Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Региональная политика государства и механизмы государственного регулирования социально-экономического развития регионов России.




Сущность региональной политики определена как система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим, социальным развитием регионов, а также механизма их реализации. Одной из важнейших в условиях рынка задачей региональной политики государства является четкая и действенная программа проведения экономических реформ.

Направления региональной политики государства:

- пространственная интеграция экономики России – проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходимы разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из государственного бюджета. В первую очередь это относится к регионам с уникальными природными ресурсами, освоение которых не под силу органам местного самоуправления, а также к регионам экономически наиболее отсталым, регионам с экстремальными природными условиями.

- разграничение компетенции между федеральными и местными органами. Так, федеральные органы должны регулировать процессы создания производств в районах пионерного освоения, организовывать межрегиональные экономические связи. Местные же органы управления главное внимание должны сосредоточить на создании рациональной структуры хозяйства, использовании локальных ресурсов, решении социально-демографических и экологических проблем, осуществлении экономической реформы;

- На всем пространстве Российской Федерации должен функционировать единый рынок, основными принципами которого должны быть свобода экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями, свободное движение товаров и капиталов по всей территории России, единство принципов налогообложения, свобода транзитных перевозок, свободная конкуренция производителей, разные формы собственности;

- В условиях становления и развития рыночных отношений важнейшей является проблема формирования рынка труда и межрегиональное регулирование занятости. В настоящее время сложились три типа регионов с особенностями воспроизводства и структуры населения: 1) трудоизбыточные регионы — Северный Кавказ; 2) трудо-дефицитные регионы — Сибирь, Дальний Восток и Север с моноотраслевой и депрессивной промышленностью; 3) трудообеспеченные регионы — Санкт-Петербург, Урал, Нижегородская область с высоким уровнем концентрации предприятий военно-промышленного комплекса.

Регионам необходимы государственная поддержка развития предпринимательской деятельности, привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, меры по рационализации миграционных процессов;

- Важнейшим условием укрепления единого экономического пространства России является формирование рациональной системы расселения. В особенно трудных условиях находятся сейчас регионы с высокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ, регионы, зависимые от поставок сырья, продовольствия, а также регионы с критической экологической обстановкой, в которых необходимы закрытие ряда экологически вредных производств и осуществление мер по социальной защите населения. К таким регионам относится ряд областей Урала, Сибири, Дальнего Востока, Центра.

Исключительно высокий уровень безработицы наблюдается в республиках Калмыкия, Тува, ряде республик Северного Кавказа, в ряде областей Нечерноземья, где уровень бедности особенно велик. Эти регионы нуждаются в срочной помощи со стороны федеральных властей.

 

Механизмы государственного регулирования социально-экономического развития регионов представляют собой инструменты приведения экономики региона в соответствие целям его развития:

- инструменты ориентирующего характера включают: генеральную схему развития и размещения производительных сил страны, прогноз социально-экономического развития регионов, стратегический план развития региона, индикативный план развития экономики региона: генеральная схема развития и размещения производительных сил представляет собой прогнозный документ стратегического характера, содержащий научное обоснование развития и размещения производительных сил на перспективу. Она разрабатывается в целях повышения эффективности общественного производства на основе совершенствования территориального разделения труда, комплексного экономического и социального развития регионов страны; прогноз социально-экономического развития региона определяет цели социально-экономического развития региона, уточняет программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса -комплексный экономический прогноз, отражает в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона. В частных прогнозах оцениваются:

• демографическая ситуация в регионе;

• состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы;

• будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство;

• основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);

• величина и динамика спроса населения на товары и услуги;

• платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги;

• темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся:

•выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей;

•краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;

•партнерское взаимодействие всех региональных сил.

Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы показателей, характеризующих состояние и развитие экономики региона, соответствующее направлениям государственной социально-экономической политики.

В качестве важнейших индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.

 

- инструменты активного воздействия государства на ход социально-экономического развития: программирование регионального развития означает разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру и мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития. Включает - целевые программы - комплекс научно- исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных