Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ МЕТАУКАЗЫВАНИЯ НА ПРАКТИКЕ




Описанные методы могут применяться для предварительного или беглого просмотра, для поиска или припоминания, в качестве упражнений на увеличение скорости чтения, в качестве упражнений по развитию периферического зрения, для общего тренинга глаз, а также, по мнению лучших из мастеров быстрого чтения, для нормального чтения.

Одна из самых необычных историй, имеющих отношение к использованию понятий метауказывания, — это рассказ о некой 35-летней даме, которая посещала один из моих учебных курсов быстрого чтения, состоявший из восьми трехчасовых занятий, причем мы с курсантами встречались один раз в неделю.

Во время одного из занятий слушатели познакомились с методами метауказывания, после чего аудитории было предложено для супербыстрого предварительного просмотра какого-то романа воспользоваться петлей, вертикальной волной или же ленивым "5". На беглое ознакомление со всей книгой было отведено не более 5 минут.

Дама, о которой идет речь, покинула занятие огорченной и разочарованной, утверждая, что, хотя она на каждой странице пользовалась указкой, ей ничего не удалось запомнить и вообще ей "неясно, в чем тут суть".

Во время занятия, проводившегося неделю спустя, в качестве упражнения был взят тот же роман, для которого учащиеся могли использовать любой метод указывания с целью достигнуть хорошего понимания текста. Эта женщина выбрала для себя метод обычного "5" и вместе с остальными слушателями приступила к 15-минутному упражнению. Через 5 минут полную тишину разорвал ликующий крик. Женщина вопила: "Я это знаю! Я это знаю! Я знаю!"

Она рассказала, что после того, как привыкла к указке, книга вдруг "распахнулась" перед ней наподобие кинофильма, который она уже когда-то видела, а теперь смотрит вторично.

А произошло вот что: в первый раз мозг сфотографировал всю книгу, сохранив ее где-то глубоко в визуальной части коры головного мозга и в циклоповом умственном оке. Когда мозг вновь подвергся стимуляции, он просто обратился к этой информации, извлек ее и передал женщине.

В упражнениях, содержащихся в "Плане действий" в конце данной главы, вам будут представлены несколько прекрасных и практичных приемов полного освоения новых методов чтения и увеличения его скорости.

РЕЗЮМЕ

Использование методов метауказывания значительно увеличивает преимущества использования визуальной указки. Основные методы метауказывания таковы:

• охват пары слов;

• переменный охват;

• обратное чтение — проход в обратном направлении;

• "S"-образное движение;

• зигзаг;

• петля;

• вертикальная волна;

• двойная указка;

• ленивое"S".

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Испробуйте на практике каждый из методов метауказывания в течение, по меньшей мере, пяти минут, меняя в процессе работы скорость чтения и глубину понимания. Такое время необходимо для того, чтобы дать мозгу возможность привыкнуть к данному методу.

2. Проделав это, выберите три метода метауказывания, которые вам больше всего по душе, и далее используйте их. Во всех этих упражнениях полезно работать с материалом, который вы уже ранее читали, поскольку таким образом легче осваивать новые умения и привыкать к ним. Постоянные обращения к "Учебнику быстрого чтения" помогут вам как в практическом овладении новыми методами, так и в повторении существенной информации.

3. Организуйте себе несколько пятиминутных сеансов чтения и начните читать в расчете на понимание, пользуясь самыми удобными для себя методами метауказывания, и при этом постепенно наращивайте скорость чтения таким образом, чтобы в конце пятиминутного интервала уровень понимания составлял у вас от 5 до 10 процентов. Это упражнение позволит "выпрыгнуть из собственных ботинок" по мере того, как глаза будут все больше привыкать к высокому темпу.

4. Практикуйтесь с методами метауказывания в самом широком диапазоне скоростей. Многие люди, к своему удивлению, обнаруживают, что на более низких скоростях понимание у них почти отсутствует, но при достижении некоторых определенных ритмов все становится удивительно понятным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы метауказывания, изученные вами в данной главе, особенно пригодятся при освоении навыков, к которым вы перейдете в главе 9, посвященной развитию продвинутых навыков скольжения и сканирования. За счет применения методов метауказывания вы сумеете не менее чем удвоить скорость скольжения и сканирования.


ГЛАВА 9

Развитие продвинутых навыков скольжения и сканирования

Человеческая система визуального восприятия в силах сфотографировать полную страницу печатного текста за одну двадцать пятую долю секунды, так что на книгу среднего размера ей потребуется от 6 до 25 секунд, а на всю "Британскую энциклопедию " — менее часа. Продвинутые навыки скольжения и сканирования позволят вам сделать первый шаг в этом удивительном путешествии.

ВВЕДЕНИЕ

Продвинутые навыки скольжения и сканирования позволят сочетать в значительной мере освоенные вами мощные методы метауказывания с особым упором на психологическую установку — способ, с помощью которого мозг сможет предварительно отбирать нужную информацию. В этой главе даются четкие определения различий между сканированием и скольжением, а также содержатся упражнения на восприятие, которые помогают лучше объяснить само понятие сканирования, а также усовершенствовать владение этим умением.

СКАНИРОВАНИЕ

Сканирование означает такое действие, когда ваши глаза бегло проносятся по материалу с целью найти нужный элемент информации, поиском которого занимается мозг. Сканирование — более простой процесс, нежели скольжение; его обычное применение — поиск слова в каком-то словаре, фамилии или телефонного номера в справочнике либо конкретной информации в учебнике или техническом отчете. Применение данного метода является простым делом при условии, что вы заранее позаботились узнать основную структуру и расположение материала, который намереваетесь сканировать. Этот подход позволит сэкономить время, затрачиваемое многими людьми на бесплодную "охоту" за искомой информацией, которую они ведут совсем не в том месте, где надо.

Президент Теодор Рузвельт славился быстротой чтения и был известен своей способностью освоить гораздо больше материала, подлежащего прочтению, чем его современники. Одним из любимых писателей Т. Рузвельта был Ч. Диккенс, но президент при чтении его романов постоянно пользовался техникой сканирования. Вот его высказывание в одном из писем к своему сыну Кермиту: "Меня в Диккенсе испокон веков интересовали мысли о том, как почти все у него перемешано с разного рода дешевкой и второразрядными мелочами... Самое разумное — просто опускать его пустую болтовню, тривиальности, вульгарности и обыкновенную неправду, черпая удовольствие от остального!"

Сканирование является совершенно естественным умением. Вы пользуетесь им повседневно, когда перемещаетесь из точки А в точку Б, сканируя окружающую среду на предмет направления движения, наличия пищи, людей, 'источников опасности и вообще того, что привлекает ваше внимание. В случае чтения сканирование относится к разряду тех умений, которые быстро совершенствуются по мере применения. Упражнения на восприятие, приведенные в конце данной главы, помогут вам в этом отношении, равно как и информация, содержащаяся в главе 19, — в тексте, который посвящен органичному методу обучения на базе Умственных Карт.

СКОЛЬЖЕНИЕ

Скольжение сложнее, нежели сканирование, и напоминает методы предварительного просмотра, речь о которых пойдет в последующих главах. Скольжение можно определить как процесс, в ходе которого глаз пробегает по отобранным ранее фрагментам текста с целью получить о данном материале общее представление.

Основная цель скольжения — выявление фундаментальной архитектуры текста, в рамках которой можно будет потом укладывать "кирпичи и строительный раствор". Отличную метафору для процесса скольжения придумала доктор Нила Бентон Смит из Института чтения, входящего в состав Ныо-Йоркского университета. В статье под названием "Ласточки скользят — сумеешь и ты!" она пишет:


"Ласточка стремительно скользит по воздуху, на ходу хватая и проглатывая насекомых, и одновременно не забывает трепетать крыльями, чтобы двигаться вперед. Она даже успевает напиться, пока скользит над поверхностью ручейков, прудов и рек, и умеет собирать капельки воды в клювик, ни на миг не прерывая полета. Это гибкое, универсальное творение не делает никаких пауз ни над одним насекомым или источником воды.

То, как ласточка скользит, добывая себе пропитание и воду, можно уподобить способу, которым пользуются высококвалифицированные читатели, скользящие над страницами печатного текста, собирая во время этого «полета» то, что им нужно. Получив практические указания, читатель может стать ярым приверженцем «вылавливания» необходимых ему сведений в процессе чтения так, чтобы ни на миг не прекращать стремительный полет. Именно при таком способе чтения некоторые добиваются скорости 1000 слов в минуту, не утрачивая способности изложить суть того, что прочли".

РЕЗЮМЕ

1. Сканирование — это процесс, при котором вы ищете конкретную информацию.

2. Скольжение — это процесс, при котором вы стремитесь получить общее представление.

3. Оба эти навыка используются значительным большинством быстрых читателей.

4. Каждый из этих навыков можно поднять на более высокий уровень благодаря применению продвинутых методов ме-тауказывания.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Попробуйте отвести десять минут на сканирование словаря в поисках слов, которые вы знаете и любите использовать, но не в состоянии дать их точное определение.

2. Практикуйтесь отныне в навыках сканирования и скольжения на всем, что будете читать.


ГЛАВА 10

Ваш релятивистский ум. Повышение скорости чтения благодаря новому методу тренинга с метрономом

Ваш мозг представляет собой релятивистский орган.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных