Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В зависимости от того, предпринимается перемещение людей по их собственному решению или независимо от него, миграция делится на добровольную и принудительную.




Миграции оказывают существенное влияние на структуру населения. Так, трудовая иммиграция увеличивает долю экономически активного населения в общей численности населения страны, а также долю мужского населения, поскольку в большинстве мигрируют в поисках работы мужчины. История миграций объясняет появление метисов, мулатов и самбо в странах Америки, многонациональную структуру населения США. С миграцией связано двуязычие в Канаде, а также распространение испанского и португальского языков в Южной Америке, английского - в Индии, французского - в Алжире.

Важнейшая социально-экономическая функция миграции населения - обеспечение подвижности населения, его территориального перераспределения. Она способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства.

В то же время миграция населения оказывает существенное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение населения, нередко сопровождается ростом образовательной и профессиональной подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции людей.

Большое влияние на общество оказывает миграция рабочей силы (трудовая миграция). Она представляет собой перемещение трудоспособного населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства, места приложения труда независимо от продолжительности, регулярности и цели. Безработица, низкий уровень развития экономики, низкий уровень жизни населения – основные причины.

Миграция населения может вызвать экономический регресс, падение численности населения одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики.


39. Миграция – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.

Численность населения, его структура предопределяются не только естественным, но и миграционным движением. До недав­него времени проблема миграции населения, как добровольной (трудовой), так и вынужденной (беженцы), находилась в цент­ре социально-политической жизни западно-европейских и ряда других стран различных регионов мира. Население же бывшего СССР практически не принимало участия в миграционных про­цессах. В 1990-е годы увеличился выезд населения из стран СНГ на постоянное место жительства в другие государства мира. За 1992—2000 гг. из России выехало 2,8 млн человек, из них в страны СНГ и Балтии 2,0 млн человек (71,3%). Районами выбы­тия являлись в основном Дальний Восток, Западная Сибирь и Центр России. Направления эмиграции во многом определяют­ся национальным составом переселенцев. В обмене со странами дальнего зарубежья Россия имеет отрицательное сальдо миграции, составившее за 1992—2000 гг. -883,8 тыс. человек. В социально-профессиональной структуре выезжающих значи­тельный удельный вес занимают специалисты. Их доля среди эмиг­рантов почти в 19 раз выше по сравнению со средними показа­телями. Среди специалистов преобладают лица, имеющие -высшее техническое образование (около 70%), 15% имеют ученую степень доктора или кандидата наук. Около 30% эмигрирующих имеет высшее образование. Уезжают не только ученые, но и высококва­лифицированные рабочие. Все это ведет к снижению качества трудовых ресурсов России. Интеллектуальная эмиграция в основ­ном носит безвозвратный характер, нанося государству значи­тельный ущерб. Отъезд творческой интеллигенции, квалифици­рованных рабочих обостряет проблемы выхода страны из кри­зиса, уменьшает возможности развития экономики и общества. Потери государства в связи со значительными миграционными потоками высококвалифицированных кадров, а также ученых оцениваются ежегодно в десятки миллиардов долларов.

В последние годы отмечается положительная динамика в со­отношении между эмигрантами и иммигрантами. Так, в 2002 г. число прибывших в Россию из стран ближнего и дальнего зару­бежья по сравнению с 2000 г. сократилось на 174,7 тыс. чело­век, при этом число выбывших из страны уменьшилось за этот же период на 39,0 тыс. и составило 106,7 тыс. человек (против 145,7 тыс. в 2000 г.). Главная задача в настоящее время — не сдер­живание эмиграции, а ее регулирование, превращение безвоз­вратной эмиграции в возвратную. Решение вопросов организован­ного трудоустройства россиян за рубежом позволит уменьшить безвозвратные потоки почти на '/,, а также позволит ослабить экономическое и социальное напряжение в


обществе, даст воз­можность гражданам приобрести навыки работы в системе рын­ка, совершенствовать профессиональный опыт и знания, полу­чить денежные накопления для последующего их вложения в экономику России.

Обострившиеся межнациональные отношения как в респуб­ликах бывшего СССР, так и в России вызвали масштабную иммиграцию населения. За 1992—2000 гг. в Россию из государств СНГ и Балтии прибыло 5,9 млн человек, что составило 99,9% от числа всех прибывших из других стран мира. С точки зрения вос­производства трудового потенциала России большое значение имеет возрастной состав иммигрантов. Из общей численности прибывших в Россию доля лиц в возрасте до 16 лет составля­ет 24%, в трудоспособном возрасте — 65,2%, старше трудоспособ­ного возраста — 10,8%. В отношении воспроизводства трудовых ресурсов состав иммигрантов в страну можно квалифицировать как положительный процесс, способствующий росту трудового потенциала. В этом отношении наиболее благоприятна иммигра­ция для Дальневосточного, а также Северо-Западного, Сибир­ского и Уральского федеральных округов и менее благоприятна для Южного, Центрального и Приволжского округов.

Абсолютные и относительные масштабы иммиграции в Рос­сию из дальнего зарубежья всегда были невелики и в настоящее время не превышают 1% от общего числа прибывших в Россию. В основном это неквалифицированные рабочие из стран Азии. Среди них преобладают мужчины (почти 80%) в возрасте до 40 лет. Однако много проблем возникает в ТОН из-за приезда в страну нелегальных мигрантов. Согласно экспертным оценкам, на территории России находится от 3,5 млн до 4 млн иностранных граждан и лиц других государств без гражданства, не имеющих определенного статуса. В основном это выходцы из Эфиопии, Афганистана, Ирака, Сомали и ряда других стран. Неконтролиру­емое перемещение вынужденных и добровольных переселенцев часто приводит к избытку рабочей силы и нежелательной для ме­стного населения конкуренции со стороны приехавших.

В ходе реализации в России государственной долгосрочной программы «Миграция» важное значение приобретают вопросы создания вместе с другими странами СНГ соответствующих со­вместных структур, выработки согласованного законодательства о беженцах, определяющего их статус, устанавливающего проце­дуру и условия его получения, их минимальные социальные гарантии. В случае реализации этих, а также ряда других мер в рамках единого социально-экономического пространства СНГ должна быть установлена единая правовая база, обеспечивающая равные права беженцев и вынужденных переселенцев во всех го­сударствах Содружества.


40., 41. Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала тер­риториального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми со­циально-экономическими процессами. Поэтому воз­никла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В России после ликви­дации удельных княжеств существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление ими представ­ляло собой одновременно и «кормление» их правите­лей. Создание Российского государства в XVIII в. (с командным управлением) потребовало образова­ния однородных административных «единиц» — гу­берний. Главные их задачи — набор рекрутов в ар­мию, сбор налогов и полицейский досмотр.

При Петре I в 1708 г. страна была разделена на во­семь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. В 1727 г. была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами — провинция. К каждой губернии приписывались полки, их комплек­тование осуществлялось за счет населения губерний. Петровские губернии просуществовали почти семь­десят лет, до 1775 г.; их число за это время выросло до двадцати. В 1775 г. по указу Екатерины II была прове­дена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало 40, а затем 68.

Каждая губерния должна была насчитывать не ме­нее 300—400 тыс. человек, причем количество муж­чин призывного возраста от 20 до 30 тыс. человек. Это административное деление оставалось неизменным вплоть до Октябрьской революции. Южные территории России по существу были коло­ниями России, а по форме считались военными об­ластями, управляемыми генерал-губернаторами. Их называли также военными округами. Например, Тур­кестанский военный округ, управляемый генерал-гу­бернатором; Кавказ управлялся Кавказским намест­ником. В состав дореволюционной России входили Польша и Финляндия на правах самоуправляющихся единиц.

Формирование административно-территориального деления после революции. После отмены крепостного права в 1861 г. оформи­лась еще одна административная низовая единица — волость.

Формирование послереволюционного администра­тивно-территориального деления нашей страны на­чалось с 1917 г. 7 ноября 1917г. была образована Рос­сийская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В декабре 1917 г. — Украинская ССР, в январе 1919 г. — Белорусская ССР. В 1918 г. в ре­зультате борьбы революционных и оппозиционных сил в Закавказье была провозглашена государствен­ная независимость Грузии, Армении, Азербайджана,, однако внутренняя борьба продолжалась. В 1920—

1921 гг, учреждены три Советские социалистические республики в Закавказье — Азербайджанская, Гру­зинская, Армянская, которые в 1922 г. были объеди­нены в Закавказскую Социалистическую Федератив­ную Советскую Республику (ЗСФСР). В 1924 г. были созданы Туркменская, Узбекская, Таджикская АССР, в 1926 г. — Киргизская (которая с 1924 г. называлась Каракиргизской автономной областью). В.декабре 1922 г. произошло образование Союза ССР. В него первоначально вошли: РСФСР, Украинская ССР, Бело­русская ССР, Закавказская СФСР. В 1924 г. В


Союз во­шли Туркменская и Узбекская республики. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику и тоже вошла в состав СССР. В 1936 г. из Киргизской ССР выделилась Казахская ССР и также вошла в состав СССР.

В 1940 г. на территорию Прибалтики и Молдавии были введены советские войска согласно пакту Молотова—Риббентропа, где были образованы еще 4 союзные республики, также вошедшие в состав СССР, — Эстонская, Латвийская, Литовская и Молдав­ская ССР.

К концу 1930-х гг. сформировалось современное по­литико-административное деление СССР, которое просуществовало вплоть до 1990-х гг. В этот период существовало 15 союзных республик: РСФСР, Украин­ская ССР, Белорусская ССР, Эстонская ССР, Латвий­ская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Грузин­ская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР, Узбекская ССР и Казахская ССР.

В составе союзных республик существовало 20 ав­тономных республик, 8 автономных областей и 10 ав­тономных округов.

Сложившаяся к началу 1990-х гг. политическая и экономическая обстановка привела к распаду Со­ветского Союза. Этот процесс объясняется рядом причин, главная из которых — господство тоталитар­ной системы, концентрация всех властных структур в руках КПСС. Вскоре произошел развал империи, ко­торый сопровождался финансовым, экономическим, политическим кризисом. Сначала 6 союзных респуб­лик заявили о государственной независимости — Эс­тония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Армения.

Предполагалось изменение названия страны — Союз Советских Суверенных Республик. Однако его подписание было сорвано государственным перево­ротом, организованным ГКЧП в августе 1991 г.

В Россий­скую Федерацию входят следующие республики: Рес­публика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Да­гестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкар­ская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республи­ка Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Респуб­лика. Вместе с тем следует отметить, что Чечня заявила полный суверенитет вне Российской Федерации и не намерена подписывать Федеративный договор, в то же время Законом РФ № 2927-1 от 4 июня 1992 г. «Об образовании Ингушской Республики в составе Рос­сийской Федерации» не признается существование вне Федерации Чеченской республики.

В состав РФ входит одна автономная область — Ев­рейская, 7 автономных округов: Агинский Бурятский, Корякский, Ненецкий, Усть-Ордынский Бурятский, Хан­ты-Мансийский (Югра), Чукотский и Ямало-Ненецкий, 7 краев — Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский и 48 областей.


42.

Федеральные округа

В теории управления известен постулат о том, что количественное соотношение между субъектом и объек­тами управления является оптимальным при пропор­ции, близкой к 1:7. Удаление от нее в сторону умень­шения объектов ведет к росту издержек управления, а в сторону увеличения числа объектов — к снижению степени управляемости объектов.

В России число объектов управления превышает оп­тимальное соотношение более чем на порядок. В це­лях роста степени ее управляемости в мае 2000 г. указом президента было образовано 7 федеральных округов. Они не относятся к системе административно-территориаль­ного деления, а являются элементами президентской вертикали власти и служат целям укрепления государ­ственной власти на местах. Они призваны координиро­вать деятельность органов федеральной власти по окру­гам. В целом почти все их границы соответствуют гра­ницам военных округов страны (кроме Забайкальского округа). Столицами округов избраны крупнейшие го­рода в их пределах. Во главе каждого округа глава госу­дарства назначает подотчетного ему полномочного пред­ставителя Президента Российской Федерации. Федеральные округа Российской Федерации:

1. Центральный (Центральный и Центрально-Чер­ноземный районы) — Москва.

2. Северо-Западный (Северо-Западный и Северный районы и Калининградская область) - - Санкт-Петер­бург

3. Южный (Северо-Кавказский, юг Поволжского района) — Ростов-на-Дону.

4. Приволжский (Волго-Вятский, север и центр По­волжского и запад Уральского районов) — Нижний Нов­город.

5. Уральский (восток Уральского и север (Тюмен­ская область) Западно-Сибирского районов) — Екате­ринбург.

6. Сибирский (юг Западно-Сибирского и Восточно-Сибирский районы) — Новосибирск.

7. Дальневосточный (Дальневосточный район) — Хабаровск.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных