Раздел 20 Наука как феномен культуры
Наука как культурный феномен, специализированная форма культуры. Социокультурные смыслы науки. Вычленение науки из синкретичной культуры. Генезис науки. Протонаучный, архаичный, античный, средневековый, новоевропейский и современный периоды. Научное и мифологическое мышление. Характеристика мифологического сознания. Рецептурно-эмпирический, утилитарно-технологический характер архаичных знаний. Магия как предшественница науки (Дж. Фрезер).
Формирование науки как типа рациональности, как особого вида духовного производства, основывающегося на теоретико-логическом систематическом обосновании знания в античной культуре. Характеристика средневекового знания. Астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия — специфические области знания в культуре европейского средневековья. Схоластика. Средневековый книжник. Расширение понятия рациональности, опытно-экспериментальная апробация знания в европейской культуре Нового времени. Научный эксперимент как культурный феномен. Новоевропейская наука как «вещная» проекция мира. Богослов. Энциклопедист. Естествоиспытатель.
Гносеологические и ценностные аспекты науки. Критерии научности: доказательность, аргументированность, обоснованность, непротиворечивость, статичность, воспроизводимость, естественность, причинно-следственная связь. Динамичность истины и форм ее удостоверения.
Научные мифы. Наука как система. Наука как социальный институт; наука как деятельность; наука как знание.
Наука и мировоззрение. Научная, религиозная и художественная картина мира. Вера и знание. Наука и религия в контексте динамических сдвигов в структуре культуры, обновления ее ценностного ядра. Научное и художественное творчество. Наука и техника. Культурные смыслы научно-технической революции.
Социокультурные детерминанты науки. Характеристика научного и постнаучного типов культуры и моделей человека в концепции Дж. Фейблмана. Теоретический человек в концепции Э. Шпрангера.
Модели научного знания: классическая, неклассическая, неоклассическая. Сциентизм и антисциентизм. Наукофобия. Аксиологическая антропоцентризация современной науки. Гуманитарные основания познавательной экспансии. Экологизация науки.
Научная субкультура и ее носитель — ученый. Этический императив ученого.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|