ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Современная культура как культура масс-медиа 5 страницаЭлита (от франц. elite – лучшее, отборное) – высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий важные культурные функции. Различают как по признакам выделения элиты – политической (В. Парето, Р. Михельс), технологической (Дж. Бернхем), социально-психологической (Х. Ортега-и-Гасет, И. Шумпетер), так и по направленности – от антидемократических до либеральных. Наиболее распространенное деление – на политические («правящие», «властные») и культурные. Культурологи обычно применяют термин «элита» к выдающимся деятелям культуры, к творцам новых культурных норм, иногда он выступает как синоним «аристократии духа», «творческой интеллигенции» (в российских текстах). Количественное сужение элиты и ее духовное сплочение неизбежно сопровождается ее качественным ростом, а значит, индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными. Элитарная культура – субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами, элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле. Элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней. Этикет (франц. ľétiquette – ярлык, этикетка, церемониал) – специфический социальный институт; установленный порядок поведения в каком–либо обществе, свод правил, регулирующих внешние формы социально-коммуникативных взаимодействий людей (формы обращения и приветствия, правила ведения беседы, поведение за столом, в общественных местах и т. д.); знаково-символический способ оформления социально-коммуникативных взаимодействий. Этнос – исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность самосознания (сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований), территории, языка и культуры. Этноцентризм – убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). На этой основе развивается пренебрежение к представителям других социальных групп. Эсхатология (от греч. εσχατος – последний и λόγός – слово, знание) – учение о конце света в различных религиозно-мифологических системах. Существует как в рамках циклической модели времени, так и в картине линейного времени, например, в христианстве. Циклическая модель, например в индуизме, исходит из представления о периодически повторяющейся гибели мира и богов (пралая). Это происходит, когда Брахма засыпает, и наступает ночь Брахмы. С его пробуждением и наступлением дня мир создается заново. В позднем индуизме появляется идея постепенного упадка добродетели от критаюги (золотого века) до современной калиюги – времени беззакония. В конце концов мир погибнет в огне, и тогда явится грозный судия Калкин. Наиболее полно разработана эсхатология в авраамических религиях. Об Апокалипсисе и Страшном суде рассказывается в ветхозаветной книге пророчеств Даниила и в Откровении Иоанна Богослова. Язык – в общефилософском смысле знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на различных уровнях, включая мышление, хранение и передачу информации. В культурологическом знании существует понятие «язык культуры», под которым понимается совокупность культурных объектов, складывающихся в единую систему и обладающие общими правилами образования, трансляции и хранения культурных смыслов. Я-сознание (иначе – индивидуальное сознание) – образ мыслей, согласно которому центром и субъектом развития культуры является отдельный человек, личность. Я-сознание утверждает ценность отдельной личности, ее право на свободу, самостоятельное принятие решений, а также и несение ею ответственности за сделанный выбор. Я-сознание предполагает определяющую роль личности в истории человечества, право личности на создание нового и преобразование мира. Я-сознание формируется в демократических обществах, культурах западного типа, в которых утверждаются права и свободы личности.
[1] Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М.: Юрайт–Издат, 2007. – С. 7. [2] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222 [3] Там же. [4] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222 [5] Там же. [6] Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://marsexx.ru/lit/gerder1.html [7] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – С. 52. [8] Там же. С. 51. [9] Там же. [10] Там же. С. 50. [11] Там же. С. 48. [12] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – С. 54–55. [13] Там же. С. 55. [14] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – С. 60. [15] Там же. С. 55. [16] Там же. С. 56. [17] Там же. С. 55. [18] Там же. [19] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Культурология: ХХ век. Антология. – М.: Юрист, 1995. – C. 74–75. [20] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – С. 78. [21] Там же. [22] Виндельбанд В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. – М.: КАНОН-пресс, 1998. – С. 23. [23] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Культурология: ХХ век. Антология. – М.: Юрист, 1995. – С. 77. [24] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – С. 111. [25] Там же. С. 110-11. [26] Там же. С. 95. [27] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Культурология: ХХ век. Антология. – М.: Юрист, 1995. – C. 70. [28] Там же. С. 69. [29] Мухамеджанова Н.М. «Гуманитаризация как диалогизация образования» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/91/23/ [30] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. – М.: Республика, 1998. – С. 123. [31] Примечательно, что Риккерт здесь, по сути, возвращается к «Ding an sich» («вещь в себе» или точнее «вещь сама по себе»), с отрицания которой началось неокантианство, так как ценности, выходящие за горизонт любой имеющейся человеческой культуры – это по сути, другое наименование ««Ding an sich»», находящейся по ту сторону человеческого сознания. [32] Цит. по: Аксиология // Новая философская энциклопедия. Институт философии РАН [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/0086.html [33] Риккерт Г. Философия жизни. – Киев: Ника-Центр. – 1998. – С. 264–265. [34] Там же. С. 265. [35] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222 [36] Там же. [37] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222 [38] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222 [39] Там же. [40] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222 [41] См.: Там же. [42] Там же. [43] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222 [44] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222 [45] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222 [46] Оствальд В. Принципы теории образования / В. Оствальд // Антология исследований культуры: В 2 т. Т. 1. – СПб., 1997. – С. 141. [47] Уайт Л. Энергия в эволюции культуры / Л. Уайт // Антология исследований культуры: В 2 т. Т. 1. – СПб., 1997. – С. 464. [48] См.: Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М.: Юрайт–Издат, 2005. – С. 38. [49] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222 [50] См.: Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222 [51] Там же. [52] Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. – М.: Вече-2000; АСТ, 2003. – С. 228. [53] Там же. С. 228. [54] Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М.: Юрайт–Издат, 2005. – С. 30. [55] См.: Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М.: Юрайт–Издат, 2005. – С. 30–32. [56] Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М.: Юрайт–Издат, 2005. – С. 32. [57] См.: Там же. С. 33. [58] Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М.: Юрайт–Издат, 2005. – С. 34. [59] Майков В.В. Трансперсональная психология [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.psycho.all.ru/maikov.htm [60] Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://psycho.dtn.ru/lib/beyondthebrain.htm [61] Там же. [62] Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. – М.: Вече-2000; АСТ, 2003. – С. 40. [63] Там же. [64] Елисеева Ю.А. Системность как методологическая ценность постнеклассической психологии культуры / Ю.А. Елисеева // Известия Уральского государственного университета. Общественные науки. – 2007. – № 48. [65] Там же. [66] Шилков Ю.М. Психология культуры и историческое познание / Ю.М. Шилков // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество. – М.: Академический Проект, 2005. – С. 62. [67] Михайлов Ф.Т. Как возможна культурология в качестве основания общего человековедения / Ф.Т. Михайлов // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество. М.: Академический Проект, 2005. – С. 58. [68] См.: Елисеева Ю.А. Системность как методологическая ценность постнеклассической психологии культуры / Ю.А. Елисеева // Известия Уральского государственного университета. Общественные науки. – 2007. – № 48. [69] Там же. [70] Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – СПб.: Питер, 2004. – С. 419. [71] Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. – М.: Вече-2000; АСТ, 2003. – С. 229. [72] Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. – М.: Юрайт–Издат, 2005. – С. 35–36. [73] См.: Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. – М.: Вече-2000; АСТ, 2003. – С. 204. [74] Там же. [75] См.: Культурология / Сост. С.И. Чудинов. – Новосибирск, 2006 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: ciu.nstu.ru/kaf/persons/22022/a/file_get/101225?nomenu=1 [76] См.: Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – СПб.: Питер, 2004. – С. 15–27. [77] Закс Л.А. К самоопределению культурологии и нашим дискуссиям о ней / Л.А. Закс // Сетевое сообщество «Российская культурология» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://culturalnet.ru/f/viewtopic.php?pid=3222 [78] Там же. Более подробно о культуре как системе см. соответствующий раздел пособия. [79] См.: Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – C. 36–55, 140–194. [80] См.: Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – C. 194–221. [81] Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – C. 221. [82] См.; Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – C. 221–253. [83] См.: Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – C. 221–253. [84] Лихачев Д.С. Заметки о русском [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lihach/index06.php [85] Абашев В.В. Пермь как текст. Семиотика Перми и локальные культурные практик / В.В. Абашев // Искусство Перми в культурном пространстве России. Век XX (к 75-летию Перми). – Пермь, 2000. – С. 35. [86] Лихачев Д.С. Экология культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecologia-cultur.ucoz.ru/load/9-1-0-4 [87] Бельская Е.Ю. Культура и природа / Е.Ю. Бельская // Культурология. – М., 2007. – С. 116–125. [88] И звезда с звездою говорит: Сб. стихов. – Пермь, 1986. – С. 52. [89] Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – С. 67.
[90] Коган Л.Н. Теория культуры / Л.Н. Коган. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. – С. 74. [91] Гумилев Н. Природа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://home.germany.net/100-163279/illeguan/gumilev2.htm [92] Гоген П. Письма Ноа Ноа // Прежде и потом. – Л., 1972. – С. 34, 85. [93] Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации / Я. Ассман. – М., 1999. – С. 91. [94] Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры / В.В. Емельянов. – СПб., 2001. – С. 39. [95] Эра царствующих богов: 3000 – 1500 гг. до н. э. – М., 1998. – С. 116–118. [96] Бельская Е.Ю. Культура и природа / Е.Ю. Бельская // Культурология. – М., 2007. – С. 121. [97] Коган Л.Н. Теория культуры / Л.Н. Коган. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. – С. 75. [98] Русский космизм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cosmizm.ru [99] Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991. [100] Бодрийяр Ж. Система вещей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bod_SisV/02.php. С. 39. [101] Там же.
[102] Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре / В.Д. Лелеко. – СПб., 2002. [103] Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-lib.info/book.php?id=1120000816&p=35 [104] Мосс М. Техники тела / М. Мосс // Общество. Обмен. Личность. М., 1996 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.google.com/View?id=dcwmhwgh_13f3x6v3wn [105] Мосс М. Техники тела / М. Мосс // Общество. Обмен. Личность. М., 1996 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.google.com/View?id=dcwmhwgh_13f3x6v3wn [106] Там же. [107] Там же. [108] Фуко М. Рождение клиники / М. Фуко. – М., 1998. [109] Сонтаг С. Болезнь как метафора / С. Сонтаг // Иностранная литература. – 2003. –№ 8. – С. 225. [110] Там же. С. 245. [111] Сонтаг С. Болезнь как метафора / С. Сонтаг // Иностранная литература. – 2003. –№ 8. – С. 257. [112] Корецкая Л.Ф. Телесность человека как объект социогуманитарного познания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://izvestia.isea.ru [113] Хоружий С.С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: synergia-isa.ru/…/download/lib/004_Horuzhy_Germenevtika_Telesnosti.doc
[114] Басистая Е.В. Гендерные стереотипы традиционной культуры / Е.В. Басистая // Аналитика культурологии. Электронное научное издание. – 2010. – Вып. 2 (17) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru [115] Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б.В. Марков. – СПб., 1999. [116] Платон. Диалог «Пир» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/plato/pir.html [117] Там же. [118] Там же. [119] Там же. [120] Платон. Диалог «Пир» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/plato/pir.html [121] Там же. [122] Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке / И.С. Кон. – М., 2005. – С. 15. [123] Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru [124] Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке / И.С. Кон. – М., 2005. – С. 16. [125] Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б.В. Марков. – СПб., 1999. [126] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М., 1994. – С. 385. [127] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М., 1992. – С. 297. [128] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М., 1992. – С. 298. [129] Доклад В.В. Миронова // Время конца времен. Время и вечность в философской культуре. М., 2009. С. 23 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/klub_vremya.pdf [130] Булычев Ю.Ю. Россия как предмет культурно-исторического познания. Введение в проблему российской природно-исторической самобытности. – СПб., 2005 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://bystikus.narod.ru/rkpcip.pdf [131] Сорокин П.А., Мертон Р.К. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: www.chronos.msu.ru. С. 116.
[132] Кемеров В.Е. Время социальное и пространство социальное // Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н. проф. В. Е. Кемерова. – М., 2004. – С. 129. [133] Там же. [134] Коган Л.Н. Теория культуры / Л.Н. Коган. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. – С. 60. [135] Бурдье П. Социология политики / П. Бурдье. – М., 1993. [136] Иконникова С.Н. Архитектоника и динамизм культурного пространства России / С.Н. Иконникова // Вестник СПбГУ. Сер. 6. – 1997. – Вып.3 (№ 20). – С. 35. [137] Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Новосибирск, 1993. [138] Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум как форма целостности культуры: к постановке проблемы / Э.В. Баркова // Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. – СПб., 2001. – С. 138. [139] Пигалев А.И. Время культуры / А.И. Пигалев // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. – СПб.: Университетская книга, 1998. – С. 131. [140] Коган Л.Н. Теория культуры / Л.Н. Коган. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. [141] Медведев А.В. Введение в культурологию / А.В. Медведев, С.А. Михалев, Ю.К. Саранчин. – Екатеринбург, 1996. – С. 74–77. [142] Карпов М.Г. Русская культура на пороге новой эпохи. XVII век / М.Г. Карпов. – М., 1994. [143] Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich03.htm [144] Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. – М., 2000; Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. – М., 2002; Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде. – М., 1994. [145] Мелетинский Е.М. Время мифическое / Е.М. Мелетинский // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. Т. 1. – М.: Университетская книга, 1994. – С. 252–253. [146] Топоров В.Н. Пространство / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. Т. 2. – М.: Университетская книга, 1994. – С. 340. [147] Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма / М.А. Барг. – М., 1987. [148] Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich03.htm [149] Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки / М.С. Каган // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л., 1974. – С. 32. [150] Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. – 1968. – № 8. – С. 74-87 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psujourn.narod.ru/lib/lih_inworld.htm [151] Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. – М., 1975. – С. 443. [152] Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б.В. Марков. – СПб., 1999. – С. 130. [153] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. Электронный ресурс. Режим доступа: http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich03.htm [154] Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. Электронный ресурс. Режим доступа: http://justlife.narod.ru/gurevich/gurevich03.htm
[155] См.: Добреньков В. Социология: в 3-х томах: словарь по книге / В. Добреньков, А. Кравченко. – М., 2000. [156] Лихачева Л.С. История западноевропейского этикета / Л.С. Лихачева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. – С. 40. [157] Там же. С. 38. [158] Молокане – течение в христианстве, развившиеся из Духовных Христиан – русских крестьян, которые в 1600-х годах выступили против поклонения иконам, против божественной сущности царей, против православных постов, против военных убийств и ряда других практик, которые считали противоречащими Библии. Название получили из-за употребления молочных продуктов в постные дни. [159] Впрочем, истории известны случаи, когда этикетные нормы имели статус закона и контроль над ними был столь же строг, что свидетельствует об исторической изменчивости не только содержания норм, но и их статуса. [160] См.: Теория культуры / Под ред. В.П. Большакова, С.Н. Иконниковой. – СПб., 2008. [161] Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев. – М., 1985. – С. 33. [162] См. Лихачева Л.С. Этикет в социальном взаимодействии: полипарадигмальный подход / Л.С. Лихачева. – Екатеринбург: Уральское издательство, 2000. [163] Захаров А.В. Массовое общество в России / А.В. Захаров // Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». – М., 2003. – С. 87. [164] См.: Мукерджи Ч. Новый взгляд на поп-культуру / Ч. Мукерджи, М. Шадсон // ПОЛИГНОЗИС. Проблемный научно-философский и культурологический журнал. – 2000. – №№ 2, 3. [165] Цит. по: Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. – М.: Аспект-Пресс, 1999. [166] Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. [167] Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. Т.1. – М., 2007. – С. 68. [168] Там же. С. 76. [169] Вебер А. Принципиальные замечания к социологии культуры / А. Вебер // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. – СПб., 1999. – С. 26. [170] Там же. С. 21. [171] См.: Теория культуры / Под ред. В.П. Большакова, С.Н. Иконниковой. – СПб., 2008. [172] Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. – СПб., 1998. – С. 17. [173] Федотов Г. П. Новое отечество // Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Т. 2. – СПб., 1992. – С. 245. [174] Название происходит от имени журнала «Анналы экономической и социальной истории» (впоследствии «Анналы экономики, общества, цивилизации»). [175] Азбука психолога: Яндекс-словари [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/ [176] Ахиезер А. Социокультурный словарь [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.terme.ru/dictionary/173/word. [177] Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – С. 262–263. [178] Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2005. – С. 445. [179] Число три для историков древности, видимо, обладало особой притягательной силой: и в буддизме есть учение о трех эрах: эре истинного закона, эре подобия закона и эре конца закона. Можно найти и другие примеры. [180] Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций / Дж. Вико. – М., 1994. [181] Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. – М., 1977. – С. 239–240 [182] Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества С. 265. [183] Там же. С. 266–267. [184] Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения / А.П. Огурцов. – М., 1993. – С. 24–25. [185] Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М., 2005. – С. 316 [186] Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я Данилевский. – М., 1991. – С. 85. [187] Там же. – С. 85. [188] Там же. – С. 88. [189] Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я Данилевский. – М., 1991. – С. 472. [190] Там же. – С. 472. [191] Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я Данилевский. – М., 1991. - С. 478. [192] Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я Данилевский. – М., 1991. – С. 508. [193] Дубнов А.П. «Падение Запада» и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение) / А.П. Дубнов // Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1993. – С. 9. [194] Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Новосибирск, 1993. – С. 169. [195] Там же. С. 69 [196] Там же. С. 173 [197] Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Новосибирск, 1993. – С. 265. [198] Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Новосибирск, 1993. – С. 164. [199] Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры / А. Вебер. – М., 1999. – С. 14. [200] Вебер А. Избранное: кризис европейской культуры / А. Вебер. – М., 1999. - С. 21 [201] История культурологии: учебник / Под общей редакцией А.П. Огурцова. – М., 2006. – С. 194. [202] Тойнби А.Дж. Постижение истории / А. Дж Тойнби. – М., 1991. – С. 25–26. [203] Тойнби А.Дж. Постижение истории / А. Дж Тойнби. – М., 1991. – С. 33. [204] Там же. С. 87. [205] Там же. С. 113. [206] Тойнби А.Дж. Постижение истории / А. Дж Тойнби. – М., 1991. –С. 119–120. [207] Там же. С. 140. [208] Тойнби А.Дж. Постижение истории / А. Дж Тойнби. – М., 1991. - С. 259. [209] Там же. С. 336. [210] Тойнби А.Дж. Постижение истории / А. Дж Тойнби. – М., 1991. – С. 338. [211] Там же. С. 343 [212] Там же. С. 356. [213] Тойнби А.Дж. Постижение истории / А. Дж Тойнби. – М., 1991. –С. 408. [214] Сорокин П. Социальная и культурная динамика / П. Сорокин. – СПб., 2000. – С. 55. [215] Там же. С. 21. [216] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М., 1992. – С. 450. [217] Кармин А.С. Культурология: Учебник / А.С. Кармин. – СПб., 2011. – С. 891. [218] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. – М., 1992. – С. 433. [219] Цит. по: История культурологии: учебник / Под общей редакцией А.П. Огурцова. – М., 2006. – С. 203. [220] Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991. – С. 32. [221] Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991. – С. 33. [222] Там же. С. 76. [223] Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991. – С. 89. [224] Там же. С. 85. [225] Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991. –С. 85-86. [226] Там же. С. 86. [227] Там же. С. 86–87. [228] Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991. – С. 141. [229] Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991. –С. 141–142. [230] Там же. С. 142. [231] Там же. С. 143. [232] Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996. – С. 337. [233] Та же. С. 388. [234] Там же. С. 388. [235] Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб., 1996. – С. 339. [236] Там же. С. 343. [237] Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб., 1996. –С. 347. [238] Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М., 1983. – С. 322. [239] Там же. С. 322–323. [240] Там же. С. 326 [241] Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М., 1983 – С.327 [242] Там же. С.328 [243] Медведев А.В. Культурология: Курс лекций / А.В. Медведев. – Екатеринбург, 2008. – С. 42. [244] Медведев А.В. Культурология: Курс лекций / А.В. Медведев. – Екатеринбург, 2008. – С. 43. [245] Померанц Г. Диалог культурных миров / Г. Померанц // Лики культуры. Альманах. Т. 1. – М., 1995. – С. 445. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|