ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 6. Французский классицизм и его эстетикаКлассицизм – (образцовый – лат.) – художественный стиль, зародившийся в ряде европейских стран в начале XVII века. Классицизм получил наиболее полное развитие во второй половине ХVII века во французском театре и драматургии и занял ведущее место в мировом развитии европейского театра. Утверждение этого стиля связано с созданием классицистской трагедии Корнеля и Расина и высокой комедии Мольера и совпало с полным кризисом, а затем и полным упадком ренессансного реализма, эпоху французского абсолютизма. Развиваясь на основе рационалистического мировоззрения, классицизм восстанавливал гуманистическую веру в гармоническую природу человека, утверждая полное сочетание личных интересов человека с велением разума и нравственного долга. Руководствуясь идеальными представлениями о государстве, деятели театра утверждали идею главенства интересов государства над интересами отдельной личности – в этом долг личности, ее нравственная ответственность перед обществом. Преобладание в классицизме гражданских, героических, патриотических мотивов. Эстетика классицизма основана на принципе «облагороженной природы» и отражала стремление к идеализации действительности, отказ от воспроизведения многокрасочности реальной жизни. Связь классицизма с искусством зрелого Ренессанса: возвращение на сцену сильного деятельного героя. Н. Буало «Поэтическое искусство». Теория классицизма требовала строгого разделения драматических произведений по жанрам. Каждый жанр имел свой круг тем и образов, свое композиционное построение, речевые особенности. Основными жанрами были трагедия и комедия. Стихотворная трагедия считалась самым высоким литературным жанром. Основу ее конфликта составляла борьба между личным чувством и государственным долгом. Героями трагедии были цари, полководцы, вельможи, аристократы. Персонажи трагедий не наделялись конкретно-историческими и национальными чертами. Даже в тех случаях, когда сюжет трагедии явно перекликался с современностью, действующие лица выступали в стилизованных греческих и римских костюмах. Комедия считалась низшим драматическим жанром и менее строго регламентировалась, а потому была более близка к реальной жизни. В ней действовали слуги, солдаты, торговцы, канцеляристы. В комедии допускались элементы пантомимы и различные приемы, заимствованные из народных фарсов и интермедий. Драматические произведения строились с соблюдением трех единств: места, времени и действия. «Единство места» заключалось в том, что все события пьесы происходили в одном месте: в трагедии – внутри дворца, на дворцовой площади, в ставке полководца и т. д., в комедии – в одной из комнат дома или на улице. Правило «единства времени» требовало, чтобы все события происходили в течение одних суток. «Единство действия» не допускало введения в ткань произведения никаких эпизодов и действующих лиц, непосредственно не связанных с развитием основного сюжета. В связи с этим идея пьесы излагалась прямолинейно, схематично, без широкого охвата жизненных событий. В актерском искусстве классицизма логика мысли, правда чувств подчинялись строгой форме музыкально звучащей, поэтически организованной декламации. Внутренние психологические переживания героев сочетались с рациональной оценкой, анализом этих чувств. Поэтический облик классицистского героя определялся его внутренней гармонией, и это определяло исполнительскую манеру; каждое чувство выражалось в строго установленной форме, не допускалось вторжения на сцену жизненно-бытового или стихийно-эмоционального начала. Классицистский спектакль отличался монументальностью, статичностью, симметричным построением мизансцен; действие развивалось на авансцене на фоне живописной перспективной декорации, также лишенной исторической и бытовой конкретности. В процессе своего развития классицизм разделился на два направления: придворно-дворянское и направление, связанное с ростом прогрессивных, демократических тенденций. В придворно-дворянском классицизме требование «облагороженной природы» было доведено до крайности; в актерской игре культивировалось стремление к внешней импозантности и жеманной изысканности. Развивая прогрессивные тенденции, деятели классицизма преодолевали сословную и формальную ограниченность стиля, достигая в обрасти трагедийного жанра идейности, монументальной простоты, эмоциональной насыщенности и даже некоторой психологической конкретности образов, а в области комедийных жанров – яркой сатирической типизации, жизненной достоверности, элементов индивидуализации характеров. Демократические тенденции классицизма наиболее полно проявились в сценической деятельности Мольера, который начал реалистическую реформу сценического классицизма. Влияние реформы Мольера испытали на себе М. Барон, А. Лекуврер и другие актеры. Трагедии Пьера Корнеля «Сид» и «Гораций» – воспевание гражданского героизма, утверждение законов долга и разума. Жан Расин. Утверждение моральных норм гуманизма, столкновение страстей и разума, долга, провозглашение нравственных возвышенных побуждений («Федра», «Андромаха»). Мольер – драматург, актер, основатель реалистической комедии в рамках классицизма. Сочетая лучшие традиции французского народного театра с передовыми идеями гуманизма, используя опыт классицистской комедии, Мольер создал жанр, синтезировавший прогрессивные черты предшествующей комедиографии, открыл пути для последующего развития западноевропейской драматургии. Новая комедия, созданная Мольером, была обращена к современности, она разоблачала социальные уродства дворянского общества с передовых, гуманистических позиций. Основные отличия его комедий: – сила сатиры; – реалистичность характеров; – персонажи и жизнь – результат жизненных наблюдений. Труппа Мольера. «Блистательный театр» был создан Мольером и М. Бежар в 1643 году в Париже. Он просуществовал два года, после чего был закрыт из-за материальных трудностей. Труппа Мольера продолжала играть, но уже в провинции. Здесь у Мольера сформировался актерский талант комика; здесь он стал драматургом. Успех комедий выдвинул труппу Мольера на первое место в провинции и привлек к ней внимание двора. В то время в Париже не было театра, который бы играл только комедии, поэтому вскоре Мольер вместе со своей труппой был приглашен в Париж. Обоснование в Париже: театр в Пале-Рояль, выступления при дворе. Историческое значение творческой деятельности Мольера определяется влиянием его драматургии на развитие не только французской комедии (от Ж.Ф. Реньяра до П. Бомарше), она дала толчок рождению новой национальной реалистической драматургии в Англии, Испании, Италии, Германии. Современные постановки пьес Мольера. Значение сценической школы классицизма в истории театра. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|