Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел 20 Наука как феномен культуры




Наука как культурный феномен, специализиро­ванная форма культуры. Социокультурные смыслы науки. Вычлене­ние науки из синкретичной культуры. Генезис науки. Протонаучный, архаичный, античный, средневековый, новоевропейский и совре­менный периоды. Научное и мифологическое мышление. Характери­стика мифологического сознания. Рецептурно-эмпирический, утили­тарно-технологический характер архаичных знаний. Магия как пред­шественница науки (Дж. Фрезер).

Формирование науки как типа рациональности, как особого вида духовного производства, основывающегося на теоретико-ло­гическом систематическом обосновании знания в античной куль­туре. Характеристика средневекового знания. Астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия — специфические области знания в культуре европейского средневековья. Схоластика. Средневековый книжник. Расширение понятия рациональности, опытно-экспери­ментальная апробация знания в европейской культуре Нового вре­мени. Научный эксперимент как культурный феномен. Новоевро­пейская наука как «вещная» проекция мира. Богослов. Энциклопе­дист. Естествоиспытатель.

Гносеологические и ценностные аспекты науки. Критерии науч­ности: доказательность, аргументированность, обоснованность, не­противоречивость, статичность, воспроизводимость, естественность, причинно-следственная связь. Динамичность истины и форм ее удо­стоверения.

Научные мифы. Наука как система. Наука как социальный институт; наука как деятельность; наука как знание.

Наука и мировоззрение. Научная, религиозная и художественная картина мира. Вера и знание. Наука и религия в контексте динамичес­ких сдвигов в структуре культуры, обновления ее ценностного ядра. Научное и художественное творчество. Наука и техника. Культурные смыслы научно-технической революции.

Социокультурные детерминанты науки. Характеристика научного и постнаучного типов культуры и моделей человека в концепции Дж. Фейблмана. Теоретический человек в концепции Э. Шпрангера.

Модели научного знания: классическая, неклассическая, неоклас­сическая. Сциентизм и антисциентизм. Наукофобия. Аксиологическая антропоцентризация современной науки. Гуманитарные основания познавательной экспансии. Экологизация науки.

Научная субкультура и ее носитель — ученый. Этический импера­тив ученого.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных