Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






в экономически развитых странах




Как уже отмечалось, финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Структура финансовой системы – это совокупность ее элементов и связей между ними.

Известно, что государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает четыре звена (подсистемы):

1) государственный бюджет;

2) местные финансы;

3) специальные внебюджетные фонды;

4) финансы государственных корпораций.

В отдельных литературных источниках отождествляют финансовую систему с банковской системой. Однако, нельзя утверждать, что имеет место тождественность этих систем. Представляется более верным говорить о том, что банковская система страны может рассматриваться как базовый инфраструктурный элемент финансовой системы, обеспечивающий движение денежных потоков в рамках финансов и кредита. Нужно учитывать и то, что банковская система страны входит не только в состав финансовой системы страны, но и в состав кредитно-денежной системы.

16.1. Особенности функционирования финансовой системы в США.

В настоящее время бюджетный процесс в США включает несколько основных стадий. Бюджетный процесс в США начинается за 18 месяцев до начала финансового года (финансовый год начинается в США с 1 октября).

В апреле текущего года Административно-бюджетное Управление (АБУ) Президента США разрабатывает для федеральных министерств и ведомств рекомендации по подготовке основных положений, показателей и т.п., используемых при разработке бюджета на прогнозируемый год.

К 1 сентября текущего года Федеральные агентства и ведомства готовят и представляют проекты программ (смет) в Административно-бюджетное Управление Президента (АБУ).

При наличии замечаний к сметам АБУ может возвратить проект бюджета на доработку. По каждому агентству и ведомству (в разрезе программ) расчеты затрат делаются на планируемый год и на прогнозируемые 5 лет. Такие расчеты сопровождаются пояснительной запиской. К концу декабря текущего года в АБУ завершается формирование проекта бюджета. Затем проект бюджета АБУ направляет Президенту США. В феврале следующего года Президент США направляет проект бюджета (предложение Президента) в Конгресс США.

Верхняя (Сенат) и Нижняя (Палата представителей) Палаты Конгресса США готовят раздельные варианты резолюций (заключения) по проекту бюджета. Эти палаты принимают проект бюджета на раздельных заседаниях Палат Конгресса США. При наличии разногласий, имеющиеся разногласия по проекту резолюции устраняются в рамках работы согласительной комиссии. В соответствии с принятыми резолюциями комитеты по бюджету обеих палат докладывают членам Конгресса об изменениях, которые необходимо внести в законопроекты о бюджете. На основе проекта, предоставленного Президентом США, с учетом утвержденной резолюции по бюджету законопроекты по бюджетным расходам разрабатываются в комитетах по ассигнованиям (по соответствующим направлениям). Заранее подготовленные законопроекты голосуются в каждой Палате Конгресса США и согласовываются на совместном заседании. После повторного голосования в палатах (как пакет документов по проекту бюджета в виде единого тома) проект бюджета до 15 апреля направляется на подпись Президенту США.

В случае, если Президент накладывает вето, это вето можно преодолеть при наличии двух третей голосов в каждой палате. Можно и внести необходимое количество изменений в законопроекты (чтобы их подписал Президент) или начать сначала выше указанную процедуру рассмотрения и утверждения бюджета.

После утверждения бюджета АБУ делает поквартальную разбивку расходов (бюджетную роспись) и доводит основные показатели до Казначейства. Поквартальные планы исполнения бюджета на законодательном уровне не утверждаются.

До 1 апреля АБУ своими приказами доводит размеры выделенных ассигнований до Федеральных агентств (министерств) и ведомств. Федеральные органы (за исключением Министерства обороны и Государственного Департамента) своих бюджетных счетов не имеют и их бюджетные расходы проводятся через счета Казначейства.

В США применяется смешанная казначейско- банковская система исполнения бюджета. Все бюджетные средства хранятся на генеральном счете Нью-Йоркского банка Федеральной Резервной Системы (ФРС). ФРС – это аналог центрального банка. ФРС и система коммерческих банков являются агентами Правительства и каких-либо самостоятельных решений в работе с бюджетными средствами не принимают(действуют исключительно по указанию Казначейства). Полномочия ФРС определены законодательно, коммерческие банки участвуют на основе соглашений с ФРС.

В США финансовый контроль включен (инкорпорирован) в государ­ственно-правовую систему и осуществляется в значительной сте­пени ведомствами в рамках исполнительной и законодательной власти.

Контроль за финансовой и административной деятельно­стью федеральных органов исполнительной власти осуществляется Административно-бюджетным управлением президента (АБУ). Не­посредственно бюджетный контроль осуществляет действующее по поручениям Конгресса и Сената США Главное контрольное управление (ГКУ

ГКУ осуществляет контроль реализации всех правительственных проектов, программ и контрактов, а также правительственных органов (кроме ФБР и ЦРУ). ФБР и ЦРУ имеют «закрытые» позиции бюджета, что противоречит мировой практике публичности и открытости кон­троля.

В сфере компетенции ГКУ находится и оценка эффективности реали­зации правительственных программ, контроль обоснованности использования при этом финансовых ресурсов.

Кандидатура генерального контролера проходит процедуру трехэтапного отбора комиссией Конгресса США и предлагается затем к назначению президентом страны сроком на 15 лет. Генеральный контролер утверждается на должность Сенатом. Генеральный контролер независим в своей деятель­ности и может быть отстранен от исполнения обязанностей только в форме импичмента Конгрессом США. По завершении службы лицо, исполнявшее обязанности Генерального контролера, не мо­жет занимать должности в государственном аппарате.

Динамичному развитию экономики США способствует и то, что на долю фондового рынка США приходится почти 40% мирового рынка ценных бумаг. Исследования показывают, что относительное значение фиктивного капитала (капитала, который воплощен в ценных бумагах) по причине исторических событий для национальной экономики США выглядит куда выше, чем для экономики других стран мира. Любому инвестору открыт доступ на этот рынок из любой точки мира.

Фондовый рынок США состоит их двух крупных сегментов: внебиржевой рынок и организованный (биржевой) рынок ценных бумаг. При этом существование и развитие компьютеризированных торговых систем на этих рынках, стерло все различия между ними.

Это доходный рынок. Последние 25 лет инвестиционная доходность Фондового рынка США в среднем составляла 14.3% в год. В США примерно 90 миллионов граждан (каждый 4-тый взрослый) инвестируют свои средства в Фондовый рынок США. На Фондовом рынке США объем торгов в день составляет 50 млрд. долларов. И это больше, чем объем торгов всего Фондового рынка России за весь год.

Каждый день объем продаж и покупок акций средней американской компании приблизительно будет составлять 3 млн. долларов. У крупных компаний (IBM, General Electric, Cisco, Intel, Micriosoft) объем торгов превышает (ежедневно на одну компанию) 1,1 млрд. долларов. Другими словами дневной оборот Фондового рынка России в пять раз меньше, чем дневной торговый оборот одной крупной американской компании.

Законодательство США в мире является самым жестоким и эффективным: NASD - Американская Ассоциация Брокеров-Дилеров, SEC - Комиссия по Ценным Бумагам США, NFA - Национальная Фьючерсная Ассоциация США.

Эта система законодательного регулирования рынка хорошо разработана, поэтому ее используют и другие страны.

Благодаря строгому законодательству фондовый рынок США является регулируемым и прозрачным. Эта система регулирования в Америке образовалась еще в 1930-е годы (великая депрессия). В последующие годы происходило постоянное улучшение и корректировка законодательной базы фондовый рынок США.

Системное регулирование фондового рынока США состоит из двухуровневой структуры:

Уровень первый: SEC (Комиссия по Ценным Бумагам США) - это органы государственного контроля и специальные органы контроля в штатах.

Уровень второй: NASD (Национальная Ассоциация Фондовых Дилеров) и фондовые биржи - само-регулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг США.

 

6.2. Особенности функционирования финансовой системы в Великобритании.

Великобритания является унитарным государством. Поэтому в ее бюджетной системе выделяют два уровня.

Проект бюджета страны составляется Министерством финансов, которое еще именуется казначейством. Парламент страны утверждает бюджет и отчеты об использовании бюджетных средств. Министерством финансов исполняет бюджет. Финансовый государственный контроль за расходованием бюджетных средств осуществляет Управление государственного контроля. Генеральный контролер назначается пожизненно и может быть снят со своей должности только по решению обеих палат Парламента.

В финансовой системе Англии велико влияние центрального банка.

В Великобритании банковская система исполнения бюджета. Для покрытия дефицита бюджета выпускаются бессрочные государственные облигации.

Банк Англии (англ. Bank of England, официальное название англ. Governor and Company of the Bank of England) — выполняет функции центрального банка Соединённого королевства. Банк организует работу Комитета по денежной политике, который отвечает за управление кредитно-денежной политикой страны.

Банк Англии управляется Советом Директоров. Совет состоит из Управляющего (the Governor), двух его заместителей (Deputy Governors) и 16 членов Совета (Non-Executive Directors). Все они назначаются королевским указом после утверждения Парламентом Великобритании.

Управляющий и его заместители назначаются на пять лет, члены Совета Директоров - на четыре года. Все они могут назначаться и на следующие сроки.

Совет Директоров должен проводить свои заседания не реже одного раза в месяц, и в его компетенцию входят все вопросы управления банком, кроме вопросов кредитно-денежной политики, которыми занимается специальный Комитет по денежной политике (The Monetary Policy Committee, MPC).

Председатель Банка Англии также является главой Комитета по кредитно-денежной политике. Остальные члены Комитета подбираются из известных экономистов, а не работников Банка.

Банк Англии выполняет все функции центрального банка. Наиболее важными из них предполагается поддержание стабильности цен и поддержке экономической политики Правительства, для обеспечения экономического роста. В Англии действует инструментальная модель независимости центрального банка от правительства страны. При такой модели правительство ставит цели кредитно-денежной политики, а центральный банк самостоятельно выбирает инструменты для достижения этих целей.

С этой целью Банк Англии решает задачи в таких областях:

- поддержание стабильности курса и покупательной способности национальной валюты (фунта стерлингов);

- поддержание стабильности финансовой системы (как национальной, так и мировой), что предполагает защиту от угроз для всей финансовой системы;

- обеспечение эффективности финансового сектора Великобритании.

В 1997 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между Банком Англии, Казначейством и Управлением по финансовому регулированию и надзору, описывающий условия и принципы взаимодействия этих организаций для обеспечения общей цели повышения финансовой стабильности.

Банк Англии обладает монополией на выпуск банкнот в Англии и Уэльсе. Банки Шотландии (The Royal Bank of Scotland, The Bank of Scotland и The Clydesdale Bank) и Северной Ирландии (Bank of Ireland, First Trust Bank, Northern Bank и Ulster Bank) сохранили право выпуска собственных банкнот, но их эмиссия должна быть подкреплена наличием депозита в размере 1:1 в Банке Англии, за исключением нескольких миллионов фунтов, которые они имели в обороте в 1845 году. В 2002 году Банк Англии решил продать свои предприятия по печати банкнот компании De La Rue.

С 1997 года Комитет по денежной политике несёт ответственность за установление официальных процентных ставок. Однако, вместе с тем было принято решение о предоставлении Банку Англии операционной независимости. В Англии в 1998 году ответственность за управления государственным долгом была возложена на новую структуру — Департамент по управлению Государственным долгом Великобритании (UK Debt Management Office). Этому же Департаменту в 2000 году также были переданы функции по управлению финансами Правительства Англии. С 2004 года функции регистратора для облигаций Правительства Англии (также известных как Британские государственные облигации (Gilts)) переданы компании Computershare.

Банк Англии сотрудничает с центральными банками других стран и международными организациями, с целью совершенствования международной валютной и финансовой системы.

В Великобритании сформирован цивилизованный рынок ценных бумаг. Преобразования последних десятилетий также показывают, что правительство Великобритании стремится создать все более прочную законодательную основу для функционирования рынка ценных бумаг и постепенного перехода от ситуации, когда фондовый рынок регулируется традициями, к ситуации, когда все решения принимаются на основе жестких законодательных актов. Спецификой регулирования фондового рынка в Великобритании является то, что государство участвует в этом только посредством издания законов, подведения нормативной базы.

На долговые ценные бумаги приходилось 32% совокупного стоимостного оборота фондового рынка страны, а на акции приходилось 68% объема фондового рынка.

По количеству международных операций с ценными бумагами рынок Англии не знает себе равных.

Нужно отметить, что в отличие от большинства континентальных европейских стран в Великобритании рынок ценных бумаг характеризуется независимостью банковской деятельности от сектора ценных бумаг. Для Великобритании, как и для США, Канады, Австралии, характерна англосаксонская модель фондового рынка. Данная модель обладает следующими особенностями:

1. Основным источником инвестиций является фондовый рынок.
2. Наиболее крупным сегментом рынка ценных бумаг становится рынок акций, долговые инструменты начинают носить подчиненный характер - долевой характер фондового рынка.
3. Финансовые институты становятся более специализированными.
4. В структуре собственности доля розничных инвесторов выше, чем доля собственности государства. Наблюдается высокая степень дробности в собственности на акционерный капитал.
5. Высокая степень открытости рынка, меньше ограничений на движение капиталов, на конвертируемость валюты, свободнее доступ иностранных эмитентов, инвесторов и финансовых посредников.
Особенность эмиссии ценных бумаг в Великобритании является преимущественный выпуск именных акций и облигаций.

Вторичный оборот государственных облигаций происходит на Лондонской фондовой бирже, в настоящее время объединившейся с Немецкой биржей. Мелкие инвесторы могут проводить незначительные операции с этими инструментами через систему почтовых учреждений страны.

Порядок эмиссии ценных бумаг и содержание проспекта эмиссии регулируются законодательно [ 30, с. 56].

С 1996 года в Лондоне функционирует автоматизированная компьютерная система торговая система Tradepoint, имеющая статус фондовой биржи.

Для регулирования и покрытия долга Министерство финансов выпускает два вида ценных бумаг: облигации (gilts) и казначейские векселя (Treasury bills).

До 1998 г. вопросами эмиссии ценных бумаг занимался Банк Англии.

В апреле 1998 г. по решению правительства эта функция перешла к вновь созданному Департаменту управления долгом - DMO (Debt Management Office). Этот департамент входит в состав Министерства финансов Великобритании.

Наибольшее распространение получили облигации, на долю которых приходится 95% всех долговых обязательств, выпускаемых DMO. Отличительной особенностью облигаций является их очень высокая надежность. Это качество, в частности, заложено в официальном названии облигации - Guilt-edged stock (ценная бумага с золотым обрезом, т.е. - первоклассная, гарантированная).

По срокам обращения облигации в Англии делятся на краткосрочные (менее 5 лет до погашения), среднесрочные (от 5 до 15 лет), долгосрочные (свыше 15 лет до погашения). К последнему сегменту также относятся бессрочные государственные облигации.

В Англии выпускают также конвертируемые облигации, т.е. краткосрочные облигации, которые можно превратить (конвертировать) в долгосрочные облигации. Отнесение облигаций к тому или иному сегменту осуществляется по времени, фактически оставшемуся до погашения данной бумаги. В этом заключается особенность классификации государственных облигаций Великобритании по временному признаку. В прошлом это было важно для дифференциации соответствующего налогообложения.

По целевому назначению государственные займы делятся на казначейские. финансовые, военные, конверсионные, консолидированные и т.д.

16.3. Особенности функционирования финансовой системы в Японии.

Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.
Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку (бюджетную классификацию), которая включает разделы, статьи и параграфы.

Доходы бюджета подразделяются па 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, а расходы бюджета делят на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.

Доходная часть государственного бюджета Японии формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени, штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран. В 1991 г. он составил 9,3 % от ВНП.

С 1966 по 1991 гг. расходы центрального правительства Японии увеличились в 18 раз.

Приоритетами бюджета Японии являю.тся такие направления расходования бюджетных средств.

Социальное страхование – это одна из значимых статей расходов (36% от расходной части бюджета). Традиционно эта статья составляет главную часть расходов государственного бюджета (примерно половину всех расходов страны).

Пенсионная система Японии достаточно сложная и многоуровневая. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальная часть пенсии выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

Что касается других расходов, то здесь ситуация такова:

-субсидии для местного самоуправления (20%) представляют собой финансовую помощь второму звену бюджетной системы - бюджетам префектур;

-общественным работам уделяется большое внимание в бюджете (11%). Это означает, что правительство считает, что с помощью широкой программы общественных работ оно сможет вернуть экономику Японии на путь нормального поступательного развития. В программе общественных работ на первое место выдвинуты такие приоритеты: сооружение новых линий скоростных железных дорог; работы по развитию авиационного транспорта; проекты, относящиеся к информационным технологиям; меры по улучшению окружающей среды, а также дорожное строительство.

Финансирование образования и содействие науки составляет 8% расходов бюджета Японии. Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию. В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% - на естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании -обороны (6%). Уже сейчас затраты правительства Японии на оборону считаются одними из самых высоких в мире.

Следующим направлением расходов бюджета является обслуживание государственного долга, который достаточно велик (больше 100 % ВВП). Поэтому на обслуживание государственного долга было затрачено 25,8% расходной части бюджета.

План возрождения Японии представляет собой схему прогресса Японии в XXI в. Этот план намечает ряд приоритетных сфер, которые требуют первоочередного развития. Среди них выделяются четыре: информационные технологии, которые рассматриваются как базисные для экономического рывка; стареющее японское общество; улучшение окружающей среды; необходимость обновления японских городов.

Прочие расходы бюджета составляют около 17%. Эти расходы включают: государственные пенсии местного самоуправления, экономическое сотрудничество, поддержку малого бизнеса, энергетику, контроль за продовольствием, трансферты на промышленные капиталовложения, резерв на общественные работы и другие расходы.

Проблема бюджетного дефицита в Японии (7-8,5%) достаточно актуальна. В последнее время размер превышения расходов над доходами бюджета центрального правительства страны в процентах к ВВП значительно превосходит допустимые мировым сообществом рамки в 3%.

Поскольку обычных доходов не хватает, дефицит бюджетов покрывается с помощью государственных займов.

Бюджетный процесс в Японии включает в себя четыре основные стадии: подготовка проекта бюджета, рассмотрение и утверждение, исполнение бюджета, составление отчета об исполнении бюджета.

Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам. Эти предложения не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.

С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета.

Далее проект бюджета направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров. После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона. Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.
Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами. Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Банк Японии и последний осуществляет соответствующие операции. Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.
Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того, как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

Вторым звеном бюджетной и финансовой системы Японии являются бюджеты местных органов власти (префектур). В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.
Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений. В Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части (около 40%), что является принципиальной особенностью бюджетной системы страны. Отчисления от общегосударственных налогов составляют 17% от доходной части. Главной статьей неналоговых доходов префектур являются дотации государства на осуществление общенациональных мероприятий (около 13%). Остальные неналоговые поступления составляют 30% доходной части местных бюджетов.

За счет средств местных органов власти в Японии финансируется развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий. Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных пособий, пенсий. Значительная часть бюджетных средств расходуется на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов суда и прокуратуры.

Местные бюджета в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года. Необходимо отметить, что удельный вес расходов местных органов власти в ВВП значительно больше удельного веса в ВВП расходов центрального правительства.

Третьим структурным элементом финансовой системы Японии являются специальные фонды. В 80-е годы насчитывалось 12 специальных фондов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.

С середины 80-х годов в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам. Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. При этом 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, в частности, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины.Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет.

В Японии финансы государственных предприятий, как звено финансовой системы страны имеют свои специфические особенности.

В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру.

Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.

Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена.

Во многих акционерных компаниях и паевых товариществах государство (в лице главы соответствующего министерства) - единственный или главный акционер, но в среднем доля участия правительства в их капитале составляет 38,3%.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных