Романский стиль
| Готика
|
- этап развития западноевропейского средневекового искусства периода X – XIII вв.
| - этап развития западноевропейского средневекового искусства периода XII – XV вв.
|
- впитал элементы ранне-христианского, меровингского искусств, культур «Каролингского возрождения», варварских племен и Византии
| - сменила романский стиль и разделение на раннюю, зрелую и позднюю готику
|
-интернациональная сила католической церкви, попытка примирения религиозного и рационального объяснения мира
| - оставалась культовой по назначению и религиозной по тематике
|
- совмещение в искусстве религиозности и непосредственного отношения к жизни, образ духовно совершенного, но не отрешенного от реального мира человека
| - связана с формированием города и его социально–общественного сознания; развитие техники и ремесла ослабляло устои религиозно – догматического мировоззрения, расширяло возможности познания и эстетического освоения мира
|
- выявления доминанты духовного над телесным; для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (голова непропорционально велика), одежды трактуются орнаментально, тело подчинено абстрактным схемам
| - возникает интерес (хотя и на спиритуалистической основе) к реальной форме и чувству человека, его физической красоте, проявляющиеся в скульптуре
|
- проявление в архитектуре (замок, церковь, монастырь), настенной живописи, плоском и объемном рельефах, в монументальной скульптуре
| - собор – средоточие городской жизни, т.е. богослужение, мистерии, диспуты, место собраний средневековых граждан
|
- характер развития литья, чеканки; шпалер и вышитых ковров
| - огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремленность к небу башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, свечение витражей – сильнейшее эмоциональное воздействие
|