Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современная культура как культура масс-медиа 5 страница




Элита (от франц. elite – лучшее, отборное) – высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий важные культурные функции. Различают как по признакам выделения элиты – политической (В. Парето, Р. Михельс), технологической (Дж. Бернхем), социально-психологической (Х. Ортега-и-Гасет, И. Шумпетер), так и по направленности – от антидемократических до либеральных. Наиболее распространенное деление – на политические («правящие», «властные») и культурные. Культурологи обычно применяют термин «элита» к выдающимся деятелям культуры, к творцам новых культурных норм, иногда он выступает как синоним «аристократии духа», «творческой интеллигенции» (в российских текстах). Количественное сужение элиты и ее духовное сплочение неизбежно сопровождается ее качественным ростом, а значит, индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными.

Элитарная культура – субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами, элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле. Элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней.

Этикет (франц. ľétiquette – ярлык, этикетка, церемониал) – специфический социальный институт; установленный порядок поведения в каком–либо обществе, свод правил, регулирующих внешние формы социально-коммуникативных взаимодействий людей (формы обращения и приветствия, правила ведения беседы, поведение за столом, в общественных местах и т. д.); знаково-символический способ оформления социально-коммуникативных взаимодействий.

Этнос – исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность самосознания (сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований), территории, языка и культуры.

Этноцентризм – убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). На этой основе развивается пренебрежение к представителям других социальных групп.

Эсхатология (от греч. εσχατος – последний и λόγός – слово, знание) – учение о конце света в различных религиозно-мифологических системах. Существует как в рамках циклической модели времени, так и в картине линейного времени, например, в христианстве. Циклическая модель, например в индуизме, исходит из представления о периодически повторяющейся гибели мира и богов (пралая). Это происходит, когда Брахма засыпает, и наступает ночь Брахмы. С его пробуждением и наступлением дня мир создается заново. В позднем индуизме появляется идея постепенного упадка добродетели от критаюги (золотого века) до современной калиюги – времени беззакония. В конце концов мир погибнет в огне, и тогда явится грозный судия Калкин. Наиболее полно разработана эсхатология в авраамических религиях. Об Апокалипсисе и Страшном суде рассказывается в ветхозаветной книге пророчеств Даниила и в Откровении Иоанна Богослова.

Язык – в общефилософском смысле знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на различных уровнях, включая мышление, хранение и передачу информации. В культурологическом знании существует понятие «язык культуры», под которым понимается совокупность культурных объектов, складывающихся в единую систему и обладающие общими правилами образования, трансляции и хранения культурных смыслов.

Я-сознание (иначе – индивидуальное сознание) – образ мыслей, согласно которому центром и субъектом развития культуры является отдельный человек, личность. Я-сознание утверждает ценность отдельной личности, ее право на свободу, самостоятельное принятие решений, а также и несение ею ответственности за сделанный выбор. Я-сознание предполагает определяющую роль личности в истории человечества, право личности на создание нового и преобразование мира. Я-сознание формируется в демократических обществах, культурах западного типа, в которых утверждаются права и свободы личности.

 


[1] Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М.: Юрайт–Издат, 2007. – С. 7.

[2] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222

[3] Там же.

[4] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222

[5] Там же.

[6] Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://marsexx.ru/lit/gerder1.html

[7] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – С. 52.

[8] Там же. С. 51.

[9] Там же.

[10] Там же. С. 50.

[11] Там же. С. 48.

[12] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – С. 54–55.

[13] Там же. С. 55.

[14] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – С. 60.

[15] Там же. С. 55.

[16] Там же. С. 56.

[17] Там же. С. 55.

[18] Там же.

[19] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Культурология: ХХ век. Антология. – М.: Юрист, 1995. – C. 74–75.

[20] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – С. 78.

[21] Там же.

[22] Виндельбанд В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. – М.: КАНОН-пресс, 1998. – С. 23.

[23] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Культурология: ХХ век. Антология. – М.: Юрист, 1995. – С. 77.

[24] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – С. 111.

[25] Там же. С. 110-11.

[26] Там же. С. 95.

[27] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Культурология: ХХ век. Антология. – М.: Юрист, 1995. – C. 70.

[28] Там же. С. 69.

[29] Мухамеджанова Н.М. «Гуманитаризация как диалогизация образования» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/91/23/

[30] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – С. 123.

[31] Примечательно, что Риккерт здесь, по сути, возвращается к «Ding an sich» («вещь в себе» или точнее «вещь сама по себе»), с отрицания которой началось неокантианство, так как ценности, выходящие за горизонт любой имеющейся человеческой культуры – это по сути, другое наименование ««Ding an sich»», находящейся по ту сторону человеческого сознания.

[32] Цит. по: Аксиология // Новая философская энциклопедия. Институт философии РАН [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/0086.html

[33] Риккерт Г. Философия жизни. – Киев: Ника-Центр. – 1998. – С. 264–265.

[34] Там же. С. 265.

[35] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222

[36] Там же.

[37] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222

[38] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222

[39] Там же.

[40] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222

[41] См.: Там же.

[42] Там же.

[43] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222

[44] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222

[45] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222

[46] Оствальд В. Принципы теории образования / В. Оствальд // Антология исследований культуры: В 2 т. Т. 1. – СПб., 1997. – С. 141.

[47] Уайт Л. Энергия в эволюции культуры / Л. Уайт // Антология исследований культуры: В 2 т. Т. 1. – СПб., 1997. – С. 464.

[48] См.: Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М.: Юрайт–Издат, 2005. – С. 38.

[49] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222

[50] См.: Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222

[51] Там же.

[52] Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. – М.: Вече-2000; АСТ, 2003. – С. 228.

[53] Там же. С. 228.

[54] Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М.: Юрайт–Издат, 2005. – С. 30.

[55] См.: Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М.: Юрайт–Издат, 2005. – С. 30–32.

[56] Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М.: Юрайт–Издат, 2005. – С. 32.

[57] См.: Там же. С. 33.

[58] Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М.: Юрайт–Издат, 2005. – С. 34.

[59] Майков В.В. Трансперсональная психология [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.psycho.all.ru/maikov.htm

[60] Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://psycho.dtn.ru/lib/beyondthebrain.htm

[61] Там же.

[62] Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. – М.: Вече-2000; АСТ, 2003. – С. 40.

[63] Там же.

[64] Елисеева Ю.А. Системность как методологическая ценность постнеклассической психологии культуры / Ю.А. Елисеева // Известия Уральского государственного университета. Общественные науки. – 2007. – № 48.

[65] Там же.

[66] Шилков Ю.М. Психология культуры и историческое познание / Ю.М. Шилков // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество. – М.: Академический Проект, 2005. – С. 62.

[67] Михайлов Ф.Т. Как возможна культурология в качестве основания общего человековедения / Ф.Т. Михайлов // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество. М.: Академический Проект, 2005. – С. 58.

[68] См.: Елисеева Ю.А. Системность как методологическая ценность постнеклассической психологии культуры / Ю.А. Елисеева // Известия Уральского государственного университета. Общественные науки. – 2007. – № 48.

[69] Там же.

[70] Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – СПб.: Питер, 2004. – С. 419.

[71] Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. – М.: Вече-2000; АСТ, 2003. – С. 229.

[72] Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М.: Юрайт–Издат, 2005. – С. 35–36.

[73] См.: Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. – М.: Вече-2000; АСТ, 2003. – С. 204.

[74] Там же.

[75] См.: Культурология / Сост. С.И. Чудинов. – Новосибирск, 2006 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: ciu.nstu.ru/kaf/persons/22022/a/file_get/101225?nomenu=1

[76] См.: Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – СПб.: Питер, 2004. – С. 15–27.

[77] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222

[78] Там же. Более подробно о культуре как системе см. соответствующий раздел пособия.

[79] См.: Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – C. 36–55, 140–194.

[80] См.: Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – C. 194–221.

[81] Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – C. 221.

[82] См.; Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – C. 221–253.

[83] См.: Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – C. 221–253.

[84] Лихачев Д.С. Заметки о русском [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lihach/index06.php

[85] Абашев В.В. Пермь как текст. Семиотика Перми и локальные культурные практик / В.В. Абашев // Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX (к 75-летию Перми). – Пермь, 2000. – С. 35.

[86] Лихачев Д.С. Экология культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecologia-cultur.ucoz.ru/load/9-1-0-4

[87] Бельская Е.Ю. Культура и природа / Е.Ю. Бельская // Культурология. – М., 2007. – С. 116–125.

[88] И звезда с звездою говорит: Сб. стихов. – Пермь, 1986. – С. 52.

[89] Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – С. 67.

 

[90] Коган Л.Н. Теория культуры / Л.Н. Коган. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. – С. 74.

[91] Гумилев Н. Природа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://home.germany.net/100-163279/illeguan/gumilev2.htm

[92] Гоген П. Письма Ноа Ноа // Прежде и потом. – Л., 1972. – С. 34, 85.

[93] Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации / Я. Ассман. – М., 1999. – С. 91.

[94] Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры / В.В. Емельянов. – СПб., 2001. – С. 39.

[95] Эра царствующих богов: 3000 – 1500 гг. до н. э. – М., 1998. – С. 116–118.

[96] Бельская Е.Ю. Культура и природа / Е.Ю. Бельская // Культурология. – М., 2007. – С. 121.

[97] Коган Л.Н. Теория культуры / Л.Н. Коган. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. – С. 75.

[98] Русский космизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cosmizm.ru

[99] Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.

[100] Бодрийяр Ж. Система вещей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bod_SisV/02.php. С. 39.

[101] Там же.

 

[102] Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре / В.Д. Лелеко. – СПб., 2002.

[103] Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-lib.info/book.php?id=1120000816&p=35

[104] Мосс М. Техники тела / М. Мосс // Общество. Обмен. Личность. М., 1996 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.google.com/View?id=dcwmhwgh_13f3x6v3wn

[105] Мосс М. Техники тела / М. Мосс // Общество. Обмен. Личность. М., 1996 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.google.com/View?id=dcwmhwgh_13f3x6v3wn

[106] Там же.

[107] Там же.

[108] Фуко М. Рождение клиники / М. Фуко. – М., 1998.

[109] Сонтаг С. Болезнь как метафора / С. Сонтаг // Иностранная литература. – 2003. –№ 8. – С. 225.

[110] Там же. С. 245.

[111] Сонтаг С. Болезнь как метафора / С. Сонтаг // Иностранная литература. – 2003. –№ 8. – С. 257.

[112] Корецкая Л.Ф. Телесность человека как объект социогуманитарного познания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://izvestia.isea.ru

[113] Хоружий С.С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: synergia-isa.ru/…/download/lib/004_Horuzhy_Germenevtika_Telesnosti.doc

 

[114] Басистая Е.В. Гендерные стереотипы традиционной культуры / Е.В. Басистая // Аналитика культурологии. Электронное научное издание. – 2010. – Вып. 2 (17) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru

[115] Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б.В. Марков. – СПб., 1999.

[116] Платон. Диалог «Пир» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/plato/pir.html

[117] Там же.

[118] Там же.

[119] Там же.

[120] Платон. Диалог «Пир» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/plato/pir.html

[121] Там же.

[122] Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке / И.С. Кон. – М., 2005. – С. 15.

[123] Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru

[124] Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке / И.С. Кон. – М., 2005. – С. 16.

[125] Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б.В. Марков. – СПб., 1999.

[126] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М., 1994. – С. 385.

[127] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М., 1992. – С. 297.

[128] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М., 1992. – С. 298.

[129] Доклад В.В. Миронова // Время конца времен. Время и вечность в философской культуре. М., 2009. С. 23 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/klub_vremya.pdf

[130] Булычев Ю.Ю. Россия как предмет культурно-исторического познания. Введение в проблему российской природно-исторической самобытности. – СПб., 2005 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://bystikus.narod.ru/rkpcip.pdf

[131] Сорокин П.А., Мертон Р.К. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: www.chronos.msu.ru. С. 116.

 

[132] Кемеров В.Е. Время социальное и пространство социальное // Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н. проф. В. Е. Кемерова. – М., 2004. – С. 129.

[133] Там же.

[134] Коган Л.Н. Теория культуры / Л.Н. Коган. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. – С. 60.

[135] Бурдье П. Социология политики / П. Бурдье. – М., 1993.

[136] Иконникова С.Н. Архитектоника и динамизм культурного пространства России / С.Н. Иконникова // Вестник СПбГУ. Сер. 6. – 1997. – Вып.3 (№ 20). – С. 35.

[137] Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Новосибирск, 1993.

[138] Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум как форма целостности культуры: к постановке проблемы / Э.В. Баркова // Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. – СПб., 2001. – С. 138.

[139] Пигалев А.И. Время культуры / А.И. Пигалев // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. – СПб.: Университетская книга, 1998. – С. 131.

[140] Коган Л.Н. Теория культуры / Л.Н. Коган. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993.

[141] Медведев А.В. Введение в культурологию / А.В. Медведев, С.А. Михалев, Ю.К. Саранчин. – Екатеринбург, 1996. – С. 74–77.

[142] Карпов М.Г. Русская культура на пороге новой эпохи. XVII век / М.Г. Карпов. – М., 1994.

[143] Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich03.htm

[144] Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. – М., 2000; Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. – М., 2002; Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде. – М., 1994.

[145] Мелетинский Е.М. Время мифическое / Е.М. Мелетинский // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. Т. 1. – М.: Университетская книга, 1994. – С. 252–253.

[146] Топоров В.Н. Пространство / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. Т. 2. – М.: Университетская книга, 1994. – С. 340.

[147] Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма / М.А. Барг. – М., 1987.

[148] Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich03.htm

[149] Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки / М.С. Каган // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л., 1974. – С. 32.

[150] Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. – 1968. – № 8. – С. 74-87 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psujourn.narod.ru/lib/lih_inworld.htm

[151] Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. – М., 1975. – С. 443.

[152] Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б.В. Марков. – СПб., 1999. – С. 130.

[153] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. Электронный ресурс. Режим доступа: http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich03.htm

[154] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. Электронный ресурс. Режим доступа: http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich03.htm

 

[155] См.: Добреньков В. Социология: в 3-х томах: словарь по книге / В. Добреньков, А. Кравченко. – М., 2000.

[156] Лихачева Л.С. История западноевропейского этикета / Л.С. Лихачева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. – С. 40.

[157] Там же. С. 38.

[158] Молокане – течение в христианстве, развившиеся из Духовных Христиан – русских крестьян, которые в 1600-х годах выступили против поклонения иконам, против божественной сущности царей, против православных постов, против военных убийств и ряда других практик, которые считали противоречащими Библии. Название получили из-за употребления молочных продуктов в постные дни.

[159] Впрочем, истории известны случаи, когда этикетные нормы имели статус закона и контроль над ними был столь же строг, что свидетельствует об исторической изменчивости не только содержания норм, но и их статуса.

[160] См.: Теория культуры / Под ред. В.П. Большакова, С.Н. Иконниковой. – СПб., 2008.

[161] Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев. – М., 1985. – С. 33.

[162] См. Лихачева Л.С. Этикет в социальном взаимодействии: полипарадигмальный подход / Л.С. Лихачева. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2000.

[163] Захаров А.В. Массовое общество в России / А.В. Захаров // Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». – М., 2003. – С. 87.

[164] См.: Мукерджи Ч. Новый взгляд на поп-культуру / Ч. Мукерджи, М. Шадсон // ПОЛИГНОЗИС. Проблемный научно-философский и культурологический журнал. – 2000. – №№ 2, 3.

[165] Цит. по: Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. – М.: Аспект-Пресс, 1999.

[166] Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

[167] Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. Т.1. – М., 2007. – С. 68.

[168] Там же. С. 76.

[169] Вебер А. Принципиальные замечания к социологии культуры / А. Вебер // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. – СПб., 1999. – С. 26.

[170] Там же. С. 21.

[171] См.: Теория культуры / Под ред. В.П. Большакова, С.Н. Иконниковой. – СПб., 2008.

[172] Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. – СПб., 1998. – С. 17.

[173] Федотов Г. П. Новое отечество // Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Т. 2. – СПб., 1992. – С. 245.

[174] Название происходит от имени журнала «Анналы экономической и социальной истории» (впоследствии «Анналы экономики, общества, цивилизации»).

[175] Азбука психолога: Яндекс-словари [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/

[176] Ахиезер А. Социокультурный словарь [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.terme.ru/dictionary/173/word.

[177] Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – С. 262–263.

[178] Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2005. – С. 445.

[179] Число три для историков древности, видимо, обладало особой притягательной силой: и в буддизме есть учение о трех эрах: эре истинного закона, эре подобия закона и эре конца закона. Можно найти и другие примеры.

[180] Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций / Дж. Вико. – М., 1994.

[181] Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. – М., 1977. – С. 239–240

[182] Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества С. 265.

[183] Там же. С. 266–267.

[184] Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения / А.П. Огурцов. – М., 1993. – С. 24–25.

[185] Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М., 2005. – С. 316

[186] Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я Данилевский. – М., 1991. – С. 85.

[187] Там же. – С. 85.

[188] Там же. – С. 88.

[189] Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я Данилевский. – М., 1991. – С. 472.

[190] Там же. – С. 472.

[191] Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я Данилевский. – М., 1991. - С. 478.

[192] Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я Данилевский. – М., 1991. – С. 508.

[193] Дубнов А.П. «Падение Запада» и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение) / А.П. Дубнов // Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1993. – С. 9.

[194] Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Новосибирск, 1993. – С. 169.

[195] Там же. С. 69

[196] Там же. С. 173

[197] Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Новосибирск, 1993. – С. 265.

[198] Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Новосибирск, 1993. – С. 164.

[199] Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры / А. Вебер. – М., 1999. – С. 14.

[200] Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры / А. Вебер. – М., 1999. - С. 21

[201] История культурологии: учебник / Под общей редакцией А.П. Огурцова. – М., 2006. – С. 194.

[202] Тойнби А.Дж. Постижение истории / А. Дж Тойнби. – М., 1991. – С. 25–26.

[203] Тойнби А.Дж. Постижение истории / А. Дж Тойнби. – М., 1991. – С. 33.

[204] Там же. С. 87.

[205] Там же. С. 113.

[206] Тойнби А.Дж. Постижение истории / А. Дж Тойнби. – М., 1991. –С. 119–120.

[207] Там же. С. 140.

[208] Тойнби А.Дж. Постижение истории / А. Дж Тойнби. – М., 1991. - С. 259.

[209] Там же. С. 336.

[210] Тойнби А.Дж. Постижение истории / А. Дж Тойнби. – М., 1991. – С. 338.

[211] Там же. С. 343

[212] Там же. С. 356.

[213] Тойнби А.Дж. Постижение истории / А. Дж Тойнби. – М., 1991. –С. 408.

[214] Сорокин П. Социальная и культурная динамика / П. Сорокин. – СПб., 2000. – С. 55.

[215] Там же. С. 21.

[216] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М., 1992. – С. 450.

[217] Кармин А.С. Культурология: Учебник / А.С. Кармин. – СПб., 2011. – С. 891.

[218] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М., 1992. – С. 433.

[219] Цит. по: История культурологии: учебник / Под общей редакцией А.П. Огурцова. – М., 2006. – С. 203.

[220] Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991. – С. 32.

[221] Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991. – С. 33.

[222] Там же. С. 76.

[223] Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991. – С. 89.

[224] Там же. С. 85.

[225] Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991. –С. 85-86.

[226] Там же. С. 86.

[227] Там же. С. 86–87.

[228] Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991. – С. 141.

[229] Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991. –С. 141–142.

[230] Там же. С. 142.

[231] Там же. С. 143.

[232] Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – С. 337.

[233] Та же. С. 388.

[234] Там же. С. 388.

[235] Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб., 1996. – С. 339.

[236] Там же. С. 343.

[237] Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб., 1996. –С. 347.

[238] Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М., 1983. – С. 322.

[239] Там же. С. 322–323.

[240] Там же. С. 326

[241] Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М., 1983 – С.327

[242] Там же. С.328

[243] Медведев А.В. Культурология: Курс лекций / А.В. Медведев. – Екатеринбург, 2008. – С. 42.

[244] Медведев А.В. Культурология: Курс лекций / А.В. Медведев. – Екатеринбург, 2008. – С. 43.

[245] Померанц Г. Диалог культурных миров / Г. Померанц // Лики культуры. Альманах. Т. 1. – М., 1995. – С. 445.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных