Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философские идеи постмодернизма




Термин «постмодерн» (post – после) используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX века, так и философской мысли, представленной именами: Жак Лакан (1901–1981), Жак Деррида (род. 1930), Жорж Батай (1987–1962), Жиль Делез (1925–1995), Мишель Фуко (1926–1984), Ролан Барт (1915–1980), Ричард Рорти (род. 1931) и др. Справочники по философии характеризуют творчество этих мыслителей, не прибегая к термину «постмодернизм», что свидетельствует об отсутствии устоявшейся традиции в его употреблении. Р.Барта, Ж.Лакана, М.Фуко считают представителями французского структурализма, Р.Рорти относят к аналитическому направлению американской философии, Ж.Деррида объявлен творцом философии деконструкции, а в творчестве Ж.Батая обнаруживают элементы сюрреализма, экзистенциализма, структурализма. Постмодернизм складывался под влиянием многих интеллектуальных и культурных течений: от прагматизма, экзистенциализма, психоанализа до феминизма, герменевтики, аналитической философии и пр. Но постмодернистская мысль двигалась «по краям» названных философских течений, не принадлежа полностью ни одному из них.

Постмодернизм, уделяя внимание описанию «игры частностями», не претендует на создание всеобъемлющей философской теории. Большинство постмодернистских концепций относится к сфере интеллектуальных феноменов. Первоначально они фокусировались на искусстве, позднее распространились на более широкий спектр явлений современной культуры. Основные характеристики постмодернизма: илюральность, отсутствие универсального авторитета, уничтожение иерархических конструкций, интерпретативная поливариантность. Идеалом для постмодернистов выступает «единство» предметных полей. Отсюда их требование соединить науку, искусство, философию, религию, филологию и т.п. Средством для этого должен стать «тотальный критицизм», или «контрфилософский дискурс». Понимание философии как некоего текста или акта говорения приводит постмодернистов к убеждению, что философия и ее язык не могут быть точной репрезентацией и результатом соглашения мыслителей. Это позволяет выдвинуть программное требование постмодернизма – философствование без субъекта.

Логоцентризм философии постмодернисты пытаются преодолеть отношением к событию, явлению, вещи как к самодостаточным, что предполагает выход из «контекста смыслов». В результате объективность сменяется субъективностью, универсальность – воспроизводимостью, что ставит под сомнение саму возможность подлинного творчества как создания нового. Постмодернизм настаивает на понимании творчества как «открытия уже открытого», как бесконечного цитирования, компиляций, игры с давно созданным. Для него характерно также ощущение исчерпанности самой истории, «проговоренное» всех смыслов, идей и ценностей.

При всем различии взглядов постмодернистов отметим некоторые их общие установки: отношение к миру как к объекту осознания, результаты которого фиксируются в текстах; уподобление самосознания личности «сумме текстов», вступающих во взаимодействие с другими текстами, которые образуют культуру; придание аллегории значения кода для рефлексии современной культуры; выдвижение на первый план метода «деконструкции», предназначенного опровергнуть то, что текст обладает единственным и фиксированным значением; упразднение центра; стирание пространственных и временных границ; «цитирование» как игра с «уже бывшим».

Принципы, лежащие в основе постмодернистского образа мира, были также экстраполированы на понимание человека, сущность которого сводится к коллективному «Я», «социальному и политическому бессознательному».

XX век завершил свою бурную и поучительную историю, предоставив на суд человечества широкую панораму философских направлений, школ и течений. Сосредоточенное в них беспрецендентное богатство философской мысли будет еще в дальнейшем вновь и вновь осваиваться последующими поколениями землян.

В этой главе нам удалось рассказать лишь о некоторых важнейших течениях философии, оказавших наиболее значительное воздействие на развитие общественного сознания в ушедшем столетии. Но, даже представленное здесь, позволяет оценить всю масштабность и глубину идей, волновавших крупнейших мыслителей планеты на рубеже двух тысячелетий.

Кисть истории сделала последний мазок в многоцветной панораме философии XX века. Однако, мы смело можем утверждать, что аналогичная панорама нового столетия начинается не с чистого листа. Все, что достойно будущего в минувшем веке, несомненно даст новую жизнь философским идеям в XXI столетии.


Контрольные вопросы к лекции №6

1. Назовите наиболее влиятельные течения западной философии.

2. Кто является основоположником европейского иррационализма?

3. Кто из философов рассматривал жизнь как «волю к власти»?

4. С чем связана критика Ф.Ницше христианской морали?

5. Назовите основные исторические этапы развития позитивизма.

6. К каким проблемам обратился логический позитивизм?

7. Как формулируется принцип верификации?

8. Какая важнейшая задача философии по К.Попперу?

9. Кто является представителями философии лингвистического анализа?

10. Кто является основателем психоанализа?

11. На что была ориентирована психоаналитическая концепция З.Фрейда?

12. Какова структура психики по З.Фрейду?

13. Какими принципами руководствуется человек в своей жизни по З.Фрейду?

14. Что такое «коллективное бессознательное» К.Юнга?

15. Кто является основателем неофрейдизма?

16. Назовите основные работы Э.Фромма.

17. В каких странах возник экзистенциализм?

18. Что является предметом философии с точки зрения экзистенциалистов?

19. Что интересует философию экзистенциалистов в первую очередь?

20. В чём суть учения о «пограничных ситуациях» К.Ясперса?

21. Дайте характеристика двух форм бытия Ж.Сартра.

22. Как понимает свободу человека Ж.Сартр?

23. В какой работе Ж.Сартра наиболее полно изложены его взгляды?

24. Что представляет собой герменевтика?

25. На чём был сосредоточен интерес Х.Гадамера?

26. Что представляет собой идея герменевтического круга?

27. Что означает термин «феноменология»?

28. Кто из представителей феноменологии выступал за то, чтобы философия превратилась в строгую науку?

29. Кто внёс наибольший вклад в развитие феноменологии?

30. В чём специфика структурализма?

31. Кто является создателем структурной антропологии?

32. Что означает термин «постмодерн»?

33. Назовите основных представителей философии постмодернизма.

34. Какие основные характеристики постмодернизма?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных