести. Комедия плаща и шпаги «Собака на сене». Утверждение темы любви, преодолевающей сословные преграды и субъективные предрассудки.

Творчество Тирсо де Малино. Продолжение традиций Лопе де Вега. Первая драматургическая обработка легенды о Дон Жуане («Севильский озорник, или Каменный гость»). Жизнелюбивая, виртуозная комедия «Дон Хиль зеленые штаны». Розыгрыш один важных элементов комедии Тирсо де Малино.

Кальдерон – драматург испанского барокко. Эволюция творчества драматурга от комедий («Дама - невидимка») к основному жанру зрелого творчества – философской драме («Стойкий принц», «Жизнь есть сон»).

В. Шекспир. Три периода творчества Шекспира и их характеристика.

Творчество Шекспира – вершина всей европейской драмы Поздне­го Возрождения. Оно включает элементы ренессансного классицизма (влияние Сенеки в «Ричарде III», подражание Плавту в «Комедии ошибок»), романтическая направленность (все комедии от «Двух веронцев» до «Двенадцатой ночи»), фантастику («Сон в летнюю ночь», «Буря»), элементы пасторали («Как вам это понравит­ся», «Зимняя сказка»). Основу художественного метода Шекспира составляет поэтический реализм. Стремлением к жиз­ненной правде проникнуты все его произведения. В романтике, фантастике сквозь символы и аллегории, через условности и невероятные происшествия Шекспир выражает богатство жизни. Реализм Шекспира далек от нату­рализма (хотя отдельные натуралистические элементы подчас встречаются в его пьесах), произведения его выражают высшую правду жизни и ее самые прекрас­ные, возвышенные и наиболее трагические моменты. Вместе с тем Шекспир не боялся ни прозаичности, ни грубости.

Язык произведений Шекспира отличается огромным лексическим бо­гатством (насчитывает свыше 15 тысяч слов). Поэтическая речь персонажей изобилует риторическими фигурами и поэтическими метафорами. Шекспир мастерски строит монологи, которые превращаются в своеобразные арии (диалог в стихах подобен дуэту) и ораторские речи. Шекспир использует в своих пьесах формы лирики, распространённые в литературе XVI века: сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др. Белый стих, которым в основном написаны его пьесы, отличает­ся гибкостью и естественностью. Он придаёт, с одной стороны, величественность и поэтическая возвышенность речам персонажей, а с другой – позволяет сохранять живость интонаций повседневной речи.

Драматургия Шекспира, выросшая на подмостках обще­доступного народного театра, вобрала в себя особенности сценические техники того времени. Пьесы Шекспира написаны для открытой сцены без занавеса и декораций, в них ис­пользуется ограниченный реквизит, определяющий основные признаки места и времени действия. Поэтому в речах персонажей содержатся все сведения, необхо­димые для того, чтобы зрители представили себе, когда и где происходит данная сцена. Каждый эпизод пьесы сопровождается приходом и уходом актёров со сцены. Переход от одного эпизода к другому сочетается с выходом на подмостки новых действующих лиц. Имена персонажей зрители узнавали из речей актеров, их положение обозначалось костюмом и соответствую­щими аксессуарами. Костюмы в основном были совре­менными, хотя иногда применялись и условно истори­ческие костюмы.

Главное место в спектаклях принадле­жало актёру. Шекспир писал свои пьесы для определённых актёров, учитывая их внешние данные и сценические способности (в тексте пьес встречаются указания на рост, цвет волос и др.). Несмотря на ограниченное количест­во ремарок в пьесах Шекспира, они содержат много конкрет­ных режиссёрских указаний, определяют сценическое поведение актёров.

Непрерывность действия в спек­такле эпохи Шекспира вызвала разнообразие эпизодов, необходимость держать внимание зрителей в напря­жении. Шекспир перемежает патетические сцены комедийными, переносит действие из одного места в другое, вводит новых действ, лиц. Почти каждая пьеса Шекспира содержит, помимо основного действия, поединки, песни, танцы, музыку. Шекспир использовал комплекс всех средств сце­нического воздействия, доступных театру его времени. Для исполнения его пьес необходимо высокое мастер­ство сценической речи. Для постановки их требовалось уме­ние произносить поэтические монологи, пользуясь сред­ствами внешней выразительности – мимикой, жеста­ми и др.

Пьесы Шекспира постепенно вошли в репертуар мирового театра. Их сценическая судьба тесно связана со всей историей театра.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных