Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Диалектический материализм.




Маркс ученик Гегеля, и в то же время его критик. Он критикует Гегеля за абстрактность мышления. Согласно Марксу, реально не идея, не абсолютный дух, а материальное (конкретные индивиды, находящиеся в конкретных социально-экономических условиях).

Маркс применяет диалектику (как он ее воспринял от Гегеля и как он ее по своему переосмыслил) к анализу исторического развития общества. Человеческая история (как уже говорилось) понимается Марксом как определенная экономическими факторами (она представляет собой сменяющие друг друга общественно-экономические формации). Каждая формация предполагает класс тех, кто владеет средствами производства и класс эксплуатируемый. Каждая формация предполагает свое основное социальное противоречие, его нарастание и разрешение («снятие»).

Идея применить принципы диалектики к природе принадлежит Ф. Энгельсу (он приходит к этой идее под влиянием позитивистского эволюционизма Спенсера и Дарвина[1]). Энгельс убежден, что принципам диалектики подчиняется все в живой и неживой природе, что ею должны руководствоваться конкретные естественные науки, что это принципы, согласно которым природа эволюционирует.

Энгельс формулирует знаменитые три закона диалектики (авторство которых, как правило, приписывают Гегелю):

1) закон перехода количества в качество;

2)закон единства и борьбы противоположностей;

3) закон отрицания отрицания.

Действительно, в этих законах можно найти следы гегелевской схемы развития абсолютного духа из «Науки логики». Но у Энгельса отдельные моменты диалектической логики Гегеля догматизируются, обретая форму естественнонаучных законов, описывающих три важнейших свойства материи, а не отдельные стадии формирования понятия.

Когда мы мыслим (а, согласно Гегелю, мысля, мы повторяем движение абсолютного духа) у нас качество в количество не переходит, противоположности в нашем сознании не борются и не пребывают в единстве.

Чтобы сформулировать эти три закона, нужно иметь в виду развитие вещей, а не идей. Примеры, которые приводит Энгельс (и которые перекочевывают затем в советские учебники диалектического материализма): изменение агрегатного состояния воды при повышении ее температуры (закон перехода количества в качество), возникновение нового вида животных в процессе естественного отбора (он же). Движение Земли вокруг Солнца, как результат единства и борьбы гравитационных и центробежных сил, или же жизнь, как единство и противоположность рождения и смерти. Отрицание феодализма капитализмом и отрицание капитализма социализмом, а так же отрицание личинки бабочкой, которая затем откладывает большее число личинок (закон отрицания отрицания).

[1] К сожалению, письменное изложение не может в точности следовать хронологии. Об эволюционизме см. ниже в теме «Позитивизм». /Хотя Спенсер, Дарвин и Маркс с Энгельсом были, практически, современниками./

_____________________________________________________________________________

 

Основные работы:

«Экономическо-философские рукописи 1844»

«Тезисы о Фейербахе» (1845)

«Манифест коммунистической партии» (1848)

«Капитал» (1 том – 1867)

 

Лекция четвертая.

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных