Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Немецкая классическая философия.




Г. В. Ф.Гегель (1770 – 1831)

1. То, что Гегель (а еще раньше Фихте и Шеллинг) заимствует из кантовской философии – это идея «коперниканской революции» [1], кантовская мысль о том, что субъект в процессе познания не пассивно воспринимает, а, скорее, конструирует реальность (и что, вследствие этого, то, что он познает (вещи) не является для него просто чем-то внеположным, но всегда ему соразмерно).

2. То, что в кантовской системе Гегелем категорически отвергается, - это кантовское понятие «вещи в себе».

Напомним, что под «вещью в себе» Кант понимает не непознанное (еще не познанное), а непознаваемое, некий «черный ящик», в который конкретное конечное сознание (сознание человека) никогда не сможет заглянуть. Вот Гегель и удивляется, гневно вопрошая: зачем разуму понятие внеразумного? Как и зачем разум будет мыслить то, что в принципе находится за пределами его досягаемости? Такое понятие (понятие «вещи в себе» как непознаваемого) Гегель считает результатом чудовищной логической ошибки.

Ремарка: Почему Канту понятие «вещь в себе» не представляется лишним, а Гегель (и еще раньше Фихте) находит его таковым? Наверное, потому, что от Канта к Фихте произошла смена парадигмы[2] (образа мысли, и в то же время не вполне осознаваемого контекста, в котором эта мысль разворачивается). У Канта понятие «природы» чрезвычайно нагружено в смысловом и, даже, эмоциональном плане. В нем угадывается ученый – естественник, который с увлечением исследует природу. Для него истина – где-то там, в глубинах вещей или в глубинах космоса. Кант еще вполне человек Просвещения, для него мир – это, прежде всего, природа, «натура», «фюсис».

Гегеля природа уже не вдохновляет[3]. Он не там ищет истину, но в человеке, в том, что создано человеком (в человеческой истории, в человеческом обществе), там, по Гегелю, живет Бог, там он присутствует (у Канта же Он присутствует в индивидуальном моральном законе и в глубинах вещей).

После Канта природа перестает быть основным словом философии.

 

[1] См. предыдущую лекцию.

[2] «Парадигма» - дословно образец.

[3]«При всем бесконечном многообразии изменений, совершающихся в природе, в них обнаруживается лишь круговращение, которое вечно повторяется; в природе ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку. Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое. Это явление, совершающееся в духовной сфере, позволяет вообще обнаружить в человеке иное определение, чем в чисто естественных вещах…» Гегель Философия истории, введение.

_______________________________________________________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных