ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Диалектико-материалистическая концепция истории К. Маркса и Ф. ЭнгельсаВ итоге концепция материалистического понимания истории может быть представлена в виде следующей логической схемы. – основу истории, или общества, составляет гражданское общество, образуемое процессом производства и порожденной им формой общения; – это основание определяется материальным производством непосредственной жизни, трудовым отношением, разделением труда; – центральное место в общественно-производственном организме занимают отношения собственности и соответствующие им отношения распределения, в основе которых лежит разделение труда; – на этой основе вырастают классовые отношения; – обусловленное классовым расслоением, возникает государство, а вместе с ним – различные правовые формы; – наконец, на основе производства и форм общения необходимо проследить возникновение различных форм сознания. Итак, история человеческого общества – естественно-исторический процесс. Законы истории объективны. И главный из них – в том, что «ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточного простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества». В «Капитале» труд характеризуется не только в его абстрактной определенности, независимо от конкретно-исторических общественных отношений. Прежде всего он исследуется как историческое явление с преимущественным вниманием к тому способу, которым соединяются люди для осуществления этого процесса. При абстрактной характеристике труда Маркс неизменно подчеркивает природно-материальный характер отношения человека к природе. Но и в этом случае анализируются отношения между людьми. При изучении конкретно-исторических форм общественного производства людьми своей жизни, когда они вступают в объективные производственные отношения, предметом специального внимания Маркса также являются отношения людей к природе, но акцент теперь делается на изучении отношений участников производства друг к другу. Ведь всякое производство, согласно Марксу, есть присвоение индивидом предметов природы в рамках определенной формы общества и посредством ее. На этом пути Маркс открывает общественную форму труда и создает ее теорию. Материалистическая диалектика. Разрабатывая философские и социальные вопросы, Маркс и Энгельс показали, что действительным всеобщим методом познания и практики может быть только материалистическая диалектика как наука о развитии в его наиболее полном виде и, одновременно, как Логика и теория познания. С точки зрения диалектики развитие всегда есть самодвижение, поскольку источником его являются внутренние противоречия предмета. В своем высшем, категориальном проявлении диалектика есть сущностное обобщение истории – истории природы и (что еще более ценно) – истории общества. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|