Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Маркс о будущем человечества.




Марксова формационная концепция истории и по сей день служит основой преподавания истории (в школе и не только). Маркс, как известно, выделяет пять формаций (в зависимости от господствующего в обществе способа производства): первобытно – общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую (в других сочинениях он называет ее «социалистической»[1]). На протяжении всей предшествующей истории, от формации к формации, отчуждение и несвобода человека усиливались. За этим, согласно Марксу, должен последовать прорыв и возвращение человеческого духа к себе, обретение им своей истины.

Маркс, конечно, не настолько наивен, чтобы полагать, что если у человека отобрать собственность или если ее равномерно поделить, человек станет лучше.

Маркс пишет, что после пролетарской революции восторжествует человеческая зависть[2], люди будут игнорировать и уничтожать все, что нельзя поделить, все, чем нельзя владеть как вещью (талант, например).

Но Маркс полагает, что объективная логика истории приведет к тому, что человек в достаточно конкретные сроки преодолеет свой инстинкт собственничества, отгораживающий его от всего мира и присвоит, уже в ином смысле себе этот мир вновь, научится «быть», а не «иметь». Объективная логика истории приведет к тому, что отчуждение человека от продуктов собственного труда и отчуждение человека от своей собственной сущности будет преодолено.

Поэтому желание иметь и весь процесс отчуждения не предстают у него в качестве некоего абсолютного зла (Маркс не моралист). Это «зло», по его мнению, есть то, через что должно пройти человечество в процессе своего развития. Мы можем назвать эту убежденность Маркса в неотвратимости логики истории (веру в ее счастливый исход) «оптимизмом», можем (со всем правом на то) назвать ее гегельянством. Действительно, вполне в духе Гегеля, предполагать, что если противоречие имеется, то оно может быть снято, если противоречие обостряется, то момент «снятия» этого противоречия близок.

[1] В «Экономико-философских рукописях» последняя формация названа «социализмом», в «Манифесте коммунистической партии» - «коммунизмом».

[2] «Этот коммунизм, отрицающий повсюду личность человека, есть лишь последовательное выражение частной собственности, являющейся этим отрицанием. Всеобщая и конституирующаяся как власть зависть представляет собой ту скрытую форму, которую принимает стяжательство и в которой оно себя лишь иным способом удовлетворяет. Всякая частная собственность как таковая ощущает — по крайней мере

по отношению к более богатой частной собственности — зависть и жажду нивелирования, так что эти последние составляют даже сущность конкуренции. Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из представления о некоем минимуме». Там же.

_________________________________________________________________________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных