Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия и развитие белорусского самосознания в ХIХ–ХХ веках




Положение белорусского этноса в начале XIX в. определялось не только процессом формирования национального самосознания. Лишенный всех форм государственности и культурной автономии, он, по существу, оказался беззащитным перед иноэтническим ассимиляторским воздействием царских властей. Главное направление национальной политики на «воссоединенных» с империей землях было определено еще Екатериной II. Однако осуществлялась она непоследовательно. После 1773 г. (год запрещения папой Климентом XIV ордена иезуитов) Россия стала единственной страной в мире, где орден иезуитов получил возможность действовать легально. Полоцк, в котором была создана иезуитская академия (1812), стал своеобразной метрополией ордена, продолжавшего окатоличивание и полонизацию коренного населения Беларуси.

После подавления восстания 1830–1831 гг. отношение царских властей к национальной политике на белорусских землях радикально меняется. Создается специальный комитет по делам западных губерний. В государственных и учебных заведениях запрещается использование польского языка, вместо него повсеместно вводится русский. В 1832 г. властями закрывается Виленский университет, а в 1840 г. «для искоренения у жителей Северо-Западного края всякой мысли о самостоятельности существующего у них законодательства, которая может служить некоторым препятствием для слияния их с коренной Россией», был отменен Статут Великого княжества Литовского.

В 1840–1850-е гг. среди широких слоев местной интеллигенции растет интерес к изучению белорусского фольклора, быта, а также исторического прошлого Беларуси. Постепенно из польскоязычного литературного движения выделяется так называемая белорусская школа. Начинается второе специфически национальное Возрождение, связанное со становлением белорусского языка и литературы. Важное место в нем принадлежало Я.Чечоту, Я.Борщевскому, В.Сырокомле, отдельные произведения которых были написаны на белорусском языке. В творчестве же такого писателя, как В. Дунин-Марцинкевич, белорусский язык становится основным. В 40-е годы композитор А.Абрамович делает первые попытки создания национальных музыкальных произведений. В 1852 г. осуществляется постановка первой белорусской оперы «Крестьянка» (музыка С.Монюшки и К.Крыжановского, либретто В.Дунина-Марцинкевича). Центрами интеллектуальной жизни становятся кружки А.Киркора в Вильно, В.Дунина-Марцинкевича – в Минске, А.Вериги-Доревского – в Витебске. Вместе с тем этническое самоопределение значительной части белорусской интеллигенции все еще зависело от ее политической ориентации. Только отдельные ее представители понимали, что белорусы «владеют всеми условиями для самостоятельного развития и имеют на то все права, к сожалению, не осознаваемые народом». Одним из них был Константин (Кастусь) Калиновский (1838–1864). Печатное и рукописное наследие Калиновского немногочисленно – семь номеров газеты «Мужыцкая прауда», революционные инструкции, призывы, приказы, а также известные «Пісьмы з-пад шыбеніцы». Однако оно содержит ряд глубоких идей и теоретических положений.

Калиновский последовательно раскрывал сущность крепостнической эксплуатации во всех ее формах, резко критиковал враждебную народу государственную машину абсолютизма, решительно выступал за отмену в будущем обществе всех классовых, национальных, религиозных привилегий и ограничений. Значительное место он отводил обоснованию демократических форм правления, считая наилучшей из них демократическую республику. До тех пор, пока белорусский народ не станет свободным, подчеркивал революционер-демократ, в обществе не может быть справедливости, богатства и знания. Калиновский был приверженцем всеобщего образования и воспитания, которыми должно заниматься непосредственно государство, подчеркивал необходимость развития науки и культуры на родном, белорусском, языке.

Публицистика в газете «Мужыцкая прауда» свидетельствовала об определенной зрелости национального движения. Однако поражение восстания под руководством Калиновского (1863–1864) стало настоящей национальной катастрофой, отбросившей общество в его национальном развитии на несколько десятилетий назад. Лучшие представители демократической интеллигенции погибли во время боевых действий, были казнены либо сосланы в Сибирь. В Беларуси устанавливается жесточайший военно-полицейский режим. Запрещается печатать белорусские книги латиницей, что фактически означало полное запрещение белорусскоязычных публикаций.

Большое влияние на формирование национального самосознания оказало творчество Франтишка Богушевича (1840–1900), «духовного отца белорусского возрождения», по выражению М.Горецкого. В предисловии к сборнику «Дудка беларуская» (1891) и других произведениях он изложил свою концепцию относительно истории белорусов, подчеркнул преемственность политико-государственных и культурных традиций Великого княжества Литовского, их связь с современными ему умонастроениями, выразившимися в желании освободить свою «землицу Беларусь» от социального, политического, религиозного гнета, возродить культуру и гражданский престиж родного языка. Последний он рассматривал как «от Бога нам данный» и «святой для нас», считая его «одеждой души», основой существования нации, и призывал беречь родной язык, «чтобы не умерли». «Шмат было пакіх народаў, што страцілі наперш мову сваю, так як той человек перад скананнем, которому мову займе, а потым i зусім замерлі ” – напоминал и предостерегал Богушевич.

После снятия в 1905 г. запрета на белорусскоязычные публикации возникают белорусские издательства: «Загляне сонца i ў наша аконца» в Петербурге; «Наша ніва», «Наша хата» и «Палачанін» в Вильно и др. Особая роль среди них принадлежала «Нашай ніве», благодаря которой была взращена и призвана к ответственной миссии своего времени могучая плеяда будущих белорусских писателей-классиков, крупных общественно-политических и культурных деятелей, подлинно национальных идеологов – Я.Купала, Я.Колас, А.Пашкевич (Цётка), М.Богданович, А.Гарун, 3.Бядуля, братья А. и И.Луцкевичи, Е.Карский, В.Ластовский, Б.Тарашкевич, В.Голубок, Я.Лесик, Я.Дроздович и др.

Настоящей энциклопедией белорусоведения стала книга Е.Карского «Белорусы» (1921), над которой ученый начал работать еще до революции. В ней были приведены сведения о Беларуси и ее населении в прошлом и настоящем, дан очерк истории, этнографии, археологии, диалектологии белорусского народа, очерчены границы белорусского языка, составлена подробная библиография, перечислены в хронологическом порядке все работы по белорусскому языку, белорусской истории и этнографии, названы основные памятники белорусской письменности и их издания. Работа Карского – это первая попытка обстоятельного решения важнейших вопросов, связанных с историей белорусского народа, его языка и литературы.

Проблемы национального самосознания и национальной идентичности заняли ведущее место в исследованиях Игната Абдираловича (1896–1923). В 1921 г. был опубликован его труд «Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага светапогляду». Положения этого исследования отличались не только чрезвычайной для своего времени актуальностью, но во многом носили концептуальный характер. В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости. Анализируя положение белорусов в геополитическом пространстве между Востоком и Западом, автор впервые теоретически обосновал воздействие этих двух «культурных типов» на Беларусь. По мнению Абдираловича, результаты подобного воздействия в ходе истории самым неожиданным образом сказывались на жизни социума. Так, вместе с идеями гуманизма, либерализма, демократии на белорусскую почву с Запада пришли экономическое насилие, эксплуатация человека человеком. Восток же, в свою очередь, принес пренебрежение к личности, подавление ее прав и свобод. В данной связи Абдираловичем выдвигалась идея возрождения подлинно национальных форм жизни, противостоящих «чужеземному мессианству». Автор подчеркивал, что эти формы не приходят извне, каждая из них – плод духовного развития народа. Поскольку же белорусский народ на протяжении длительного исторического периода оказался лишенным возможности быть субъектом своей собственной исторической судьбы, он должен им, наконец, стать путем самостоятельного и ответственного социокультурного творчества – таков главный вывод автора.

В 90-е гг. XX в. вновь настоятельно заявила о себе необходимость духовного возрождения общества, связанная с обретением государственного суверенитета. Эта объективная необходимость противостоит тенденции реанимирования волюнтаристских постсталинских моделей в общественной жизни. Однако именно она выдвигает сегодня во главу угла ставший для белорусского общества основным вопрос восстановления утраченной «связи времен», без чего народу на пороге третьего тысячелетия трудно ответить на вызов, сделанный ему историей.


Контрольные вопросы к лекции №8

1. Когда был узаконен белорусский язык, как государственный язык ВКЛ?

2. Кто такой был Ф.Скорина?

3. В каких измерениях рассматривается человек Ф.Скориной?

4. В чём видел Ф.Скорина истоки нравственности?

5. Кто были приемниками традиций Ф.Скорины?

6. Чем объясняется отрицательное отношение С.Будного к смертной казни?

7. В трудах какого мыслителя получили обоснования идеи правового общества и государства?

8. В чём суть атеизма К.Лыщинского?

9. Кто является «духовным отцом белорусского возрождения» по выражению М.Горецкого?

10. Каково содержание книги Е.Карского «Белорусы»?

11. Какие проблемы заняли ведущее место в исследованиях И.Абдзираловича.

12. С чем связана необходимость духовного возрождения белорусского общества в настоящее время?


ЛИТЕРАТУРА

В качестве базовой учебной литературы могут быть рекомендованы следующие учебные и справочные издания:

1. Асмус В.Ф. Античная философия.– М.: Выс. школа, 2001.

2. Введение в философию. В 2-х частях. М., 1989.

3. Гуннар Скирбекк, Нилс Гилье. История философии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2000.

4. История философии. Учебник для высших учебных заведений. Отв. ред. В.П.Кохановский, В.П.Яковлев. – Ростов-на-Дону, 1999.

5. История философии: Учеб. для студентов философских и соц.-гуманит. специальностей вузов/ А.А.Бородич, А.В.Бодаков, Н.Н.Беспамятных и др. – Мн.: Новое знание, 2001.

6. История философии: Учеб. пособие / Под ред. В.М.Мапельманн, Е.М. Пенькова. – М.: 1997.

7. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. М., 1991.

8. Новая философская энциклопедия. В 4 т./ Науч.-ред. совет: предс. B.C.Степин.- М.: Мысль, 2001.

9. Новейший философский словарь. Мн., 1999.

10. Русская философия: Имена. Учения. Тексты/ Авт.-сост. Н.В.Солнцев. – М.: Издат. дом «ИНФРА-М», 2001.

11. Спиркин Александр Георгиевич. Философия: Учеб. – М.: Гардарики, 2001.

12. Философия /Отв. редактор В.П.Кохановский. Ростов на Дону, 1995.

13. Философия: Справочник студента/ Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – М.: Изд-во ACT, 2000.

14. Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. В 3 ч. – М.: Владос, 1997.

15. Шаповалов Виктор Федорович. Основы философии. От классики к современности: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд. – торговый дом «Гранд», 2000.

При изучении отдельных тем лекционного курса рекомендуется использовать дополнительную литературу:

1. Августин А. Исповедь, Абеляр П. История моих бедствий – М., 1992.

2. Антология мировой философии. В 4 т.– М.: Мысль. 1969.

3. Аристотель. Сочинения. В 4 т. М., 1975-1983.

4. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

5. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1957.

6. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века //О России и русской философской культуре. – М.: Наука, 1990.

7. Богомолов А.С. Античная философия – М., 1985.

8. Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII в. – М.: МГУ, 1986.

9. Боткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М.: РГГУ, 1995.

10. Буржуазная философия XX века. – М., 1974.

11. Быховский Б.Э. Людвиг Фейербах. М., 1967.

12. Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. – М., 1971-1972.

13. Вишневский М.И. Социально-философские основы гуманистики – Могилев, 1997.

14. Гаиденко П.П. Эволюция понятия науки. Формирование научных программ Нового времени. – М., 1987.

15. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. –СПб, 1993.

16. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. –М., 1974-1977.

17. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа: Пер. с нем. – М.: Мысль, 1987.

18. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. – СПб, 1994.

19. Гельвеций К.А. Сочинения. В 2 т. – М.: Мысль, 1973.

20. Гердер И.Г. Идеи в философии истории человечества. – М.: Наука, 1977.

21. Гоббс Т. Левиафан // Избр. произв. В 2 т. Т.2. – М.: Мысль, 1965.

22. Гоббс Т. О гражданине // Избр. произв. В 2 т. Т.1.– М.: Мысль, 1965.

23. Гольбах П.А. Избр. произв. В 2 т. – М.: Соц.-экон. лит., 1963.

24. Горфункелъ А.X. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

25. Горфункелъ А.X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. – М., 1977.

26. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

27. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991.

28. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. – М., 1989, 1994.

29. Дидро Д. Избр. произв. – М.–Л.: Художественная литература, 1951.

30. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.,1986.

31. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия Серебряного века. – Екатеринбург: 1995.

32. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М., 1996.

33. Зеньковский В.В. История, русской философии. В 2 т. – Л.: 1991.

34. Идеи гуманизма в общественно-политической и философской мысли Белоруссии. – Мн., 1977.

35. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI - начала
XIX вв. – Мн., 1962.

36. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М.: 1984.

37. История античной диалектики. – М., 1972.

38. История диалектики. Немецкая классическая философия. – М.: 1978.

39. История китайской философии.: Пер с кит. – М.: 1989.

40. История философии в кратком изложении.: Пер. с чеш. – М.: 1991.

41. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

42. Кант И. Сочинения. В 6 т. – М., 1964-1966.

43. Кузанский Н. Сочинения. В 2 т. – М., 1979-1980.

44. Леонтьев К.Н. Цветущая сложность. – М., 1992.

45. Локк Дж. Два трактата о правительстве. // Избр. философ. произв. В 2 т. Т.2. – М., 1960.

46. Лосев А.Ф. История античной философии.– М., 1989.

47. Лосев А.Ф. Русская философия. //Очерки истории. – Екатеринбург. 1991.

48. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

49. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

50. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

51. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

52. Майхрович А.С. Поиск истинного бытия и человека. Из истории философии и культуры Беларуси. – Мн., 1992.

53. Макиавелли Н. Избранные сочинения. – М., 1982.

54. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М., 1990.

55. Материалисты Древней Греции. – М., 1955.

56. Мир философии. Ч. 1-2. – М.: Политиздат, 1991.

57. Митрохин Л. Философия религии. – М., 1993.

58. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. – М., 1973.

59. Ницше Ф. Афоризмы и изречения. – Мн., 1997.

60. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Сартр Ж.П. Сумерки богов. – М., 1989.

61. Новиков А.И. История русской философии X–
XX веков. – СПб., 1998.

62. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. – М., 1991.

63. Очерки истории философской и социологической мысли в Белоруссии (до 1917 года). – Мн., 1973.

64. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. – М., 1991.

65. Платон. Сочинения. В 3 т. – М., 1968–1972.

66. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. – СПб., 1994-1997.

67. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.

68. Соколов В.В. Европейская философия XV–XVII вв. – М., 1984.

69. Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. – М., 1962.

70. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

71. Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. – М., 1988.

72. Старостенко В.В. История общественно-философской мысли Средневековья и Возрождения в Беларуси. – Могилев, 1996.

73. Старостенко В.В. Философская мысль Нового времени в Беларуси. - Могилев, 1997.

74. Фейербах Л. Избранные философские произведения.
В 2т. – М., 1955.

75. Философия и культура. – М., 1987.

76. Философия Канта и современность. – М., 1974.

77. Флоренский П.А. Соч. Т. 1–2. – М., 1990.

78. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1.– М., 1989.

79. Франциск Скорина и его время. Энциклопедический справочник – Мн., 1990.

80. Фрейд 3. Психология бессознательного. – М., 1990.

81. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997.

82. Хомяков А.С. О старом и новом. – М.: Современник, 1988.

83. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

84. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

85. Чанышев А.Н. Начало философии. – М., 1982.

86. Чанышев А.Н. Фичософия Древнего мира. – М., 1999.

87. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.


 


Учебное издание

 

Система открытого образования

 

Таркан Иван Иванович

 

 

Философия

 

Курс лекций

 

В четырех частях

 

Части I-II

4-е издание, стереотипное

 

 

Ответственный за выпуск О.Н. Солдатова

В авторской редакции

Технический редактор Т.В. Жибуль

Художник обложки О.А. Стасевич

Компьютерная верстка Н.М. Азаревич

 

 

Подписано в печать 30.08.2005.

Бумага офсетная. Формат /16.
Гарнитура Times. Печать трафаретная.

Усл.печ.л. 16,04. Уч.-изд.л. 17,25. Тираж 240 экз. Заказ 272.

 

Издатель и полиграфическое исполнение:

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

ЛИ № 02330/0056905 от 01.04.2004 г.

ЛП № 02330/0056837 от 11.05.2004 г.

 

220007, г. Минск, ул. Московская, 17.


[1] Фихте И.Г....Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей.

[2] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1986. - С. 309.

[3] Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 1.— М., 1975. — С. 69.

1 Диоген Лаэрстий. Указ. Соч. С. 403.

[5] Шлегель Ф. Эстетка. Философия. Критика. В 2 т. Т. 2.- М, 1983. - С. 104-105.

[6] Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений //Вопросы философии. 1991. № 12. — С. 21.

[7] Такой методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть сведены к низшим и объяснены на основе их закономерностей, называется редукционизмом (от лат. reductio — отодвигание назад, возвращение к прошлому состоянию). Редукционизм бывает самых различных видов: механистический — сведение высших форм материи к механической; биологический — сведение социальной формы материи к биологической; психологический — объяснение законов развития общества только психологическими факторами и т.д.

[8] Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, заключающийся в абсолютизации относительности познания и проистекающий из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости реальности и отрицания ее относительной устойчивости.

 

[9] Гете И.В. Избранные философские произведения. — М., 1964. — С. 369.

 

[10] Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 160.

 

[11] Ясперс. К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 32-33

[12] Гегель Г. Соч. — М.: Изд-во соц-экон. лит., 1932. — Т. IX. — С. 92.

 

[13] Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. Т. 1. — Спб.: Стикс, 1994. — С. 244.

 

[14] См.: Платон. Соч. В 3 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1968. — С. 99.

 

[15] Цит. по кн.: Лукреций Кар. О природе вещей. — М.: Изд-во АН СССР, 1947. — С.49.

[16] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. – С. 43.

[17] Антология мировой философии Т. 1 Ч. 2. С. 602

[18] Валла Л. О наслаждении //Антология мировой философии. Т. 2. — М.: Мысль, 1970. — С. 81.

[19] Макиавелли Н. Государь //Избр. соч. — М.: Худ. лит. 1982. — С. 373

[20] Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук //Соч. В 2 т. Мысль, 1971. -С. 420.

[21] Макиавелли Н. Указ. соч. С. 345.

 

[22] Леонардо да Винчи. Об истинной и ложной науке //Антология мировой философии. Т 2. - М.: Мысль, 1970. --С. 87.108.

 

[23] Николай Кузанский. Соч. В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1979. — С. 134.

[24] Николай Кузанский. Указ. соч. Т. 1. С. 131.

[25] Николай Кузанский. Указ. соч. Т. 1.. С. 133.

[26] Бруно Дж. Диалоги. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1949. — С. 273.

[27] Там же. С. 273.

[28] Там же. С. 322.

 

[29] Бэкон Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1977. - С.48.

 

[30] Гоббс Т. Левиафан. Избр. произв. В 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1965.С. 195-196.

[31] 'Там же. С. 196.

[32] Гоббс Т. О гражданине. Избр. Философ., произв. В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль 1965. - С. 345.128.

 

[33] Гольбах ПА. Избр. произв. В 2 т. Т. 1. — М.: Соц.-экон. лит., 1963.— С. 66.

[34] Гольбах ПА. Избр. произв. В 2 т. Т. 1. — М.: Соц.-экон. лит., 1963.— С. 237.

[35] Деисты — представители учения, которое признавало Бога в качестве творца Вселенной, но отрицало его дальнейшее вмешательство в дела природы. Деисты отвергали церковную веру в чудеса и выступали в защиту просвещения.

[36] Гольбах ПА. Избр. произв. В 2 т. Т. 1. — М.: Соц.-экон. лит., 1963. — С. 60.

[37] Ламетри Ж.О. Соч. - М.: Мысль, 1976. -С. 226

[38] Ламетри Ж.О. Соч. - М.: Мысль, 1976. -С. 211,215.

[39] Дени Дидро. Избр. соч. - М.- Л.: Худ. лит., 1951. - С. 331.

[40] Гельвеций К. Указ. соч. С.404

[41] Ламетри Ж.О. Соч. — М.: Мысль, 1976. — С. 369.

[42] Ламетри Ж.О. Соч. — М.: Мысль, 1976. — С. 489,492.

[43] Там же. С.479.

[44] Ламетри Ж.О. Соч. — М.: Мысль, 1976. — С. 278.

[45] Там же С. 279, 313.

[46] Руссо. Ж.-Ж. О влиянии наук на нравы. — Спб.: Светоч, 1908. —С. 4.

[47] См.: Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М: Наука, 1969. - С. 29.

[48] Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. — М.: Соц.-экон. лит., 1938. - С. 3.

[49] См.: Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.: Наука, 1969. - С. 188.

[50] См.: Гольбах П.А. Избр. произв. В 2 т. Т 2. — М.: Соц.-экон. лит., 1963.— С. 88

[51] См.: Гольбах П.А. Указ. соч. С. 93

[52] См.: Гольбах П.А. Указ. соч. С. 94

[53] См. Кант. И. Собрание соч. В 6 т. Т. 4 Ч. 1. – М. Мысль, 1965. – С. 273.

[54] Там же. С. 260

[55] См. Кант. И. Собрание соч. В 6 т. Т. 4 Ч. 1. – М. Мысль, 1965. – С. 270.

 

[56] Фейербах Л. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1955. С. 685.

[57] Фейербах Л. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1955. С. 42.

[58] Маркс К. и Энгельс Ф Соч. Т. 3. С. 3.

[59] Маркс К. и Энгельс. Ф. Избр. Соч. Т.2. С. 65.

[60] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23 С. 21.

[61] Маркс К. и Энгельс Ф. Т. 20 С. 12.

[62] Гадамер Х. Г. Актуальность прекрасного М., 1993. С. 44.

[63] Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 129.

[64] Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 1. Ч. 1. — Л.: Эго, 1991.-С. 13

[65] Там же. С. 16.

[66] См.: Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. М.: Молодая гвардия, 1991.

[67] Лосев А.Ф Русская философия //Русская философия. Очерки истории.

[68] Зеньковский В.В. История русской философии. Т 1. Ч. 1. — Л.: Эго, 1991. — С. 12

[69] Хомяков А.С. Соч. В 2 т. Т. 1. - М.: Медиум, 1994. - С. 11

[70] Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта //Хомяков А.С. О старом и новом – М.: Современник, 1988. — С. 201.

[71] Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта //Хомяков А.С. О старом и новом — М.: Современник, 1988. —
С. 203.

[72] Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России //Критика и эстетика. — М.: Искусство, 1979. —
С. 224

[73] Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его влиянии на просвещение в России. Указ. соч.
С. 278.

[74] Хомяков А.С. Предисловие к "Русской беседе". Указ. соч. С. 49

[75] Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России. Указ. соч. С. 224

[76] См.: Хомяков А.С. О сельской общине. Указ. соч. С. 161

[77] Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его влиянии на просвещение России. Указ. соч. С. 279

[78] Хомяков А.С. О возможности русской художественной школы. Указ. соч. С. 143

[79] Хомяков А.С. О возможности русской художественной школы. Указ. соч. С. 144

 

[80] Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. Т. 1. — М.: Наука, 1991. — С. 324.

 

[81] См.: Белинский В.Г. Письмо к В. Боткину от 8 сентября 1841 г. // Полн. собр. соч. В 13 т. Т. 12. - М.: госполитиздат, 1948. - С. 66

[82] См.: Герцен А.И. Полн. собр. соч. I.VIIL, 1919-1925. - С. 323.

 

[83] Герцен А.И. Собр. соч. В 30 т. Т. II - М.: АН СССР, 1954. - С. 310.

[84] Герцен А.И. Указ. соч. Т. XIX, 1958. С. 125

[85] Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. VII. - М.: АН СССР, 1955. — С. 466

[86] Белинский В.Г. Указ. соч. Т. XII. 1956. С. 71.

[87] Бакунин М.А. Собр. соч. и писем. В 4 т. Т. 4. — М., 1934—1935. — С. 165

[88] Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. В 16 т. T.VII. - М., 1950. - С. 239.

[89] Чернышевский Н.Г. Указ. соч. Т. IX. С. 828.

[90] Чернышевский Н.Г. Указ. соч. Т. IV. С.. 434

[91] Григорьев А.А. Мои литературные и нравственные скитальчества. — М., 1915

[92] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М.: Книга, 1989. — С. 85.

[93] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М.: Книга, 1989. — С. 82.

[94] Данилевский Н.Я. Указ. соч. С. 91

[95] Данилевский Н.Я. Указ. соч. С. 109

[96] См.: Данилевский Н.Я. Горе победителям! //Сборник экономических и политических статей
Н. Данилевского. — Спб., 1890. — С. 181.

[97] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 27. — Л.: Наука. — С. 181

[98] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 27. — Л.: Наука. — С. 181-182

[99] Достоевский Ф.М. Указ. соч. Т. 24. С. 49-50. Т. 27. С. 56.

[100] Достоевский Ф.М. Указ. соч. Т. 25. С. 7

[101] Там же. Т. 29. Ч. 2. С. 84

[102] Бердяев Н.А. Русская идея //Мыслители русского зарубежья. — Спб.: Наука, 1992.

[103] Розанов В.В. Уединенное. — М.: Московский рабочий, 1990. — С. 46

[104] См.: Голлербах Э. Розанов В.В. Жизнь и творчество. — Птг., 1922. — С. 57.

 

[105] Франк С.Л. Сочинения. —.М., 1990. - С. 334.

[106] Ленин В. И. Полн. собр. Соч. Т.18, с 152-153






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных