Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие «экзистенция».




Предмет рефлексии Кьеркегора, так же, - человек. И в своей интерпретации того, что такое человек, Кьеркегор отталкивается от Гегеля, от гегелевского различения вещи и индивида[1].

Человек не есть в смысле вещи, сущность его состоит не в пассивном пребывании и обладании неким качествами, а в том, что он – существо действующее (он совершает поступки, принимает решения). В том, что его существование протекает во времени (оно принципиально текуче и принципиально конечно) и в определенных жизненных обстоятельствах (от которых он не в состоянии и не в праве абстрагироваться).

Кьеркегор вводит в качестве принципиального различия различие бытия и существования. «Есть» вещь, - человек же существует. Если он, конечно, не просто вещь. Человеку мало быть, ему нужно существовать. Существовать труднее, - пишет Кьеркегор [2].

«Существование» по-латыни – existentia (экзистенция). Кьеркегора впоследствии назовут родоначальником философии экзистенциализма[3].

Итак, человек, согласно Кьеркегору – это существование (экзистенция»).

[1] См. раздел «Понятие духа в философии Гегеля»

[2] «Существовать в качестве человека, означает отваживаться на решение» С. Кьеркегор, «Философские крохи»

[3] Большинство представителей этого философского направления жили уже в 20-м веке. Смотри лекцию «Философия экзистенциализма».

____________________________________________________________________________

Критика Гегеля.

Однако дальнейший ход мысли Гегеля Кьеркегором уже не приемлется. Гегель, определив индивида как существо действующее, переходит затем от индивида (конкретного человеческого субъекта) к Абсолютному духу (абсолютному субъекту). Конкретный человек оказывается у Гегеля моментом существования Абсолюта.

Кьеркегора удивляет и вызывает возмущение то, что Гегель пишет (строит свою философскую систему) как бы с точки зрения Абсолютного духа, как если бы это было возможно, чтобы человеческий разум мог стать на позицию Абсолютного разума и с этой позиции взглянуть на мир.

Гегель говорит с позиции Абсолюта, с позиции вечности и о вечном, о мире в целом, о бытии…. В то время, как для меня (реального человека) речь может идти только о моем существовании.

С точки зрения Абсолютного духа (если бы мы могли на нее встать) мир предстал бы нам как разумное целое, зло было бы иллюзией, смерть так же; все различия снимались бы, все противоречия были бы преодолимы[1]. С позиции моего конкретного существования мир непонятен, зло и смерть реальны, различия остаются различиями, а противоречия противоречиями.

Кьеркегор считает, что отвлеченное мышление, абстрагирующееся от личности, от существования самого мыслителя, - глупость[2]. Для Кьеркегора философия – это, прежде всего, этика: для меня (человека) речь идет о моем конкретном существовании, о том, что мне с ним делать, какие решения я принимаю в своей жизни (а все значимые решения в моей жизни так или иначе морально окрашены).

Человек, согласно Кьеркегору, не «снимается» в некоем сверхличностном Мировом духе. Его сущность – в том, что он здесь и сейчас и это он принимает решения, а не мировой разум. Он рождается и умирает, может погубить или спасти свою душу, он вновь и вновь пытается из своей конечности помыслить вечное.

В животном царстве мы видим, что род выше индивида (существование индивида подчинено интересам рода). С человеком дело обстоит наоборот. Самое существенное в человеке то, что он – единственный в своем роде, «этот одиночка».

[1] См. раздел «Логика Гегеля» (термин «снятие») Кьеркегор восстает против общих принципов гегелевского мышления.

[2] «Абстрактный мыслитель, несомненно, существует, однако его существование выглядит скорее, как сатира. Он удостоверяет существование тем, что мыслит, — но немедленно впадает в странное противоречие: ведь чем абстрактнее его мышление, тем сильнее абстрагируется он от своего существования» С. Кьеркегор «Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам»»,§ 1.

_____________________________________________________________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных